Чужие, или История о том, как один кыргыз евреев, хохлов и русских приложил
Неоднозначную реакцию не только у общественности, но и у профессионалов вызвала публикация в газете «Агым», связанная с проводимыми демаркационными работами, подготовленностью, обучением специалистов в области картографии. В материале под заголовком «Если спросят, где твоя земля, укажи на белоснежные ледники» некий специалист, инженер-геодезист, а ныне просто коммерсант Асыкбек Оморов изложил свое видение работ, проводимых в этой сфере. Руководство Госкартографии расценило данную публикацию как клевету, как разжигание межнациональной розни. В этой связи заместитель начальника Управления по делимитации и демаркации границ этого ведомства Валерий Дисковский заявил следующее.
— Начинается, — отметил он, — этот пасквиль так: «От общей протяженности госграницы Кыргызстана демаркационные работы не завершены на 650 километрах. Выполнением этих работ занимается Госкартография. Руководит предприятием Валерий Цурков. Кроме него в демаркацию привлечен господин Дисковский, еврей по национальности. Как вы заметили, представители коренной национальности — кыргызы — отстранены от участия в этих очень важных для государства мероприятиях…».
Что здесь можно сказать?! Лишь то, что истина сознательно переворачивается с ног на голову. Наша республика граничит с Китаем, Таджикистаном, Узбекистаном и Казахстаном. Общая протяженность линии государственной границы составляет 4592 километра.
На сегодняшний день полностью завершены демаркационные работы только с КНР — это 1084 километра. Ни с какой из других республик Кыргызстан к демаркации границ не приступал. Почему? Да потому, что процессу демаркации предшествует ее делимитация (определение линии границы на современных картматериалах). Демаркация — это перенос делимитационной линии границы с карт на местность и закрепление ее пограничными знаками.
Что касается делимитации, то здесь действительно есть проблемы, но они не связаны с тем, какой национальности специалисты работают в Госкартографии. И утверждения, что виноваты во всем русскоязычные специалисты, приравниваются к деяниям, которые преследуются законом в уголовном порядке. Более того, г-н Оморов, судя по всему, никогда не заглядывал в списки составов правительственных комиссий по делимитации границ. Их костяк составляют специалисты из правительства, МИД, Минюста, Госрегистра, Погранвойск СНБ, местных госадминистраций. И, как правило, все эти уважаемые люди коренной национальности. Что до одного еврея Дисковского из Госкартографии, то на поверку он окажется и не евреем вовсе, а хохлом.
Весь коллектив Госкартографии глубоко возмущен и другими утверждениями г-на Оморова. Например, цитирую: «…основной контингент предприятия составляют представители русской, еврейской, украинской, польской, белорусской и других наций. Кыргызское правительство махнуло рукой на кадровый вопрос в этой отрасли», «…на руководящие посты этого предприятия необходимо назначить людей из нашей нации», «…если бы руководитель предприятия был патриотом в отношении кыргызской нации, то он за счет предприятия ежегодно обеспечивал подготовку 3—4 студентов в Новосибирске и имел бы достаточно кадров».
Должен отметить, что и во времена СССР, и в последующие годы независимости страны руководство Госкартографии неоднократно обращалось в правительство, лично к президенту, в Минобразования именно по вопросу специалистов картографо-геодезического производства. В советские времена проблем с кадрами почти не было. Они пополнялись за счет выпускников московских, новосибирских, ташкентского, семипалатинского, львовского институтов. В 1995 году в соответствии с просьбой руководства Госагентства по геодезии и картографии Кыргызстана, в связи с острой необходимостью подготовки национальных кадров для республики ученый совет принял решение об открытии Бишкекского филиала Сибирской государственной геодезической академии. Но, к сожалению, этот филиал так и не открылся. Министерство образования не предприняло со своей стороны никаких действий.
Однако 4 августа 2004 года Госкартография заключила с Кыргызским аграрным университетом (КАУ) имени Скрябина договор о сотрудничестве по подготовке студентов геодезических специальностей. К слову, КАУ — это единственное в республике учебное заведение, которое готовит техников-геодезистов с 1970 года. Отметим также, что 70 процентов его выпускников — лица коренной национальности.
И последнее, что представляет на наш взгляд тоже не менее важное и насущное из всего сказанного Оморовым: «…нынешнее руководство Госкартографии, ослабив экономику республики, уедет куда глаза глядят, как это сделали в свое время Кузнецов, Глушич, Лущенко, Силаев…». А ведь это же обвинение в экономической диверсии, явная клевета, которая тоже влечет уголовную ответственность.
А тем временем, когда Оморов сетует на то, что кадры Госкартографии необходимо менять, следует отметить, что коллектив успел успешно реализовать две фазы кыргызско-швейцарского проекта. В настоящее время идет работа над кыргызско-японским проектом. На его основе уже создаются цифровые карты Иссык-Куля при помощи доставленной специальной технологии с использованием спутниковых изображений. Полученные в результате реализации этих проектов топографо-геодезические, картографические материалы, поверьте, на должном уровне обеспечат нужды экономики и обороны нашей страны. Какие еще нужны аргументы и факты, чтобы опровергнуть националистические обвинения г-на Оморова в том, что руководство Госкартографии ослабляет экономику Кыргызстана?
Записала Юлия СУШКОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10848/