Грозит ли нам бензиновый кризис?
Да, если по–прежнему сохранится монополия на ввозимые ГСМ
Как утверждает Ассоциация нефтетрейдеров, где первую скрипку играет НК «Альянс», чтобы удержать цены на горюче–смазочные материалы на приемлемом уровне, надо продолжить практику снижения ставок акцизного налога.
Что ж, за последние полтора года в три раза были снижены акцизы на бензин и дизтопливо. Но когда осенью прошлого подскочили цены на бензин, некоторые парламентарии посчитали сверхнаглостью то, что не столько за счет объемов, сколько из–за низких акцизов такая компания, как “Мунай Мырза Опт” (подразумевай НК “Альянс”) получила гораздо больше прибыли, чем бюджет от выплачиваемых ею налогов. И вообще каждый всплеск цен объясняется не столько ограничительными мерами казахстанских или российских предприятий, сколько монопольным положением этой компании, сумевшей нейтрализовать своего главного конкурента — “Кыргыз петролеум компани” да и всех прочих, кто “не с ними”.
Эти наблюдения наших авторов, не зависимых от ассоциации и НК “Альянс” нефтетрейдеров (публикация в “МСН” от 1.04. с.г.), вызвали своеобразную реакцию — в правительственных СМИ появились пиар–статьи и интервью с О.Бабановым — руководителем НК “Альянс”. Который, собственно, и не скрывает доминирующего положения своей компании на нашем бензиновом рынке.
Казалось бы, у нефтетрейдеров общие проблемы: в сентябре основные заводы–поставщики нефтепродуктов повысят цены на бензин и дизтопливо на 50 долларов с тонны, то есть на 2 сома за литр вырастут розничные цены на автозаправочных станциях. Больше того, в октябре закроется на профилактический ремонт Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, а затем остановится и Омский.
Ну и что? На них свет клином не сошелся. Тем более “Мунай Мырза Опт” (НК “Альянс”) имел эксклюзивный договор с Шымкентским НПЗ на поставку товара, а затем и с Омским заводом. И вот, представьте, “при таком раскладе участники рынка нефтепродуктов как в лице Ассоциации нефтетрейдеров, так и других компаний, решили объединить свои усилия, чтобы стабилизировать ситуацию и не допустить ажиотажа среди потребителей”.
То есть сперва “Альянс” держал всех на коротком поводке, а теперь общими усилиями решил противостоять бензиновому кризису? Это все равно что сытая кошка играет с перепуганной мышкой — съесть, не съесть?
По большому счету, государству все равно, кто его снабжает всем необходимым — ассоциация, корпорации или, простите за грубое слово, контрабандисты. С последними даже легче иметь дело — чуть что их можно прижать к ногтю. А поскольку этого, признаем честно, не делается, значит, и контрабанда нефтепродуктами, как и сигаретами, алкоголем, — доходный для государевых людей бизнес, называемый коррупцией.
Зато государственная машина почему–то отдает предпочтение из официальных поставщиков ГСМ именно ОсОО “Мунай Мырза” (НК “Альянс”). Так, все зачеты (возврат из бюджета сумм переплат по налогам) Министерство финансов проводит только для одной этой компании. По распоряжению министра Б.Абилдаева департамент таможенного контроля предоставил “Мунай Мырза” рассрочку по уплате НДС сроком на 2 месяца, что является дополнительным финансированием на огромную сумму. Кроме того, это ставит ОсОО “Мунай Мырза” в неравные условия с остальными поставщиками нефтепродуктов, ущемляет их права, нарушает налоговое законодательство.
Относительно возвратности НДС тоже происходят нарушения Налогового кодекса. Комиссии в большинстве случаев создают волокиту и возврат НДС проводят только за определенное вознаграждение. По закону импортирующая компания оплачивает налог на добавленную стоимость в таможенных органах при пересечении границы товарами, эти средства поступают в бюджет республики. А экспортирующие компании поставляют товар по нулевой ставке, возврат НДС должен оплачиваться тоже сразу (так по закону). На самом же деле НДС оплачивается частично, а в большинстве случаев вообще не оплачивается. Таким образом, расходная часть бюджета уменьшается, а доходная растет, что дает возможность Минфину добиваться выполнения индикативного плана. В противном же случае, Министерство финансов план бы не выполняло, что привело бы к недофинансированию утвержденного бюджета. Но все это — очковтирательство, обман правительства и всего населения страны.
Есть и еще одно обстоятельство, подтверждающее лоббирование одних в ущерб другим. Минфин, необоснованно снижая акцизные ставки и пошлины на ввозимые нефтепродукты, ущемляет права отечественных производителей ГСМ. Да при этом еще увеличивает налоговые ставки на товары, реализуемые в розничной торговле. И все это при поддержке отдела финансирования правительства.
Вот и выходит, что вся госмашина служит для процветания только одной компании, очень прибыльной, очень важной для Семьи. И эта компания устоит при нынешнем режиме, несмотря ни на какие катаклизмы. Остальные нефтетрейдеры могут отдыхать, объединения их усилий не требуется.
А потом, эдак через год, и бензиновый кризис наступит, потому что, как показывает практика, сосредоточение в одних руках целой отрасли неумолимо приводит к ее, отрасли, краху. Или нам мало “Кыргызгазмунайзата”? Монополии Семьи на производство алкоголя, цемента и шифера?
Пока они там, наверху, делят бабки, ни о каком цивилизованном рынке не может быть и речи.
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/7857/