Кто оплатит военный заказ Минатому России?
Недавно во всех средствах массовой информации республики прошло сообщение о визите в Кыргызстан делегации Министерства по атомной энергии Российской Федерации.
Результатом стала реанимация двух соглашений, подписанных между нашим Минобороны и российским Минатомом в июне и декабре 2000 года.
Подробнее об этом мы уже сообщали (“Адвокат”, 20 сентября “Россия нам поможет. Кто против?”).
Безусловно, совместная программа сотрудничества, разработанная военными и атомщиками, дает Кыргызстану реальный шанс возродить предприятия, которые работали на оборону б.СССР.
Речь идет в первую очередь о бывших заводах Ленина (ныне БШЗ и БМЗ), физприборов (ТНК “Дастан”), ЭВМ (теперь “Жанар”), а также ряде комбинатов, которые добывали урановую продукцию, редкоземельные и драгоценные металлы.
Разумеется, реанимировать эти гиганты промышленности республики можно только с помощью больших заказов. Хотя, конечно, руководству заводов будет нелегко собрать в опустевшие цеха профессионалов. Но это другой аспект проблемы. Главное же то, что россияне согласились перебросить часть заказов со своих предприятий на кыргызстанские.
Поскольку с нашей стороны выступало Минобороны, то, естественно, речь в первую очередь пошла о той продукции, которая как воздух нужна защитникам Родины. Технические средства охраны границы, системы обнаружения и слежения за противником, средства связи и вооружения.
События последних лет, связанные с вторжением отрядов боевиков на юг Кыргызстана, убедили даже самого ограниченного чиновника, что безопасность страны многого стоит. И те, кто не хочет кормить свою армию, будут кормить чужую. Увы, мы это испытали на собственной шкуре в 1999 году, когда террористы захватили ряд кишлаков и сел в Баткенской области.
Охрана государственной границы требует больших затрат. Советский Союз не жалел на это средств, и до сих пор многокилометровая кыргызско–китайская граница обустроена более–менее надежно. Хотя, честно говоря, и она уже не отвечает современным требованиям. Другой вопрос, что шпионам с той стороны вовсе не обязательно переходить на нашу территорию на ходулях с коровьими копытами или резать колючую проволоку после нейтральной полосы.
Однако оставить прозрачными участки границы Кыргызстана с Таджикистаном и Узбекистаном мы не можем, суверенитет — дело святое, и каждая страна просто обязана обустраивать и защищать свои рубежи.
Современные технические средства охраны границы хорошо освоены в российском ВПК. Минатомщики предложили часть заказов разместить на “Жанаре”, где уже налажена сборка радиостанций “Айком”.
Однако еще до подписания соглашений с россиянами наши военные заказали у них оборудование для охраны границы на сумму порядка 600 тысяч долларов.
Заказ выполнен, но, как нередко бывает, дело затормозилось, едва речь зашла об оплате.
Российская сторона совершенно резонно заявила: дескать, мы сделали немало для совместного сотрудничества. Теперь вы, кыргызстанцы, продемонстрируйте свою готовность. Ну для начала хотя бы оплатите свой заказ, тем более что речь–то идет о плевой сумме, мы с вами миллионные проекты начинаем раскручивать!
В ответ на это наши военные смущаются и горячо уверяют, что деньги вот–вот поступят. Хотя в этом заказчики далеко не уверены.
Деньги на подобные заказы оплачивает, как правило, Минфин. Речь ведь все–таки идет о государственной безопасности, а не, к примеру, о шикарном лимузине для высокопоставленного чиновника.
Минфин же дает Минобороны совет: а вы, ребята, договоритесь, чтобы Россия погасила счет за продукцию из тех средств, что она нам должна за эксплуатацию своих военных объектов в Кыргызстане.
Наши военные хватаются за головы: Боже, какой абсурд и вопиющее непонимание существа проблемы.
Во–первых, технические средства охраны границы произведены по линии Минатома, тогда как аренду военных объектов оплачивает Мин-обороны России. Во–вторых, ни о какой прямой оплате речи не было, все происходит по внутренней системе взаимозачетов. Взамен эксплуатации своих баз Россия предоставляет Кыргызстану места в военных учебных заведениях для курсантов и офицеров. Если же наша сторона сейчас заикнется о каких–нибудь пересмотрах условий, как это рекомендует Минфин, то Россия немедленно свернет все программы и скажет: знаете что, мужики, заберите наши объекты, нам они, откровенно говоря, ни к черту уже не пригодятся, и закроем этот вопрос навсегда. А за обучение своих посланцев давайте–ка рассчитываться денежками...
Когда военные растолковали все это в правительстве, оттуда поступило другое ценное указание, как рассчитаться с Минатомом из бюджета Минобороны. Например, за счет поступлений от альтернативщиков или продажи военных излишков. Ей–богу, чиновники в правительстве лукавят, так как уж им–то хорошо известно, что денег из этих средств кот наплакал, да и те уже давно распределены на армейские нужды — на покупку топлива, бензина, социальную защиту военнослужащих и так далее.
Таким образом, никак не получается пока у нашего Минобороны и Минатома России начать плодотворно работать.
Тут еще дело в том, что многие из тех, от кого зависит перевод наших заводов снова на рельсы ВПК, не шибко жаждут, чтобы это произошло.
За последние годы хозяева заводов, высокопоставленные чиновники и прочие давно превратились в крутых коммерсантов, которым вовсе невыгодно, чтобы выпускаемая продукция шла на оборону. Ведь сейчас вся прибыль идет в личный карман, а когда дело сдвинется, денежный ручей уменьшится. А уж этого допускать нельзя! Хотя нонсенс налицо. Предприятия бывшей оборонки работают на частных лиц, а не на государство.
Впрочем, не все так плохо и кое–какие сдвиги в этом деле есть.
Так, уже к концу года планируется создать совместное предприятие завода “Жанар” и Мотовилихинского завода (Урал) по выпуску товаров для народнохозяйственных нужд. Речь идет о нефтекачалках и электросчетчиках. Российские эксперты полагают, что рынок в Центральной Азии еще не освоен, хотя нефть здесь уже добывают полным ходом. Так что перспективы в этом плане очень заманчивые.
Получением крупного заказа от россиян на “Жанаре” заинтересовался и Президент страны Аскар Акаев. На недавно завершившейся выставке он обещал поддержку руководству завода при создании СП по производству технических средств охраны границы. Кстати, россиян привлекает именно “Жанар”, который в прошлом ориентировался на выпуск электроники. Теперь заказчики надеются, что на заводе можно будет выпускать не механические, а именно радиоэлектронные приборы обнаружения и слежения.
Разговор о других объектах ВПК пока особенно не поднимается по ряду субъективных причин.
Например, на бывшем заводе Ленина еще нужно окончательно разделиться и подвести баланс. Потому что на базе одного предприятия сейчас существуют два, причем одно из них — БМЗ — это акционерное общество, а другое — БШЗ — государственное.
Насчет Орловского комбината тоже неувязочка. Россияне полагают, что себестоимость добытого здесь кремния будет достаточно высока, а рынок сбыта пока не исследован.
Кара–Балтинский горнорудный комбинат должен войти в совместное предприятие, которое учреждают Россия, Казахстан и Кыргызстан. Пока здесь тоже остановка из–за отсутствия средств.
Видите, с каким скрипом движется дело, закрученное нашими военными с российскими атомщиками.
Минобороны свою точку зрения по этому вопросу выразило достаточно обоснованно и готово идти дальше по пути реализации соглашений.
Хотелось бы выслушать мнение наших депутатов, чиновников, курирующих промышленность, самих промышленников, наконец.
Александр КИМ,
военный обозреватель.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/109/