Солнце ладошкой не закроешь
Уважаемая редакция! Направляю вам свою заметку о кампании травли против Замира Эралиева. Ко мне обратилась «Комсомолка», но когда я написал ответ, подумал: а почему бы не отправить моей любимой газете копию. Ваша читательская аудитория, кажется, не смешивается с их аудиторией. Потом, антиэралиевские силы уже достали бишкекчан, и многие обращаются за разъяснениями. Молчать дальше — значит проявлять неуважение к нашим людям. С уважением и пожеланием успехов Болот Шамшиев.
Я против разнузданной кампании шельмования Замира Эралиева, которая ведется некоторыми кинодеятелями — любимчиками эпохи Акаева. Меня возмутила их угроза пикетировать здание отремонтированного кинотеатра “Октябрь” 14 июня. Они планировали испортить праздник жителям столицы, мэрии Бишкека, сотворившим чудо — капитально отремонтировавшим старый кинотеатр, превратившим его в настоящее цивилизованное заведение, с прекрасным американским звуком по последнему слову техники! А какой чудесный зал с мягкими бархатными сиденьями, не бьющим в глаза освещением! В летнюю жару обеспеченный лучшими кондиционерами известных западных фирм! И все это не нравится господам–акаевцам! Им, может быть, по душе погромы!? Чтобы город превратился в кашу из демонстрантов, требующих то не знаю что?!
Почему вы, уважаемые, 15 лет молчали, когда грабили страну? Где была ваша гражданская смелость?! Чувство причастности к своему народу, опустившемуся за годы правления Акаева на дно нищеты и бесправия?! Вы скажете, что делали кино? Но вопрос: какое?! Замир Эралиев, например, снимал фильмы, которые не могли оставить равнодушными никого! Вспомните, любимчики Акаева, его фильм “Птенцы без гнезда”! О мальчишках–беспризорниках! Или вы не видели его? У вас бизнес–очки на глазах, откуда вам видеть фильмы, которые тогда не нравились властям! Конечно, вы не видели и запрещенный фильм Эралиева “Золотая авария”. О барскаунской трагедии. Может, прежде чем оплачивать (думаю, не праздный вопрос: из чьего кармана оплачивается кампания травли Эралиева?) многочисленные газетные публикации и поголовно все телевизионные каналы, вам следовало бы обратиться к жителям пострадавших сел Джети–Огузского района? Эралиев как честный киножурналист в фильме показал некоторых руководителей, замешанных в барскаунском скандале. Откуда он мог знать, что некоторые из них окажутся непотопляемыми и сегодня будут оказывать влияние на некоторые силы в постакаевском обществе? Будь Эралиев погибче, предусмотрительнее, он не стал бы показывать этих деятелей еще в 1999 году на экране. Возможно, это так. Но, мне кажется, это был бы уже не Эралиев, а совсем другой человек.
Эралиев — не сахар. Мне двадцать лет назад тоже доставалось от него, когда он меня обвинял черт знает в чем. Я пытался с ним говорить, объясняться, потом плюнул и перестал общаться. Но с того времени прошло ДВАДЦАТЬ ЛЕТ!!! Срок величиной почти в жизнь! Почему мы сегодня ругаем человека за, предположим, ошибки молодости. Я, например, его нападки на себя забыл, и если бы не сам Эралиев, никогда не вспомнил бы. Откуда такая мстительная память у некоторых членов Союза кинематографистов Кыргызстана? Видел их распаленые лица по телевизору и удивлялся. Понять Тыная Ибрагимова можно — какую синекуру в виде киностудии “Кыргызфильм” теряет. Но только, читатели, не подумайте, что кто–то гонит директора киностудии с работы. Это он с перепугу авансом воюет “за место под солнцем” с возможным “гонителем” Эралиевым.
А для волнения, наверное, есть основания. Как–никак киностудия со своими обширными производственными помещениями сегодня работает не на кино, а на… торговцев с Ошского базара. Считай, почти все площади отданы под аренду! Сколько точно, кроме г–на Ибрагимова, никто не знает. В первую очередь не знают кинематографисты, кстати, не имеющие при Ибрагимове к киностудии никакого отношения. Все выведены за штат. Будет фильм, то есть заказ, тогда заключат контракт. Не будет заказа, смотри в рот большому начальнику, то бишь господину Ибрагимову! Вдруг невзначай ты ему не понравишься и тебя запишут в черный список. Может, кто–нибудь возразит мне? Я, для сведения читателей, давно в таком списке у господина Хозяина киностудии. Ибрагимов не приглашает меня на обсуждение студийных проблем, мол, тебе нужно, ты и бегай за мной хвостиком. Например, господин Его Величество Ибрагимов обнародовал список так называемого художественного совета киностудии, но меня, ветерана кино, еще не состоящего в рядах пенсионеров, в этот список не включил. Причем на данный факт пожаловались молодые кинематографисты, которым небезразличен мой опыт в кино, которые стремятся услышать от меня, может быть, важные и дельные советы.
Говорю об этом не от обиды, а в качестве живого примера, чтобы читатели не подумали, что Шамшиев не знает о сегодняшнем положении на студии или каким–то образом избегает общаться со своими коллегами по кино. Было время, когда при Акаеве меня обходили стороной, словно я прокаженный. Ну как же, он не в чести у самого Главного! Но я на своих товарищей не обижался, наоборот, я старался делать так, чтобы на кого–нибудь случайно не обрушился гнев Хозяина “Белого дома”. Но сегодня в чем проблема? Неужели я могу испортить своим общением кому–нибудь репутацию? Тому же Ибрагимову или другим иже с ним? Я что, соперничаю с Ибрагимовым за кресло директора киностудии? Мне непонятно, почему, когда началась эта свалка вокруг Эралиева, господа оппоненты Эралиева не обратились ко мне за поддержкой или за советом? В конце концов, выслушать мое мнение. Вроде бы я тоже член Союза кинематографистов КР. Мало того, член правления СК!
Но здесь надо сказать правду. Без виляний. Дело, наверное, уважаемые читатели, не в Эралиеве. Эралиев, скорее всего, повод для куда большей игры! Дестабилизации обстановки накануне выборов президента страны! Был бы не Эралиев, а какой–то Маралиев или Бегалиев, реакция этих господ была бы такая же! Господин Ибрагимов и иже с ним выполняют заказ! Политический! Вполне в духе нашего циничного времени. Мне остается только сожалеть, что некоторые мои коллеги по киноцеху поддались на удочку ловких мошенников от политтехнологий!
Но все равно, давайте не будем судить слишком строго. Думается, эта кампания — временное явление! Акаевская эпоха безвозвратно ушла в прошлое. Жуликам не место в нашей стране. Я уверен, что выборы пройдут спокойно и мы пусть с трудностями, но начнем движение вперед! И залогом тому здравомыслие и чуткое сердце нашего народа! У нас много нормальных и честных людей. Свет клином не сошелся на выскочках акаевской креатуры! Как солнце нельзя закрыть ладошкой, так и нельзя закрыть, замолчать сотни талантливых людей из народной массы! Акаев со своими прихвостнями пытался кроить страну по своим гнилым лекалам. Ничего из его авантюры не вышло! Да и не могло получиться!
Революция 24 марта, безусловно, откроет новые страницы кыргызской культуры, где главную роль будут играть новые отряды молодых творческих людей! Они на пороге! Их просто не видят обанкротившиеся деятели бывшего кыргызского политического казино, мастера рулетки, где вместо фишек закладывались наши с вами, читатели, судьбы! Дай Бог нам пережить эту дьявольщину и выйти на светлую дорогу созидания!
Болот Шамшиев, писатель и кинорежиссер, народный артист Кыргызской Республики и СССР, лауреат Государственной премии СССР.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/10507/