Может быть, у Тапио спросить?
Оппоненты вступления Кыргызстана в программу смягчения долгового бремени HIPC едва не сорвали открытую встречу членов Международного делового совета (МДС) — доноров и предпринимателей страны с представителями НПО и СМИ, намеченную во вторник вечером в “Хаятте”.
Размахивая разноцветными флагами, группа человек в тридцать скандировала: “ХИПИКу — нет!” и держала оборону у кованых ворот. Прибывшие на заседание не смогли вовремя попасть на территорию отеля.
Предстояло обсудить инициативу HIPC и мнение предпринимателей по этому вопросу. В начале встречи глава представительства ЕБРР в Кыргызстане Дэниэл Берг подчеркнул, что тема вступления либо невступления в HIPC переросла из сугубо экономической в политическую, но прерогатива МДС — ее экономический аспект.
Основными докладчиками были региональные представители МВФ и Всемирного банка Джеймс МакХью и Роджер Робинсон.
Ничего конкретного об условиях членства в этой программе они не раскрыли. Каждый утверждал, что в правительстве и Минэкономфине они уже рассматривали эти условия, с которыми желающие могут ознакомиться на сайтах ВБ и МВФ, в том числе и на русском языке. В течение десяти дней правительство должно обнародовать все плюсы и минусы членства. Д. МакХью подчеркнул, что они находятся здесь не для того, чтобы заставить Кыргызстан вступать в HIPC. Правительство при участии широкой общественности должно принять решение самостоятельно. Цель МВФ, уточнил его представитель, поддерживать экономические реформы в стране, и оказание дальнейшей помощи не зависит от решения по HIPC.
Участникам встречи еще раз напомнили, что HIPC — это только операция по снижению внешнего долга, которой добровольно воспользовались страны Карибского бассейна, Латинской Америки и Африки. После настойчивых просьб назвать страну, где такой опыт был успешным, Д. МакХью вспомнил Уганду, которая, по его словам, лет 15—20 назад находилась не в аналогичном, а в гораздо худшем положении, и перелом к лучшему наступил там пять лет назад благодаря HIPC.
Эксперты еще раз напомнили, что в условиях Кыргызстана, который сейчас демонстрирует устойчивый экономический рост, хотя бы и отчасти благодаря Кумтору, снижение размера внешнего долга — это большое благо. Оно стимулирует рост экономических показателей, ускорит снижение бедности, повысит занятость населения и оплату труда.
Д. Берг напомнил, что HIPC — это всего лишь еще один способ уменьшить внешние долги страны. Право отказаться мы, конечно, имеем, но стоит ли? Поскольку членство в HIPC лишь ускорит экономические реформы.
Результаты встречи никого не удовлетворили. Ответы на конкретные вопросы были расплывчатыми и уклончивыми, об условиях участники встречи так ничего и не узнали. За исключением упомянутых экспертами горнодобывающего и энергетического секторов, требующих скорейших реформ. Что касается личных впечатлений, то не только журналисты, но и многие специалисты все еще помнят прежнего лидера МВФ в Кыргызстане Тапио Саавалайнена, который нашу экономику знал, кажется, лучше министра финансов. Может быть, имеет смысл обратиться к нему за консультацией о целесообразности членства в HIPC?
Елена МЕШКОВА.
Фото Германа ЛОМКОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/16616/