«Барыс» — «Дордой». Кто кого?
На прошлой неделе в Астане главы правительств стран СНГ в числе приоритетных направлений в работе Содружества назвали решение о создании зоны свободной торговли. Это уже давно не новость. На разных встречах самого высокого уровня чуть не со времен приобретения независимости бывшие союзные республики мечтают о такой зоне.
Чтобы устранить барьеры, мешающие взаимной торговле, для гармонизации законодательств регулярно встречаются руководители налоговых и таможенных служб, финансовой полиции, председатели центробанков. А воз и ныне там. Торговать не становится легче, пересекать границы государств коммерсантам все труднее. Свежий пример: напряженная ситуация на таможенном посту в Кордае, которая вылилась в митинг торговцев одного из крупнейших в Центральной Азии оптовых рынков “Дордой”.
В этом году начиная с августа, когда обычно после летней спячки оживали базары, готовясь к осенне–школьному сезону, на казахско–кыргызской границе было неспокойно. Автобусы с челноками из Казахстана и России, направлявшиеся в Бишкек за недорогими китайскими товарами и продукцией местных самопошивщиков, часами ожидали очереди, чтобы пересечь границу. Проверки, оформление документов, таможенный досмотр, не занимавшие раньше много времени, превратились для коммерсантов в мучительную процедуру.
Версия ужесточения режима со слов торговцев звучала так: на Кордае нам объяснили, что якобы приехала комиссия из самой Астаны для проверки работы таможенников. Вот отсюда и все строгости...
Но главной причиной заторов на границе челноки считали другое: таким образом их пытаются отвратить от поездок на “Дордой” и заставляют отовариваться на новом рынке “Барыс”, что в пятистах метрах от государственной границы с Кыргызстаном. За разъяснениями мы обратились к лидеру профсоюзной организации рынка “Дордой” Анатолию Новикову. Вот что он сообщил.
— Нынешний школьный сезон, к которому наши продавцы и цеховики готовились все лето, можно считать провальным. По самым грубым подсчетам, “Дордой” недосчитался примерно 70 процентов покупателей из России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. Насколько мне известно, комиссия из Астаны действительно работала на Кордае с 9 августа, тогда и начались препоны и очереди. Нам сказали, что в таком режиме казахские таможенники будут работать до конца августа.
Однако ситуация не разрядилась. Более того, усилился контроль пассажиров, въезжающих в Казахстан с нашей стороны. Никогда так строго не досматривали багаж. Раньше люди без проблем провозили две сумки весом 40–50 килограммов, сейчас же, по словам А.Новикова, за каждую лишнюю пару обуви таможенники требуют заплатить пошлину.
Продавцы “Дордоя”, несущие потери, уверены, что проснувшаяся принципиальность казахских таможенников напрямую связана с войной за покупателя, в которой те выступают союзниками владельцев рынка “Барыс”. Соседи стремятся не только рекламой, пиаром завлечь к себе россиян, таджикских и узбекских купцов, а также своих соотечественников, но и с помощью административных мер заставить свернуть туристические автобусы с заданного маршрута. К нам сегодня стараются не пропускать даже транзитников.
Как рассказывали сами челноки, казахские таможенники прямо говорили им: зачем едете в Бишкек? Лучше отоваривайтесь на “Барысе” или в Таразе, где открылся новый вещевой базар.
И автобусы с туристами вынуждены были парковаться на кордайском полупустом базаре, где основная масса контейнеров закрыта из-за отсутствия товаров и покупателей. Несчастные бизнесмены, проделавшие сотни, тысячи километров, оставляли на Кордае автобус, пересаживались на маршрутные такси и — прямиком на “Дордой”.
Предприниматели написали письмо премьер-министру Николаю Танаеву о безобразиях, творимых на таможенных постах. Однако ситуация не изменилась. И изменится ли вообще? Многие предрекали такой поворот событий, когда еще только поползли слухи о готовящемся строительстве рынка “Барыс”. Свою негативную роль тогда сыграл конфликт между торговцами и правительством, решившим установить в контейнерах контрольно-кассовые машины.
Пока фискалы бодались с упорствующим базарным людом, казахские предприниматели под боком у “Дордоя” в рекордные сроки возвели современный торговый комплекс. Географическое положение Кыргызстана оказалось самым уязвимым местом в борьбе за покупателя. Скорее всего, по мнению многих, трудности по пересечению государственной границы сохранятся. Казахам нужно раскрутить свои рынки, куда они вбухали не один миллион тенге.
Пока же челноки по привычке едут в Бишкек, где цены ниже, где у них сложились давние связи с продавцами. Но если препоны на кордайском таможенном посту не прекратятся, а наше правительство ничего не предпримет для защиты интересов отечественных предпринимателей, не договорится с правительством Казахстана об урегулировании данной проблемы, то “Дордой” в конце концов потерпит поражение от “Барыса”. Так не лучше ли уже сейчас, не дожидаясь 2010 года, когда будет построено общее экономическое пространство Содружества, двум соседним республикам начать возводить зону свободной торговли, а не тянуть одеяло на себя?
Лариса Ли.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/8012/