«Маршруточникам» коррупцию взять бы и отменить
Митинговая лихорадка, охватившая все слои общества, похоже, заразила и транспортников. Языком ультиматума заговорили водители маршрутных такси: одних не устраивает цена на солярку, и они требуют ее снизить или повысить стоимость за проезд. Иначе... Что может быть в случае невыполнения их требований, на днях ощутили на себе тысячи бишкекчан. Другие продолжают старый спор с экс–депутатом Жогорку Кенеша, а ныне и.о. министра транспорта и коммуникаций Ишенбаем Кадырбековым, чей семейный бизнес связан с транспортными перевозками, отчего неизбежен конфликт интересов. Третьи, а это бригада, обслуживающая 121–й маршрут, протестует против самоуправства и поборов своего начальника.
Более подробно остановимся на конфликте последних, так как он содержит корень зла, имя которому “коррупция”. Если бы не было столько поборов, взяток в этом виде деятельности, может быть, и нынешняя цена на дизельное топливо не казалась бы такой страшной для водителей.
К фирме “Авто–Миг” относится 121–й маршрут, пролегающий от новостройки “Ак–Босого” до Аламединской районной больницы. Ежедневно 27 “бусиков” курсируют по нему с одного конца города до другого, наматывая на спидометр 26 километров. Возглавляет “Авто–Миг” Сергей Гусаров. С тех, кто хотел бы устроиться на работу в его фирму, он раньше брал по 100 долларов. Сейчас требует в два–три раза больше.
Аппетиты у начальников, присосавшихся к дороге, растут с каждым годом. Под предлогом проведения тендеров, где разыгрываются маршруты, они собирают колоссальные суммы с арендаторов и хозяев маршрутных такси. Так, в своем коллективном заявлении водители 121–го маршрута пишут, что по 200 долларов с каждой машины Гусаров требовал для участия в конкурсах. Но с недавних пор он стал такие суммы требовать с подчиненных уже дважды в год, словно тендеры разыгрываются так часто. Кто сопротивлялся, того увольнял или прессовал под разными предлогами.
Деньги, по словам главы фирмы, предназначались руководству Бишкекского агентства пассажирского транспорта (БАПТ), от которых зависело распределение выгодных маршрутов. Поэтому водители 121–го маршрута в своем заявлении, не мудрствуя лукаво, прямо спрашивают у директора БАПТ А.Абдарасилова: “Действительно ли вы требуете эти деньги в качестве взятки?”.
В понедельник этот вопрос они задали на собрании коллектива самому начальнику всего пассажирского транспорта столицы. Естественно, что тот, глядя в глаза водителям, ответил отрицательно. Мол, для проведения тендеров никаких денег не надо. Из чего можно сделать вывод, что господин Гусаров обирал своих подчиненных в среднем на 4 тысячи долларов каждый год для себя. Во что, зная корыстолюбие наших чиновников, сидящих на “хлебных” местах, верится с трудом.
Помимо этой дани, “маршруточники” ежемесячно платили по 1015 сомов за патент, который с декабря прошлого года подорожал на 185 сомов. Более того, если водитель болел или его машина находилась на ремонте, он должен был написать заявление на отпуск и заплатить хозяину фирмы 500 сомов. Никаких квитанций, приходных ордеров люди, отдавая деньги из рук в руки, от Гусарова не получали. Этим он сейчас и пользуется, грозя подать на клеветников в суд.
Чего же хотят таксисты от Абдарасилова? Избавить их от плохого начальника, передать 121–й маршрут и всю бригаду, обслуживающую его, транспортной фирме “Салам”, где они раньше работали.
Итак, впервые открыто, с указанием конкретных персоналий, заговорили о взятках и коррупции транспортники. Хотя давно ни для кого не секрет, что пассажирские перевозки по доходности не уступают коммерции. Этот бизнес кормит десятки тысяч людей, но если водители–арендаторы сводят концы с концами, то надстройка — транспортные фирмы, агентство, которые они содержат, — в буквальном смысле жирует. “Маршруточники” платят сегодня, кроме патента, цена которого постоянно растет, франшизу, арендную плату, содержат на свои деньги аппарат, сбрасываются постоянно на тендер, прикармливают работников ГАИ, ревизоров.
При этом состояние дорог за последние годы в столице не улучшилось, если не ухудшилось. Люди в социальном плане оказались незащищены. Платят они много, но ни отпускных, ни больничных не имеют. Неизвестно, перечисляют ли фирмы хоть какие–то суммы за них в Соцфонд? Что ждет этих людей, когда наступит старость?
Наверняка все озвученные водителями 121–го маршрута проблемы хорошо известны и их товарищам. И тем, кто недавно бастовал на кольце 12–го микрорайона, тоже. Уж лучше бы они дали отпор взяточникам, сказали “нет” поборам, сколько бы денег сэкономили на ту же злополучную солярку.
Лариса Ли.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/9936/