Ну как тут не украсть?
Заметки обозревателя
Сегодняшнее состояние кыргызской экономики, если кого и удовлетворяет, так, наверное, только руководителей государства и правительства. Если верить их широковещательным заявлениям, экономика у нас на подъеме. Если же объективно оценивать положение вещей, экономические реформы проводятся в стране лишь на словах и на бумаге. В реальности же они тонут в пустопорожней говорильне и безответственности госчиновников на всех уровнях, во все более тесном сращивании управленческих структур с криминальными.
Сказка, так и не ставшая былью
Думается, трудно продемонстрировать более наглядно и убедительно суть того, что торпедирует экономические, политические и прочие реформы в Кыргызстане, чем это сделал генеральный прокурор республики М.Абдылдаев, выступив 2 июля с.г. на ХХ сессии СНП Жогорку Кенеша с информацией по кредитным соглашениям АО “Жибек Жолу”.
Говоря словами генпрокурора, шесть последних лет активно обсуждается и дискутируется вопрос о возврате кредитных средств, полученных этим АО. Речь идет ни много ни мало о 18,6 млн. долларов США. Хотя, казалось бы, чего тут обсуждать и дискутировать, уподобляясь крыловскому повару–моралисту, там, где надо, слов не тратя по–пустому, власть употребить.
О существе дела достаточно подробно рассказано в “Слове Кыргызстана” за 16 июля с.г. Кому интересно, может обратиться к газете. Я же хочу отметить, что в том же “Слове...” 10 августа 1995 г. сообщалось: уже очень скоро, не пройдет и несколько недель, в Джалал–Абаде начнут выпускать из лесных, садовых плодов и огородной продукции детское питание по мировым стандартам качества.
На пяти линиях, где установлено оборудование итальянской промышленной группы “Алтек” и фирмы “Бронзони”, можно перерабатывать по 2–4 тонны плодов в час. Стоящие рядом линии по переработке тыквы и моркови способны пропустить до 8 тонн овощей в час. Конечный продукт — фруктовое и овощное пюре — затаривается в привозимые из Италии стеклянные баночки емкостью 200–250 г. Детское питание готово. Суммарная мощность завода — 12 млн. условных банок в год. Но заводские специалисты подсчитали, что при наличии сырья завод способен дать 16 млн. банок.
Аналогов этому производству нет в странах Центральной Азии. Этот факт высоко оценил президент Аскар Акаев, побывавший на заводе.
Сегодня полностью закончен монтаж оборудования. В любое время, как только АО “Жибек Жолу” заключит договоры с местными поставщиками продукции садов и огородов, завод будет пущен. Остается только... перерезать ленточку и нажать кнопку.
Тут же в кратком интервью тогдашний генеральный директор АО Курманбек Темирбаев говорил, что группа специалистов “Жибек Жолу” была приглашена на заводы фирмы “ВС”, где выпускается известное во всем мире оборудование по переработке пищевых продуктов. Надо сказать, это просто сказка, которую мы надеемся вскоре увидеть и на джалал–абадской земле.
Достигнута принципиальная договоренность с партнерами — а нами создано кыргызско–итальянское СП — на монтаж в Джалал–Абаде линии по розливу прохладительных напитков европейского класса — “Кока–Колы”, “Пепси”, “Фанты” и других. Проект уже начал осуществляться, скоро в наш город начнет поступать оборудование из Италии.
А президент итальянской фирмы “ВС” Витторио Макри добавил: наше сотрудничество с “Жибек Жолу”, я думаю, удачно. Вода “Гималаи”, которая производится на наших линиях в Джалал–Абаде, успешно завоевывает местный рынок. Конечно, о ее продаже в насыщенной подобными товарами Европе говорить пока рановато, но, я уверен, у “Гималаев” большое будущее.
Оценивая перспективы развития кыргызско–итальянского сотрудничества, синьор Макри заметил: мы видим массу новых возможностей и проектов. К примеру, в Сузакском районе производят прекрасные вина, но их надо бы разлить в подобающую упаковку. Об этом мы сейчас подумываем в рамках совместного предприятия. А в Нарынской и Иссык–Кульской областях можно будет смонтировать оборудование по переработке мяса.
Мы уже встречались по этому вопросу с Апасом Джумагуловым, нашли понимание и поддержку.
Словом, и отечественные предприниматели, и итальянские партнеры расценивали будущее “Жибек Жолу” как весьма обнадеживающее и перспективное. Почему же эти ожидания не сбылись и планы не стали реальностью? Почему сказка так и не стала на джалал-абадской земле былью?
Думаю, судьба АО “Жибек Жолу” служит яркой иллюстрацией того, как опасно делать инвестиции в кыргызскую экономику, поскольку в стране трудно, а подчас и невозможно спокойно и честно заниматься бизнесом.
Завод по розливу минеральной воды с импортным оборудованием почти на 5 млн. долларов США нормально проработал менее года. Как это у нас водится, нашлись охотники прибрать к рукам успешное предприятие, начавшее давать устойчивую прибыль. Система здесь отработана четко. Достаточно было одного депутатского запроса с дежурными подозрениями и беспочвенными намеками, чтобы завод оказался в плотной блокаде проверяющих инспекций и комиссий. За 10 месяцев 1995 г. их тут побывало 14. Налоговики, ревизоры из Минфина, борцы с хищениями и коррупцией из МВД, контролеры из Госстандарта и санэпидстанции... Все промелькнули перед заводчанами, все побывали тут. О пользе дела, как обнаружилось, никто не помышлял. Но главное было сделано. В июле 1996 г. решением Фонда госимущества АО было преобразовано в ГАО, сменилось руководство и имущественный комплекс “Жибек Жолу” перешел в государственную собственность.
По случайному ли стечению обстоятельств или по чьему–то злому умыслу в том же июле вышел из строя агрегат по выдувке пластиковых колб. Попытки восстановить его собственными силами успехом не увенчались. Завод встал. Как оказалось, намертво. Поставщики оборудования из итало–швейцарской фирмы “Андре” проводить его экспертизу отказались, поскольку кыргызстанские партнеры не выполнили свои обязательства по кредитным соглашениям. Да и собственник у предприятия сменился.
Не нашлось средств запустить и почти смонтированный и готовый к пуску завод детского питания. Кредиты в размере 18,6 млн. долларов, полученные под гарантию правительства, оказались выброшенными коту под хвост. Сколько из них разворовано, сегодня определенно не скажет никто. Документов, проливающих свет на то, какое оборудование получено, по какой цене, кому, за что и сколько уплачено, нет нигде. Мало надежд на то, что удастся разработать эту сверхзапутанную историю и межведомственной комиссии, созданной постановлением СНП Жогорку Кенеша от 2 июля с.г. Не одна комиссия пыталась досконально разобраться в этом деле. А проку?
Почему же только «Жибек Жолу»?
Признаться, сегодня меня во всей этой истории интересует не столько то, как получилось, что завод, готовый выпускать ежегодно 12 млн. баночек детского питания, так и не выпустил за 9 лет ни одной, сколько иное: почему парламентарии и Генпрокуратура сосредоточили внимание только на АО “Жибек Жолу”? Разве это единственное в государстве предприятие, где так бездарно и столь бесхозяйственно профукали миллионы долларов иностранных кредитов?
Например, сколько в СМИ республики, в том числе и в нашей газете, было сломано копий по поводу 10–миллионного пакистанского кредита, полученного опять же под гарантию правительства, на строительство фармацевтического завода “Айдан–Фарма”. Ведь тут и неспециалисту было видно, что контракт с пакистанской фирмой “Кехкашан” заключен отнюдь не в интересах республики, а исключительно ради выгоды отдельных, причастных к этому делу лиц.
Как получилось, что те, кто открыто говорили об этом и выступали против этого контракта, оказались неугодными и попали в опалу? Почему молчали те же самые депутаты Жогорку Кенеша и словно пребывали в летаргическом сне работники Генпрокуратуры, других фискальных и иных соответствующих служб, когда в республику поставлялось далеко не новое, явно бывшее не один год в употреблении оборудование, без всякой технической документации по цене новейшего и наисовременнейшего?
Не берусь судить, то ли фирмачи из “Кехкашана” вволю натешились над “лохами” из Кыргызстана, заключившими такой контракт, то ли подписанты этого соглашения с обеих сторон насмеялись над всей страной и ее народом? Но то, что и в этом случае 10 млн. долларов оказались по сути выброшенными на ветер, очевидно.
А кто популярно и доходчиво разъяснит ситуацию с Таш–Кумырским ГАО “Кристалл”, о необходимости ввода которого разговоры ведутся все 13 лет независимости Кыргызстана. Причем за эти годы доведение предприятия до ума находилось на личном контроле то вице–премьер–министра, то самого премьер–министра, то даже президента страны, к которому с конкретными предложениями по этому поводу обращался даже лауреат Нобелевской премии академик Александр Прохоров. Все бесполезно.
То мы заключали соглашения о завершении строительства завода по выпуску поликристаллического кремния с россиянами, то с малайзийцами, то с японцами. Но все почему–то с одинаковым результатом. Правда, еще семь лет назад некоторые газеты сообщали, что 2 января 1997 г. ГАО “Кристалл” выдало первый поликристаллический кремний, ознаменовав тем самым рождение новой отрасли экономики. Сообщалось также, что в закупках этой продукции заинтересованы, кроме партнеров по СНГ Белоруссии и России, такие страны дальнего зарубежья, как Япония, Индия, Чехия, Иран, Оман. Увы, на этом все и завершилось.
Поражает здесь вот что. В республике на всех уровнях, казалось бы, денно и нощно пекутся о привлечении иностранных инвестиций. Стало регулярным проведение международных инвестиционных саммитов с участием главы государства. Власти уверяют, что ситуация в этой сфере год от года улучшается, что инвестиционная привлекательность Кыргызстана растет. Так почему же инвесторы обходят стороной такую перспективную и выгодную отрасль, ввод которой пока еще сулит неплохие дивиденды, продукция ее пользуется высоким спросом и имеет достаточно широкий рынок сбыта? Что–то тут не так.
Время от времени задумываюсь над вопросом: что же берет верх в том, что некоторые чиновники подписывают от имени правительства подчас явно невыгодные, кабальные для нас договоры и соглашения. Некомпетентность, недальновидность, неспособность здраво рассуждать и анализировать ситуацию, граничащие с головотяпством жителей салтыков–щедринского города Глупова, или же корысть, патологическая страсть к наживе и продажность облаченных высокими полномочиями чиновников? И все больше прихожу к убеждению, что превалирует тут все же второе.
Пожалуй, наиболее убедительным примером этого может служить конфликтная история с отелем “Ак–Кеме”. Если собрать воедино все публикации вокруг этого конфликта, получится фолиант внушительных размеров. Разногласия рассматривала (и не один раз) межправительственная комиссия, Высший арбитражный суд, законодательная палата Жогорку Кенеша. Тяжба растянулась на семь лет. И во многом из–за того, что турецкому партнеру удалось с потрохами купить кое–кого из ну очень высокопоставленных на тот момент правительственных чиновников. А иначе чем объяснить, что в этом финансово–хозяйственном споре они изначально встали за него горой, как за брата родного? В споре, которому депутаты Законодательного собрания дали однозначную и вполне определенную оценку: нанесение ущерба государству в несколько десятков миллионов долларов США в результате беспрецедентной, противоречащей общественным и государственным интересам сделки.
На этом фоне даже как–то неловко говорить о кредите турецкого “Эксимбанка” в 4,5 млн. долларов на реанимацию Сокулукского завода “Торгмаш”. Поднимать его планировалось за счет выпуска мини–пекарен. Естественно, по турецкой технологии. В сравнении с потерями по другим кредитным линиям это семечки.
Приглашение к воровству
Бесхозяйственное и безответственное отношение к иностранным кредитам — важная, но, к сожалению, далеко не единственная причина массовой бедности, затянувшегося кризиса и безнадежного отставания Кыргызстана от партнеров по Содружеству. Отставания по многим экономическим и социальным параметрам. Другое не менее серьезное обстоятельство, не позволяющее нам вырваться из нужды и бедности, из тисков кризиса, не меньшая безалаберность и вакханалия в распоряжении внутренними ресурсами.
Зарубежные проходимцы всех мастей довольно скоро распознали непрофессионализм и бесконтрольность кыргызского правительства, продажность отечественного чиновничества. Под видом тороватых инвесторов в республику хлынули экономические авантюристы из разных стран Европы и Азии. При заключении соглашений они не скупились на обещания вдохнуть жизнь в омертвевшие предприятия, расплатиться с их долгами по зарплате и налогам в Соцфонд. А затем эти джентльмены удачи за короткое время распродавали по сильно заниженным ценам уцелевшее и еще имеющее хоть какую–то ценность оборудование и благополучно испарялись из доверчивой и плохо управляемой республики.
Примеры? Да сколько угодно. Кто скажет, где сегодня израильтяне, обещавшие возродить “Ак–Тюз”? Обещания были более чем щедрые. А что оказалось на деле? Или где те россияне, что взялись реанимировать Ошский шелкокомбинат и выпуск шелковых тканей? А разве можно без чувства возмущения и стыда думать о том, как доверили несуществующей в Англии фирме “Самко Corporation Ltd” бывшую Токмакскую прядильную фабрику, ныне АО “Касиет”? Новые владельцы не только довели предприятие до полного банкротства, но и неплохо наварились. Не в последнюю очередь благодаря тому, что у кормила власти в Кыргызстане сверху донизу оказались временщики, люди, больше пекущиеся о собственном благополучии, чем о благополучии республики, региона, общества.
Время от времени глава государства издает указы и выступает с требованиями поставить заслоны на пути экономических преступлений, должностных злоупотреблений, нецелевого использования бюджетных и кредитных средств, коррупции в эшелонах госвласти. Однако негативные процессы в экономике на убыль не идут. Да и может ли быть иначе, если правительство и исполнительная власть на местах не только не ведут последовательной и продуманной борьбы с этими явлениями, но и сами инициируют и поощряют бесхозяйственность. Вспомним хотя бы строительство железной дороги Балыкчы — Кара–Кече или автодороги Чолпон–Ата — Алматы. Что это как не бессмысленное разбазаривание и пустое зарывание в землю материальных и финансовых ресурсов, людских труда и энтузиазма.
На старте “стройки века” было принято соответствующее решение правительства. В областях и некоторых районах создали специальные штабы по координации работ и сбору денежных средств. Причем добровольно–принудительной данью были обложены не только госструктуры, предприятия, организации, но и частные предприниматели, владельцы комков.
Начиналось все с помпой. На деле же строительство это оказалось грандиозной авантюрой и очередным головотяпством. А еще приглашением к воровству. Ведь ни тогда, ни тем более сегодня вряд ли кто скажет, сколько денег под эту марку было собрано, сколько ухлопано в конечном счете на сооружение этого памятника бесхозяйственности и сколько украдено.
Да и кто, скажите на милость, осмелится бросить камень в хозяйственника, который решил, что лучше пущенные на это строительство деньги прикарманить, чем попусту зарыть в землю или пустить на ветер.
А чем как не приглашением к воровству является судебное решение о прекращении уголовного преследования должностных лиц, виновных в разбазаривании кредита АО “Жибек Жолу”, поскольку совершенное ими преступное деяние относится к разряду менее тяжких преступлений, за которые уголовным законодательством предусмотрен пятилетний срок давности для привлечения к уголовной ответственности.
Генпрокуратура с этим решением согласилась.
Это за кражу нескольких пар комнатных тапочек или резиновых галош служители Фемиды дают срок на полную катушку. Нанесение же государству ущерба в 18,6 миллиона долларов без тени сомнения относят в разряд менее тяжких преступлений. И после этого мы мечтаем выйти в люди?
Вячеслав ТИМИРБАЕВ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/7512/