Распечатать: Разделяй и барствуй РаспечататьОставить комментарий: Разделяй и барствуй Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Разделяй и барствуй Посмотреть комментарии

24 марта 2011

СКАНДАЛЫ

Разделяй и барствуй

    В редакцию "МСН" пришли обычные труженики железной дороги и рассказали, что стратегическую отрасль ныне пытаются любыми способами обескровить. А после продать в частные руки, погубив важнейшее для страны предприятие, жизнь страны без которого невозможна...

    Вперед в прошлое

    В редакцию пришли люди, которых принято называть работягами - слесаря, мастера по ремонту тепловозов, машинисты локомотивов. И принесли любопытные документы. В разрозненности бумаги мало о чем говорят, однако вместе указывают на любопытную картину. Похоже, одно из самых важных предприятий страны кое-кто из руководителей страны готовит к разгосударствлению. А после - к акционированию. Чем у нас в стране кончаются подобные начинания, долго объяснять не надо. Из завода, фабрики или успешного дела выжимаются все соки, а после оно продается по бросовой цене и уже никогда не реанимируется. Люди же, причастные к "смерти" еще недавно прибыльного и процветающего гиганта, остаются в тени. С неплохими суммами на банковских счетах.

    Раздербанить "железку" вознамерился еще экс-президент Курманбек Бакиев. Своим указом в январе 2006 года он объявил, что предприятие будет приватизировано частниками. Тогда возмутились сотни сотрудников ГП, они вышли на массовые акции протеста, устроили голодовку и пригрозили самосожжением. Когда руководство страны поняло, чем грозит их начинание, Бакиев указ, успевший стать даже законопроектом, из Жогорку Кенеша отозвал. А в ГП "НК "Кыргыз Темир Жолу" поставили Наримана Тюлеева, которому удалось пресечь продолжавшееся много лет разбазаривание госсобственности, наладить бесперебойную работу предприятия, рассчитаться с долгами и даже дать толчок к развитию.

    Но случились апрельские события, вызвавшие сначала безвластие, а потом кадровый бардак и передел собственности. Достоянием СМИ стал скандальный список, где три партии правящей коалиции поделили между собой прибыльные госструктуры и сферы влияния в министерствах и ведомствах. Железная дорога, согласно ему, досталась партии "Республика". Можно долго спорить о правдивости данного перечня, но имя Бабанова на "железке" всплыло довольно быстро.

    Началось с того, что ею внезапно заинтересовалось Мингосимущества, тоже, кстати, согласно упомянутому списку, попавшее под "Республику". Тамошние чиновники внезапно нагрянули с уймой проверок и, по свидетельству сотрудников ГП, открыто говорили: можете сколько угодно противиться, Бабанов все равно вас акционирует и продаст. Это вызвало череду скандалов. Но пыла чиновников не умерило. И на основании того самого, отозванного четыре года назад Бакиевым, законопроекта вдруг появляется распоряжение... разгосударствить "железку".

    Заковыка в том, что эта национальная компания имеет статус оперативного управления государством. Которое подразумевает работу по обеспечению грузовых и пассажирских перевозок на благо страны, без ведения предпринимательской деятельности. По железной дороге к нам завозятся ГСМ, лес, автомобили и многое другое. Можно без преувеличения сказать: останови ЖД - в стране рухнет экономика. Начнутся сначала протесты тысяч недовольных пассажиров, которые не могут уехать по месту назначения, вместе с выступлениями прогорающих из-за сорванных сделок и поставок бизнесменами. А следом и голодные бунты - в Кыргызстане спустя совсем короткое время нечего станет есть.

    Будим лихо, которое и так не тихо

    В продолжение эпопеи с проверками Мингосимущества в феврале этого года тихо появилось постановление правительства, подписанное Атамбаевым. Оно предписывает "в целях рационального использования прибыли госпредприятий" отчислять с оных не менее 50 процентов чистой прибыли на счета... все того же Мингосимущества. Беда в том, что закон гласит: если ГП работает на праве оперативного управления, оно должно субсидироваться государством, оказывая необходимые для жизни страны услуги. А доходы отправлять на собственные нужды и развитие. То есть государство, не давшее с конца 80-х ни копейки, должно "железке" приплачивать. А не совсем наоборот.

    Железнодорожники из работяг уверены: госпредприятие работает справно и отчисляет немалые налоги в казну, лишь когда находится под крылом государства. Частнику, который ее выкупит, будет совсем не выгодно показывать прибыли - начнутся укрывательства и махинации. Да, приватизация крупной структуры в Кыргызстане синоним больших денег - зачем развивать то, что можно выгодно перепродать? Промышленные гиганты, доставшиеся КР после распада Союза, - тому подтверждение.

    На одном из этапов приватизации и мелькнуло имя высокого чиновника, который распорядился железной дорогой по своему усмотрению, - главы партии "Республика". Руководителям предприятий "железки" было отправлено предписание внести предложение по ликвидации или преобразованию ГП. С формулировкой "во исполнение поручения первого вице-премьер-министра О. Бабанова от 25.02.2011 № 16-379". Причин не верить списку "сфер влияния" коалиционных партий становится все меньше.

    - Госпредприятие хотят намеренно довести до банкротства, сначала "обескровить", отобрав часть собственности и половину прибыли, а после, под предлогом, что государство плохой менеджер, продать, - уверен глава Рабочего профсоюза железнодорожников Эрнис Докенов. - Это рейдерство на государственном уровне. Зачем реформировать то, что исправно работает и развивается, приносит немалые доходы казне и ничего не просит у страны? Все направлено на то, чтобы раздробить единую структуру, передать ее неким частникам на растерзание и медленное угасание. Но без стратегической отрасли жизнь страны будет невозможна. И государство вынуждено будет забрать обратно "железку", реанимировать ее за свой счет. Что это, как не схема масштабных махинаций? Дорога стоит многие миллионы долларов, а продадут ее, не сомневаюсь, в десятки раз дешевле.

    Того же мнения, как выяснилось, придерживаются и руководители предприятий ЖД. Практически все они прислали ответ на бабановскую просьбу с формулировками "не считаем целесообразным", "коллектив выразил мнение оставить форму собственности государственной", "дорога должна принадлежать государству", "оставить существующую структуру", "преобразование компании в АО считаем преждевременным". Причем служебные записки писались явно не под диктовку - каждое подразделение приводит свои доводы в пользу того, чтобы оставить нацкомпанию в качестве ГП.

    Что уж говорить об обычных железнодорожниках, некоторые из которых даже пришли в редакцию. Они вне себя, кипят негодованием.

    - Железную дорогу разворовывали и пытались прибрать к рукам многие годы подряд, но каждый раз она выстаивала благодаря своему коллективу, - говорят работяги. - Мы видим, что ее в очередной раз пытаются подвести к банкротству, это даже не скрывается. На ЖД работают около 6 тысяч человек, почти все возмущены происходящим. Когда начались эти тенденции, в каждом предприятии КТЖ были организованы стачечные комитеты, мы сплотились. И сошлись во мнении: сделаем все, чтобы не допустить развала любимого нами предприятия. Многие работают тут целыми семьями, за поколения сложились династии железнодорожников. Если политикам удастся прибрать к рукам нацкомпанию, многие окажутся на улице, а дорога - под угрозой уничтожения. Они заявляют, что не боятся выступлений рабочих? Мы им можем показать, что с мнением людей считаться все же стоит.

    Большая игра

    В том, что таковая ведется, сомневаться не приходится. Согласно имеющимся в редакции документам, все указывает на то, что ЖД собрались акционировать. Но сделать это без внесения изменений в Закон "О железнодорожном транспорте" невозможно. А значит, соответствующий проект должны рассматривать парламентарии, дело, без сомнения, получит широкий резонанс. И нужно подвести общество к тому, что иного выхода, кроме передачи предприятия в частные руки, нет.

    Первые шаги к этому уже сделаны - у "железки" намереваются отнять перестраиваемый ныне под каток спорткомплекс "Локомотив" и два оборудованных на территории КТЖ рынка. Естественно, все это не будет уничтожено, но и государству от объектов вряд ли перепадут великие барыши. Столь лакомые куски у нас в стране, как правило, сразу оказываются в сфере чьих-то интересов. Туда же идет и прибыль.

    Второй шаг - постановление Атамбаева, что половину чистой прибыли предприятия нужно отдавать Мингосимущества. Без этих средств "железка" не выживет - нужно платить зарплаты сотрудникам, перечислять немалые налоги в бюджет, обновлять и чинить локомотивно-вагонное хозяйство, закупать топливо. Да еще отдавать долги - чтобы вытащить КТЖ из трясины, в свое время оборудование закупалось по схеме "аренда с последующим выкупом". Без этого наши тепловозы и вагоны дальше границ КР давно бы уже не пускали - иностранцы предъявляют высокие требования к исправности техники.

    Отнимите у ЖД прибыль - совсем скоро получите нежизнеспособное предприятие. Без прибылей, которые нацкомпания сама себе зарабатывает вместо получения субсидий от государства, содержать ЖД станет невозможно. Уже сегодня треть вагонного парка отработала более 30 лет, еще треть по причине износа в нерабочем состоянии. 86 процентов тепловозов подлежат списанию по сроку эксплуатации, более половины деревянных шпал подлежат замене. Работа над этим ведется - обновлялось, чинилось, менялось все, что требует немедленного ремонта. Что еще терпит - закладывалось в план, в ожидании новых доходов. С приватизацией на этой работе можно будет ставить крест. Какой частник в здравом уме будет вкладывать миллионы в "железку" нашей страны с надеждой на долгосрочные перспективы работы? Думается, вопрос риторический.

    Есть еще один интересный факт, заставляющий задуматься о маразматичности действий госчиновников. Или стремлении их достичь строго определенных целей. Железная дорога, исполняя заказ по поставке угля для ТЭЦ в прошлом году, выполнила свои обязательства на "отлично". И даже уже оплатила немалые налоги за деньги, которые должна была за это получить. Вот только ОАО "Электрические станции" средства за работу отдавать совсем не спешило. В итоге только пени ГП "КТЖ" ныне не получило 121,2 миллиона сомов. Правительство распорядилось списать значительную часть этих средств, то есть "железка" потерпела колоссальные убытки. Хотя тепловозы не простаивали, люди вкалывали - предприятие росчерком пера кабмина получает шиш. Вот только Мингосимущества упорно везде указывает балансовую прибыль в 506,9 миллиона, хотя в реальности из-за подобных "казусов" на счетах компании всего 213.

    Но даже с учетом этого предприятие умудряется работать и развиваться, не останавливая работу ни на минуту даже в самые горячие для страны дни. И периодически коллектив пишет в правительство, президенту, депутатам, силовикам просьбы оградить ГП от нападок частников с загребущими руками. Но как показывает практика, стоны доходят до ушей власть имущих, лишь когда перерастают в гул негодования и грозят неприятностями. Если весной прошлого года у железнодорожников были иллюзии по поводу честности и лояльности нынешних властей, они быстро рассеялись. Ведь ни президент Отунбаева, ни другие высокопоставленные лица по сей день так и не ответили на письма с мольбами остановить беспредел и дать предприятию спокойно работать.

    Мнение изнутри

    - Вокруг железной дороги игра ведется серьезная, - считает Докенов. - О прозрачности и законности говорить не приходится. Профсоюзы предприятия уже несколько раз показывали, что в состоянии сплотить работников, довести до них правду и отстоять законность. Потому, видимо, мы и узнаем о происходящем последними - чуть ли не из СМИ. Вся работа чиновников ведется кулуарно, втихую. Разве при таких обстоятельствах можно предположить, что с "железкой" поступят во благо?

    Докенов подтвердил: все предприятия ЖД возмущены происходящим и готовы на резкие выступления. Но до самой крайней формы протеста - остановки работы - решили пока не доходить.

    - Мы исходим из посыла, что за всем этим стоит Бабанов, - говорит он. - Слишком уж навязчиво у нас себя вели чинуши из Мингосимущества, бросаясь его именем, подозрительно на многих распоряжениях стоит подпись первого вице-премьера. Есть мнение, что сам глава правительства оказался введен в заблуждение своим замом и подписал лишь то, что Бабанов подложил. Забастовки - крайняя мера, которая приведет к серьезным последствиям. Пока мы намерены оспаривать законность всего происходящего, взывая к здравому смыслу руководителей страны. Ведь происходит подмена юридических понятий, нормативные акты коверкаются и трактуются вольно - как быть со столь явными нарушениями закона?

    Докенов отмечает, что в очередной раз засел за написание писем во все инстанции - от президента, премьера и спикера до самых разномастных мелких чиновников и СМИ. По его словам, если правосознание у госмужей еще осталось, шанс добиться разумного решения и оставить ЖД под крылом государства есть.

    - В нашей стране одна большая беда - чиновники, приходя к власти, клянутся служить народу и обществу, а не своему карману, - резюмирует он. - А потом ставят себя выше закона и начинают творить откровенный беспредел, прикрываясь формулировкой: во благо страны и людей. К чему это приводит, мы наблюдаем уже 20 лет. Политики стремительно богатеют, население и государство столь же быстро нищают. Только когда эти "слуги народа" перестанут откровенно растаскивать все, что еще чудом сохранилось, а также начнут подчиняться ими же написанным законам, у Кыргызстана появится шанс на благополучное будущее и стабильность. Начните с себя, тогда и с нас, рядовых людей, спрашивать за нарушение законов станет легче.

    Андрей Орешкин.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/34806/


Распечатать: Разделяй и барствуй РаспечататьОставить комментарий: Разделяй и барствуй Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Разделяй и барствуй Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007