Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
19 августа 2008 | ЭКОНОМИКА |
Промышленность: никто не хотел умиратьВ борьбе с засильем импортных товаров Кыргызстан проигрывает. Деньги из республики текут за рубеж рекой. И это в то время, когда отечественные производители находятся на грани выживания. Факты против цифр Снижение темпов роста ВВП в первом полугодии составило 1,7 %. Без учета Кумтора темп роста в промышленности уменьшился на 14,3 %. Несмотря на увеличение объемов экспортных поставок из КР по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, темп роста экспорта снизился на 14,5 %. Что собирается предпринять правительство, дабы снизить цены? Глава Минэкономразвития КР Акылбек Жапаров заявил 31 июля, что в связи с ростом потребительских цен возникает необходимость анализа их формирования (в частности, на продовольственные товары), оценки уровня рентабельности производителей и подготовки мер по антимонопольному регулированию. Как будто все это нельзя было сделать раньше. И вообще хочется спросить: а знает ли наше правительство о такой мере, как повсеместное поддержание отечественного производителя? Судя по принятым в разные годы документам, знает. О поддержке отечественного производителя все эти годы говорят в правительстве много. Но на практике выходит нечто иное. Глядя на иные импортные товары, оккупировавшие отечественный рынок, задумаешься: неужели мы такие безрукие, что не можем делать все это сами? - Производить необходимые республике товары мы можем, - считает аналитик Финансово-промышленной группы Турат Кошоев. - Предприятия легкой промышленности могли бы обеспечить одеждой, обувью, постельным бельем, мебелью всю социальную инфраструктуру: детские дома, интернаты, больницы, вузы. Но наши министерства почему-то предпочитают заказывать продукцию за рубежом. По мнению специалиста, причина этому во многом - несогласованность между министерствами и ведомствами. Нужно развивать систему госзаказов, проводить конкурсы, ярмарки, выставки отечественной продукции, на которых бы заключались конкретные договоры. У нас же зачастую на выставках делают только одноразовые покупки. - Во многих странах, - говорит Т. Кошоев, - есть практика, когда государство обязывает свои органы приобретать продукцию только местного производства. У нас этого нет. Да и сами предприятия пока не могут производить полный ассортимент продукции, соответствующий спросу. Узкие места Что делают сегодня наши министерства вместо того, чтобы создавать производственные мощности и увеличивать прежние - за счет роста госзаказа? Им гораздо проще заказать эту продукцию за рубежом или у "своей" фирмы, чем у местного производителя. Цену товара, купленного в Китае, например, у нас не отслеживает никто. Такая продукция поступает в страну по ценам просто нереальным - мизерным. Потому что будь иначе, такого большого разрыва в Кыргызстане между ввезенным товаром и вывезенным просто не было бы. На нашем рынке цена китайского товара повышается в два-три раза. Но никто при этом не интересуется, откуда взята первоначальная цифра. У нас открыт доступ всем - заходи кто хочешь. Хотя любое гостеприимство имеет свои пределы. Особенно если оно начинает угрожать безопасности хозяина. Если же взять китайскую экономику, то она во многом агрессивна и работает на подавление местных производств. Но у нас этого то ли не видят, то ли не хотят видеть. Продукция нашей страны вполне может конкурировать на мировом рынке. Но условия для конкуренции созданы неравные. Даже те малочисленные промышленники, что есть в стране, говорят: мы можем работать на экспорт - потенциал позволяет. Но почему это должно быть односторонним? Если ввести стимулы для отечественного производителя, то он будет увеличивать производство и рабочие места, а наша продукция займет достойное место на рынке. Но ничего этого государство не делает. Новый Налоговый кодекс, который с нетерпением ждут предприниматели, призван вроде бы стимулировать отечественное производство. В частности, НДС снижен с 20 до 12 %. Все это хорошо, но как быть с теми, кто платит этот налог дважды? Далеко за примерами ходить не будем. Возьмем то, что ближе, - владельцев печатных изданий, которые платят пресловутый НДС дважды. Первый раз - когда покупают газетную бумагу; второй - при плате за печатную продукцию типографиям. Конечно, 24 % НДС - это не 40. Но ведь налогообложение так и осталось двойным. Спору нет, бумагу для типографских нужд Кыргызстан не производит. Но почему бы не снять НДС с оплаты печатных услуг? Чтобы читатель не жаловался на дороговизну газет, книг и журналов. Тем более что те же СМИ отнюдь не являются бюджетообразующими. Спасение утопающих... Что, например, дал президентский мораторий на налоговые проверки? По этому поводу недавно выступал исполнительный директор Союза предпринимателей КР Усен Кыдыралиев. "Когда указ президента о моратории выходил, - заявил он, - мы надеялись, что это даст дополнительный толчок к развитию. Однако, к сожалению, были введены критерии, по которым предприятия производственной сферы должны были платить налогов на 30 % больше, общепита - на 70, остальные - на 50 %. Откуда взяты эти цифры - непонятно. Все это не согласуется с экономическими тенденциями. Увеличение налоговых отчислений оправданно, когда вся экономика растет. Однако, когда темпы роста снижаются, что происходит в стране, эти шаги нереальны". Промышленники и предприниматели не против указа о моратории - их огорчают только методы его исполнения... А что сулит стране подъем отечественной промышленности кроме увеличения в госбюджет налоговых и иных поступлений? Сильные отечественные производственники добьются ликвидации беспошлинного и бесконтрольного ввоза в Кыргызстан иностранных товаров (одна составляющая коррупции), потому что это составляет конкуренцию их товарам. И не допустят вывоза из страны всех видов ресурсов (вторая из основ коррупции), в том числе - человеческих, потому что это будут их ресурсы. В отличие от чиновников, которые превратили свои должности в кормушку, промышленники понимают, что необходима жесткая протекционистская политика в отношении производства. Пока же мы наблюдаем иную картину. За все эти годы промышленники не сформировались как класс и не стали реальной экономической силой в Кыргызстане. В развитых странах бизнес-ассоциации добиваются необходимых изменений в законах, а также в их применении. У нас же производитель так и не стал реальной силой. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/24132/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007