Кыргызский шырдак Европе по нраву
… Айнагуль Сардарова и представить себе не могла, что судьба занесет ее, мать–героиню и жительницу далекого кочкорского села Кара–Суу, в неведомую Европу. И уж тем более Айнагуль не предполагала, что ей будут аплодировать швейцарцы, как какой–нибудь знаменитой звезде. Но именно так все и случилось: Швейцарская ассоциация международного сотрудничества «Хельветас», работающая у нас в Кыргызстане уже десять лет, пригласила кочкорских мастериц на выставку в Швейцарию, и наши соотечественницы вернулись оттуда недавно триумфаторами. Пресыщенные (как нам кажется издалека) европейцы купили все, что было привезено, и еще заказали. Такие дела!
— Я даже не знаю, кто меня учил всем премудростям, — рассказывает Айнагуль. — Сколько себя помню, всегда вертелась возле бабушки, которая никогда специально не говорила — делай вот так или эдак. Все получалось само собой.
И когда еще в советские времена из столицы приехали отбирать работы искусниц для объединения “Кыял”, Сардарову приняли без всяких. В “Кыяле” она проработала пятнадцать лет, а потом времена изменились, и каждый остался со своим умением наедине. Никто особо не задумывался над тем, что плоды своего труда можно успешно продавать. Ведь исторически так сложилось, что все предметы кыргызского прикладного искусства изготавливались исключительно для домашнего пользования. Почти все ремесла, как известно, берут свое начало в кочевом образе жизни, и, например, пестрый яркий войлочный ковер — шырдак — всегда пользовался особой любовью у кочевых жителей, потому что был просто незаменим и зимой, и летом. Неслучайно шырдак считался главной гордостью дома, однако никому и в голову не могло прийти продавать эту красоту.
Но постепенно старые традиции стали забываться, а национальные изделия мастериц из Кыргызстана стали известными во многих странах мира.
— Все началось восемь лет назад, когда сотрудники “Хельветаса” Вальтер и Сюзанн Шлеппе впервые увидели наши работы и были просто восхищены, — рассказывает Светкуль Акматова, менеджер общественного объединения “Алтын Кол”, где сегодня трудится Айнагуль. — Но тут нет заслуги мастериц, просто кочкорские шырдаки действительно обладают особой теплотой. Вальтер и Сюзанн предложили начать производство ковров, тем более что жизнь у нас в районе наступила не из легких, и наши женщины с радостью согласились попробовать себя на новом поприще. Мы объединились и начали действовать. Но сразу почувствовали, что не хватает опыта, ведь мы понятия не имели о том, что такое маркетинг и как нужно рекламировать наши изделия. В этом очень помогли швейцарские специалисты, научившие нас многим тонкостям. Мы начали выпускать буклеты, каталоги, организовывать выставки.
Светкуль, конечно, скромничает: шырдаки в Кочкорке имеют притягательную силу оттого, что рукодельницы вкладывают в них всю свою душу. А процесс изготовления этой войлочной красоты, как все знают, очень и очень трудоемкий, ведь все операции выполняются вручную. В общем, дело пошло в гору — первые же выставки–продажи в Бишкеке показали, что кочкорские искусницы находятся на верном пути. Кроме традиционных образцов, “Алтын–Кол” начал использовать новые цветовые гаммы, причем предпочтение отдавалось натуральным красителям. И уже летом 1997 года было сделано на экспорт сто первых ковров.
Через год стало ясно, что кочкорским мастерицам нужен свой бренд, а для этого необходимо создать официальную организацию. Так появился “Алтын–Кол”, куда вошли более двухсот жительниц Кочкорского района. Вскоре о них узнала вся область, и начались семинары — за уникальным опытом в “Алтын–Кол” приезжали и сегодня приезжают из самых дальних сел.
— Сейчас с нами сотрудничают уже более тысячи рукодельниц со всей области, — продолжает свой рассказ Светкуль Акматова. — Наши работы с удовольствием покупают и в Европе, и за океаном. Поэтому мы столько внимания уделяем качеству — зарубежный покупатель никогда не купит халтуру. Работаем по–научному — у нас теперь есть каталог узоров, хорошие красители…
— Мы не ожидали, что будем иметь такой шумный успех за границей, — делится с нами Айнагуль Сардарова. — Европейцы предпочитают вещи натуральные, экологически чистые, отсюда и популярность предметов кыргызского искусства. Интересно, что традиционные размеры шырдака — четыре метра, но сейчас более популярны маленькие коврики, и они шли нарасхват…
Конечно, не все гладко у общественного объединения — женщины никак не могут купить чесальную машину, которая могла бы облегчить им ручной труд, но пока это мечты. В этом году в “Алтын–Коле” произошло долгожданное событие — организация обзавелась собственным офисом, открыла там свой фирменный магазин, теперь вот рукодельницы будут собирать деньги на современное оборудование. В планах — открыть виртуальную торговую площадку в Интернете.
— Сейчас к нам очередь, — смеется Айнагуль Сардарова. — Девчонки, которых раньше иголку в руки не заставишь взять, рвутся к нам на учебу. И мы берем всех — дело предков должно продолжаться…
Елена Скородумова.
Фото Владимира Пирогова
и из семейного архива Айнагуль Сардаровой.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8034/