Дружбы связующая нить…
— Махмуда Гафарова мы можем увидеть? — прозвучал с порога голос молодой женщины в компании с тремя неизвестными. Последние чуть поодаль были заняты своим разговором — на немецком. Открывшая дверь Чинара пригласила всех.
— Заходите… но Махмудбек–ака скончался три месяца назад.
Трое визитеров явно смущены известием, которое было тут же переведено. После короткой заминки одна из них, юная особа, достает старую фотографию. Недоумевающая вначале Чинара глянула: знакомые все лица. Молодые родители, а с ними их заграничный друг с семьей. Младшая дочь Махмуда Гафарова на всю жизнь запомнила тогдашнюю встречу — сорок лет назад… Тем временем вернулся с базара Тимур, брат Чинары.
— Меня зовут Лора, — по–русски представилась девушка. Дальше помогала переводчица:
— Я внучка Карла Герстнера. Он приезжал в Кыргызстан. Был репортером газеты “Берлинское время”.
Разговор продолжился за накрытым столом. Подруга Лоры — неусидчивая Эльза — в охотку щелкала цифровой фотокамерой. Парнишка Себастьян попробовал диковинный арбуз.
— У нас это целиком на стол не ставят, — перевела его реплику Чолпон. — Покупают нарезанным и в упаковке.
Приезд Лоры и ее друзей в нашу столицу по цели своей необычен. Дед девушки, Карл Герстнер, немецкий журналист, спонсировал ее поездку в Азию с условием: побывать в Бишкеке и встретиться с его давним другом и коллегой Махмудом. Желание старика понятно: в молодости, будучи социалистом, он наезжал во Фрунзе — за материалами о Советской Киргизии. Тогда же, в шестидесятые, бывал в ГДР и его киргизский друг. Вообще Махмуд Гафаров человек примечательный и в журналистских кругах известный. Жизнь его с юных лет была связана с Германией. Он прошел Великую Отечественную войну — вплоть до наступления на Берлин. Восторг Победы двадцатитрехлетний капитан узнал на морском побережье Балтики. В должности коменданта освобожденного городка Иккермюнде. С его жителями Махмуд встречался и после войны. Еще бы: друзей не забывают. Их у него осталось много и по сей день. Помнится, в семьдесят втором году был объявлен конкурс “ Мой друг”. Журналы “Огонек” (СССР) и “Фрайе Вельт” (ГДР) отдали пальму первенства бывшему коменданту. За широту идеологического духа: в конкурсной статье автор назвал своим другом приморский городок на земле Тельмана.
Ныне на интернетовском сайте — www.ueckermuende.de — Махмудбек Гафаров числится почетным гражданином современного Иккермюнде.
— Именно в Сети мы нашли бишкекский адрес друга моего дедушки, — сказала Лора. — Все очень просто.
Красивая (эдакая Лорелея. — А. С.), интересная, продвинутая девушка. Ей всего девятнадцать. После школы подумывает о политическом поприще. А частые турне по странам и континентам?
— Это хобби, — поясняет гостья. — Обычное занятие для нашей молодежи.
И, задорно улыбнувшись, продолжает:
— Люблю путешествия. Как дедушка Карл. Он бы и сам приехал, но недавно сломал ногу и вынужден быть в коляске.
— Он старше папы, — вспоминает Чинара. — Красавец–мужчина.
— Дед и сейчас хорош, — смеется Лора.
В доказательство девушка предъявила его фото в роскошном родовом замке. В котором Карл некогда встречал приехавшего к нему друга Махмудбека.
Застольная беседа постепенно перешла в иное русло. Видно: юным друзьям просто в кайф оказанное гостеприимство. Охотно уплетают фрукты и сочный арбуз, столь уместные в жаркий день.
— В Кыргызстане нас поразило многое, — откровенны они. — Соленое озеро Иссык–Куль и снежные вершины гор. Приветливая богатая природа. Красивая страна.
— А воду здесь можно пить из–под крана, — вставил Себастьян. — Вкусно. Нигде в мире такой не найдешь.
Отметили молодые люди еще одну особенность — наличие в Национальном музее свидетельств о советской поре Кыргызстана. По их словам, в бывшей ГДР после падения Берлинской стены следов социализма не осталось. Поделились впечатлением о наших нравах.
— Люди здесь бедные, — говорит Эльза, отложив фотокамеру. — Таможенники требуют денег при прохождении досмотра. И вообще ощущение, что от нас всюду ждут денег.
Зато случилось ребятам попасть в аварию. Их таксист, сдавая назад, въехал в следующую машину. Оба водилы быстро и даже дружелюбно договорились о возмещении ущерба, который тут же наличными и был оплачен. Пожали друг другу руки и разъехались. В Германии такое невозможно.
— У нас подобные происшествия фиксируются сразу, — рассказывает Лора. — Привод в полицию, показания в суде неизбежны.
Визит подошел к концу. О чем только не говорили собеседники — такие разные люди. Бишкекчанин Тимур и жительница Баку Чинара, приехавшая к брату, когда тот похоронил их отца. Девушка Лора со спутниками: из далекого Клайнмахнофа с тамошним родовым замком… Теперь молодежь отправится в Китай.
— За тысячу километров от родины я почувствовала себя как дома, — легко вздохнула гостья….
Александр Сафронов. Фото из альбома Тимура Гафарова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/7771/