Пока мы едины, мы непобедимы
Вчера на пересечении улицы Логвиненко с проспектом Чуй состоялся пикет в защиту свободы слова, организованный ОФ «Кылым шамы». А в субботу, 19 февраля, в сквере у памятника Горькому — митинг в поддержку гражданского согласия
Подъезжая к месту проведения акции по улице Панфилова, мы с фотокором обратили внимание на автобус (номер 847 ВС), скромно стоявший во дворе. Все бы ничего, но в нем было много людей в милицейской форме. Вдоль Панфилова расположились четыре милицейских автомобиля. Понятное дело, порядок нужно обеспечивать.
… Семь человек (позже присоединились еще пятеро) стояли слева от Дома правительства: рты заклеены лейкопластырем, к которому подвешены замки, в руках — плакаты в защиту свободы слова вообще и газеты “МСН” в частности. Весьма образно и наглядно получилось. За ходом акции наблюдали журналисты, представители ОБСЕ, а также ненавязчиво расставленные вокруг стражи правопорядка. Все тихо, мирно. Поскольку организаторы пикета до окончания акции не могли разговаривать, они распространили заявление участников Форума гражданских активистов. В документе сказано: “Президент КР А. Акаев объявил о том, что подает в суд на газету “МСН”. Главный довод — будто бы эта газета подвергает его, его семью информационному террору. Правда заключается в том, что именно антидемократическая политика Акаева, направленная в том числе против независимых изданий и свободных журналистов, с 1994 года преследует свободу слова. Эта политика началась по личной инициативе президента Акаева. Выступая в 1994 году на съезде судей, он обрушился на газету “Свободные горы” за то, что она разоблачила аферу с кумторским золотом. Через месяц эта газета была закрыта. В 1995 году по его личному заявлению были подвергнуты судебным преследованиям газета “ResPublica” и ее главный редактор З. Сыдыкова, а также ее заместитель Т. Слащева. Позже по заявлениям Акаева и премьера Джумагулова была закрыта независимая газета “Ордо — Криминал”. Так преследование за правдивое слово было превращено в систему, действующую с возрастающей динамикой. Истинной целью Акаева является стремление закрыть несколько оставшихся независимых газет и убрать все информационные препятствия на пути антиконституционного продления приватизированной президентской власти. Что касается террора, в том числе информационного, то он Акаевым давно возведен в ранг государственной политики: расстрел мирных аксыйцев, пытки, судилища по политическим мотивам лидеров оппозиции и журналистов, узурпация президентской власти, антидемократические выборы, тотальная коррупция во всех ветвях власти, передача наших исконных земель соседним странам. Мы требуем от Акаева немедленно прекратить преследование свободных журналистов, отозвать свой иск к “МСН”. Мы обращаемся к мировому сообществу, международным правозащитным организациям с просьбой откликнуться на антидемократические действия Акаева и его окружения. Мы обращаемся к народу Кыргызстана, ко всем соотечественникам, кому дороги идеалы свободы слова, встать на защиту “МСН” и других независимых СМИ.
Т. Тургуналиев — “Институт свобод и прав человека”.
А. Токсонбаев — “Фонд развития СМИ и защиты прав журналистов”.
Т. Исмаилова — “Гражданское общество против коррупции”.
А. Абдирасулова — ОФ “Кылым шамы”.
А. Мамасалиев — Молодежная компания “КелКел”.
Ж. Курбанов — ОО “Гулисман”, Аксы.
Ф. Турсунбекова — партия “Ар–Намыс”, Кара–Буура.
Всего 41 участник Форума гражданских активистов”.
Как сказала Азиза Абдирасулова по окончании акции, цель пикета — привлечь внимание общественности к проблеме свободы слова в Кыргызстане: “Если мы будем молчать, то будут закрываться газеты, радиокомпании. Надо научиться своевременно чувствовать опасность и адекватно реагировать. А иначе мы действительно станем глухими, слепыми и немыми”.
Сопредседатель Народно–патриотического движения Кыргызстана Нурлан Мотуев высказался более адресно:
— Считаю, что Акаев зря подал в суд на “МСН”. Так он окончательно потеряет остатки своего авторитета. Думаю, мировое сообщество его резко осудит и, возможно, примет адекватные меры. Вот вчера по КТР показывали травлю: все сидели и охаивали “МСН”. Это недопустимо. Так власти разделяют население Кыргызстана и настраивают людей друг против друга. Наверное, хотят спровоцировать в стране массовые беспорядки, чтобы потом ввести чрезвычайное положение. Некрасиво со стороны президента получилось, что он в суд побежал. Там нет независимых судей, и он может выиграть процесс. Но мы, правозащитники и демократы, будем бороться за свободу слова.
В свою очередь заместитель начальника Бишкекского УВД полковник Петр Тяблин, отвечая на вопросы журналистов, заявил:
— В соответствии с Конституцией КР ст.16 п.14 все это (имелся в виду пикет) носит уведомительный характер. Решением местного самоуправления определен порядок подачи уведомления. Ничего этого сделано не было. Но поскольку они не нарушают права других граждан, их действия не образуют состав правонарушения. Каждый гражданин имеет право стоять. Пока они просто стоят, они ничего не нарушают.
— В какой момент эта акция превратится в нарушение закона?
— Нарушение закона начинается тогда, когда нарушаются права других граждан. Сейчас они просто стоят, проход не загораживают, дорогу не перекрывают. Если они и дальше не будут нарушать закон, никаких санкций к ним не применят.
— Скажите, пожалуйста, что за автобус с милиционерами стоит за углом? Это на всякий случай?
— Я не знаю, что за автобус стоит, но уточню. Нет там никакого автобуса и не было. (Ну правильно. Если поблизости от места проведения пикета увидишь автобус с милиционерами — не верь глазам своим. Он просто вмерз там в лед еще в январе. С тех пор и стоит. Этакий стейнбековский заблудившийся автобус. — А. Ч.)
Как уже было сказано, сначала пикет проходил чинно–благородно, чему, надо полагать, немало способствовали заклеенные рты его участников, символизировавшие ситуацию со свободой слова в стране. Примечательно: журналисты и телеоператоры время от времени предупреждали друг друга: “Проход не загораживайте”. Весьма трогательно. Однако это не помогло. Акция уже завершалась, как вдруг откуда–то примчались четыре очень возбужденные женщины, стали кричать на людей, оскорблять. Одна даже кинулась на участницу пикета и попыталась сорвать пластырь с ее лица. Но ее тут же оттолкнул подоспевший милиционер. Тогда эти чрезмерно возбужденные гражданки накинулись на Нурлана Мотуева, который в этот момент давал интервью. Они его обзывали, оскорбляли, бросались на него, толкали. Словом, вели себя весьма агрессивно. При этом они кричали, что все кругом сволочи, ишаки и даже еще похуже.
Пришлось опять обратиться к полковнику Тяблину:
— Посмотрите, там женщины пришли, на людей бросаются, нарушают порядок и права граждан, почему их никто не останавливает?
— Пусть пишут заявление, примем меры. Вообще цель тех, кто тут стоял, — устроить провокацию. Они сами все это организовывают. Мы это все снимаем на пленку, документируем, потом примем соответствующие меры. Если поступят заявления — будем реагировать соответственно.
— Но они ведь оскорбляют всех подряд.
— Вы знаете, у каждого своя точка зрения, все могут высказаться. Но их уже предупредили. Еще раз говорю: это организаторы акции устраивают провокации.
— Зачем им это надо?
— А вот мы и разберемся. Я сам не знаю, зачем им это надо.
Справедливости ради отметим, что возмущенные женщины выкрикивали в том числе и полезные вещи. “У нас дети, мы не хотим войны. Мы хотим мира”, — чуть не рыдали они. Это, конечно, правильно. Войны никто не хочет. Только зачем при этом на людей кидаться и обзывать сволочами? И уж совсем неясно, к чему оскорблять Нурлана Мотуева, к примеру? Кстати, он возмущен невмешательством милиции и считает, что эти женщины были подкуплены. С другой стороны, эти возбужденные гражданки оказали добрую услугу участникам пикета: когда окончилось оговоренное время акции, они аккуратно свернули свои плакаты, отклеили пластырь и отправились восвояси, не успев, к счастью, ничего нарушить.
Еще хочется отметить действия стражей правопорядка. Они были безукоризненно вежливы — по крайней мере внешне. Один даже заступился за участницу пикета, как было сказано. Словом, достойно себя вели — плакаты не отбирали, не прогоняли прочь от Дома правительства. Слава Богу, научились.
В общем, когда сама акция уже окончилась, возле “Белого дома” безуспешно скандалили четыре гражданки. Никто не отвечал на их оскорбления, и склока понемногу затихала. И когда один из милиционеров через рупор обратился с просьбой разойтись, мы с фотокором как законопослушные граждане разошлись.
Это была не единственная акция протеста за последнее время. В субботу, 19 февраля, у памятника М. Горькому прошел митинг, в котором приняли участие более двухсот человек — представители “Народного движения Кыргызстана”, “Атажурт”, Т. Тургуналиев, Ж. Жекшеев, “Гражданское общество против коррупции”, Коалиция “За демократию и гражданское общество”, “КелКел”, НПО “Карек” (Иссык–Куль), НПО “Правые люди” (Аксы), “Общественная защита прав журналистов” (г. Ош), НПО “Поколение перемен за демократию”, НПО “Гулистан”, журналисты, адвокаты, правозащитники. В основном на митинге речь шла о чистоте предстоящих парламентских выборов. Но, кроме того, все делегаты высказались в поддержку газеты “МСН”. Итогом встречи стало совместное заявление, которое мы приводим ниже.
Александра Черных.
Фото Владимира Воронина.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/9480/