Что же дальше?
От сессии до сессии живут студенты весело.
Из студенческого фольклора.
Должен признаться, что президент А. Акаев напоминает мне студента моих студенческих лет. С той лишь разницей, что студент живет вольготно и беззаботно от сессии до сессии, а наш президент — от выборов до выборов или от референдума до референдума. Уважающий себя студент за 2–3 предшествующие сессии недели наверстывает то, что упущено им в течение всего семестра, дни и ночи напролет штудируя учебники, первоисточники классиков, чужие конспекты. Так и наш президент. За месяц–два до выборов или референдума развивает просто–таки поразительную активность: без устали ездит по областям, городам, весям республики, встречается с аксакалами, молодежью, спешно собранными со всей республики участниками «всенародного» курултая, раздает направо и налево награды, высокие звания, премии, стипендии…
Вспомним. Последний всплеск активности, аналогичной нынешней, глава государства продемонстрировал народу накануне референдума 2 февраля 2003 года, когда требовалось согласие электората на очередную перекройку Основного закона страны. Тогда тоже А.Акаев осчастливил своим посещением едва ли не все области. Буквально за несколько дней до референдума, если не ошибаюсь, 49 известных в республике деятелей культуры и науки были удостоены государственных наград и почетных званий. Указом президента были повышены надбавки к пенсиям инвалидов всех войн (от Великой Отечественной до афганской), ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. В те же дни состоялось вручение президентских стипендий героям войны и труда, выдающимся ученым, деятелям литературы и искусства. Словом, пролился золотой дождь президентских благодеяний. Акции, расцениваемые в обычное время как благородный акт признания заслуг достойных граждан республики, в том контексте были восприняты как неприличная и постыдная попытка подкупа заслуженных и авторитетных людей.
То, что события, имевшие место в Кыргызстане в январе–феврале 2003 г. в преддверии референдума подорвали “демократический потенциал процесса конституционной реформы”, признал Национальный демократический институт (НДИ) в Вашингтоне. Кстати, вывод НДИ, что природа конституционных изменений, вызванных референдумом, не будет способствовать демократическим реформам в Кыргызстане, в полной мере подтвердился.
Глядя на происходящее вокруг, часто думаю: кто же из нас сошел с ума — окружающий мир или я? Последний раз подумал об этом на днях, когда президент А.Акаев с гордостью говорил о том, что сегодня в Кыргызстан приезжают из многих республик СНГ и даже из России, чтобы перенять опыт развития здравоохранения. Все бы ничего, возможно, и приезжают. Вот только говорилось это по случаю передачи Германией нашей республике партии автомашин “скорой помощи”.
Это каким же сознанием должен обладать глава государства, чтобы, принимая очередную подачку (а за свои кровные за все годы независимости республика не приобрела ни одной кареты “скорой помощи”), хвалиться успехами в реформировании здравоохранения. Неужели лидер страны не ведает, в каком жалком состоянии находятся больницы, поликлиники, амбулатории, как они обеспечены (точнее, не обеспечены) оборудованием, медикаментами, постельными принадлежностями, мебелью, как и какими укомплектованы кадрами? Неужели знать не знает, что наше здравоохранение совершенно не способно противостоять без помощи извне СПИДу, туберкулезу, сахарному диабету и только ли им? Ведь если еще худо–бедно имеются какие-то лекарства, перевязочные материалы, медицинские инструменты, то опять–таки благодаря во многом гуманитарной помощи доброхотов из Германии и той же Америки, которую правительственные СМИ охаивают за попытки экспорта “цветных революций”.
Вновь заставило задуматься над собственным восприятием реалий бытия недавно озвученное по телевидению госсекретарем О.Ибраимовым намерение власти сократить должности водителей персональных автомашин. Согласно этой задумке, если пересадить чиновников за руль (пусть сами себя возят), можно сэкономить немало бюджетных средств.
Возможно, тут я чего–то недопонимаю. В таком случае жду популярных разъяснений. Пока же поделюсь своими соображениями на сей счет. Давайте представим за рулем служебной иномарки пусть не министра, не руководителя госведомства, а их заместителей, начальников управлений, акимов городов и районов. Едва ли они обладают правами и навыками водителя–профессионала. Да и опыта вождения автомобиля у большинства из них с заячий хвост. Каково им будет самим добираться до места работы по нашим расхристанным и раздолбанным вконец дорогам, с нашими не приученными к дисциплине, к уважению пешеходов и товарищей по труду водителями “бусиков” и частного автотранспорта, с нашими не признающими ни светофоров, ни дорожных знаков, ни подземных переходов пешеходами. Пока этот чиновник довезет себя до службы, он уже будет, как выжатая в чай канарейка. Кто скажет, сколько времени ему понадобится, чтобы отойти от стресса и восстановить способность адекватно реагировать на ситуацию и коллег?
Экономию от изгнания водителей подсчитать, наверное, не сложно. Вот только кто подсчитает урон, прямые и косвенные убытки от такой экономики. И потом, не следует забывать, что на дорогах случаются ЧП и аварии. Вряд ли будут застрахованы от них чиновники за рулем. В случае чего, кто будет отвечать за наезд на пешехода или столкновение с другим автомобилем? Или для высокорангированных водителей будут особые правила движения и законы за их нарушения?
Кстати, помнится, в достопамятные советские годы уже делалась попытка пересадить крупных чиновников, директоров солидных предприятий и строительных организаций за руль. Ничего путного из этой затеи не вышло. Так что в этом изобретении мы не первые.
И уж вовсе не хотелось бы иронизировать по поводу очередной высосанной из пальца и совершенно утопической идеи “Чистый Кыргызстан”. Насколько она смехотворна и ирреальна, думаю, доказывать никому не нужно.
О каком чистом Кыргызстане можно говорить, если даже столица республики утопает летом в пыли, а весной и осенью в грязи. Благо в этом году зима выдалась многоснежная, и на какое–то время снег прикрыл клондайки мусора и хлама.
В связи с этим вспоминаю Джалал–Абад своего детства. Тогда первым секретарем горкома партии был Курманбек Мамакеев, а председателем горисполкома Гапар Базарбаев. Это были действительно отцы города. Разделив Джалал–Абад на две зоны, они каждое утро начинали рабочий день с объезда своих зон. И если замечали где какой–либо непорядок (неубранный мусор, текущую водоразборную колонку, поваленное дерево, перекопанный тротуар и т.д.), тут же вызывали “на ковер” квартального, руководителя предприятия, организации или школы, за которыми был закреплен данный участок. В те далекие годы Мамакеев и Базарбаев личным примером утверждали простую истину: за чистоту не надо бороться, надо всего лишь взять веник и подмести. Не знаю, чего у бишкекских рай - и градоначальников не хватает, чтобы поступать таким же образом. Власти, рук или чего–то другого?
И уж вовсе фантасмагорией следует признать идею Акаева о чистых руках. Это в стране, где у всех чиновников на всех этажах власти руки настолько замаранные и липкие, что к ним прилипает все и вся. Тут скорее можно черного кобеля отмыть до бела, чем загребушие руки наших коррумпированных сверху донизу власть имущих. А самое главное, у власти руки испачканы в крови невинных молодых аксыйцев. И трех лет не прошло со дня той кровавой трагедии, а президент уже забыл об этом и вещает ничтоже сумняшеся о чистых руках. Чего тут больше — фарисейства, расчета на плохую память народа или ставки на идиотов? Право не могу взять в толк: я сошел с ума или окружающий мир. Опять же задумаемся: с чьего молчаливого попустительства и бездействия коррупция пробралась до 7 этажа “Белого дома”?
Недавно вновь с удовольствием посмотрел телефильм Марка Захарова “Убить дракона”. Скоро 20 лет, как вышла эта лента на экраны, а злободневности не утратила нисколько. Не знаю, много ли студентов Кыргызстана смотрели этот фильм. Обращаюсь к тем, кто посмотрел. Приглашаю вас задуматься вот над какими вопросами. 13 последних лет президент не устает вещать, что вы свободные граждане свободной демократической страны. Вы независимы, наделены всеми правами граждан Кыргызской Республики, находитесь под защитой Конституции и законов суверенного государства. Ваши права защищает гарант Конституции, президент А.Акаев.
Почему же вы, цвет молодежи, будущее страны, так рабски покорны и остаетесь холопами в душе? Почему, подобно куклам–марионеткам, позволяете неким кукловодам манипулировать собой? Если вы в молодости не отважились подняться с колен, неужели всерьез думаете, что вам удастся встать в более зрелом возрасте? Так не бывает. И напрасно, оправдывая в душе себя, думаете, что вы, мол, ни при чем, вас так научили, вас заставили. В таком возрасте человек уже может и должен отвечать за свои поступки и думать о последствиях. О чем тут идет речь, думаю, разъяснять нет смысла.
Продолжая эту мысль, считаю должным сказать вот о чем. Мои коллеги из подневольных правительственных и проправительственных СМИ при редких встречах порой оправдываются. Мол, они люди подневольные, делают то, что им велят сверху. Было время, я верил и сочувствовал им. Но с некоторых пор пришел к убеждению, что ерунда все это. Этот жалкий лепет оправдания не более чем попытка усыпить собственную совесть и разжалобить наивных простаков. В жизни всегда есть выбор между подлостью, пресмыкательством и сохранением личного достоинства. И выбор этот зависит только от самого человека. Никто за нас его не сделает. Только от самого человека зависит, как ему жить. Подличать и пресмыкаться, называть белое черным и черное белым, обливать грязью и чернить человека порядочного и в то же время выдавать жулика и негодяя за честного и порядочного гражданина? И это все за жалкую должность, чинишко и чечевичную похлебку? Или же жить с достоинством и честью, с гордо поднятой головой?
Частенько заставляет сомневаться, уж не сошел ли я с ума, наш Центризбирком, публикующий такие сомнительные данные о результатах референдумов и выборов, что впору свихнуться всякому здравомыслящему человеку. Тогда как, казалось бы, чего проще. Опубликуйте накануне выборов статданные: сколько всего в стране граждан старше 18 лет, сколько из них имеют право голоса. Конечно, сколько кыргызстанцев в расцвете лет находится за пределами республики, точно не скажет никто. Но сколько зарегистрировано избирателей в каждом избирательном округе, на каждом избирательном участке, это–то ЦИК должен знать. Так почему бы не обнародовать эти данные загодя до выборов? Или даже такая малая прозрачность ЦИК невыгодна?
Вячеслав Тимирбаев.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/9441/