Станет ли частный случай прецедентом?
В недрах государственной машины вдруг повернулась маленькая, совсем незаметная шестеренка и встала на то место, на каком и должна была находиться. А могла и не повернуться. Вон сколько шестеренок «работают» так, что государственный механизм буквально захлебывается даже на самых маленьких оборотах. А эта — повернулась. Что бы это значило?! А вдруг у нас еще все возможно? Вдруг кончится этот многолетний абсурд и жизнь наладится? Ведь что такое абсурд? Это когда очевидное становится невероятным. Например, вы смотрите на черный квадрат, а вас заставляют считать его белым. В нашем как бы демократическом Кыргызстане несть числа подобным алогизмам. Об одном из них и пойдет речь. Но — и это совсем необычно для нашего времени — проблема оказалась решенной, то есть, как это и положено по здравому рассудку, ситуацию с головы поставили на ноги...
Выше закона только чиновник
Речь идет об объединении народных художественных промыслов “Кыял”, которое к несчастью своему оказалось рядом с Ошским базаром, то есть с очень лакомым по нынешним временам участком земли. И однажды эту землю у него... забрали. Ну, думаю, такой факт в наше время ни у кого не вызовет удивления. Уже привыкли. Удивительнее всего то, что вот, оказывается, вернули. То есть поступили по закону. Но понадобилось очень много времени и еще больше усилий неравнодушных людей, чтобы это произошло. Все это время, как это у нас принято, и сам “Кыял”, и его работники, особенно руководство, подвергались, скажем так, информационному давлению: и само объединение, дескать, уже не то, и люди иные, и вообще... Попытки обратиться за поддержкой к газетам со временем стали работать против “Кыяла”: вызывали раздражение... Нечего, говорили им, вообще было свою землю отдавать в аренду, хотя бы и на пять лет. Отдали? Так чего же вы теперь хотите? Говорящие это будто бы забыли о том, каким был для всех нас 1996 год, когда каждому пришлось выживать, уже не опираясь на плечо государства. Поэтому и “Кыял” согласился с решением мэрии столицы отдать земельный участок “во временное пользование” ПКФ “Беш–Сары”. Знали бы в то время, кому дали прикусить пальчик... Но не знали.
А фирма “Беш–Сары”, не дождавшись окончания срока действия постановления, видно, уж настолько вошла во вкус владения землей, что посчитала возможным обратиться к тогдашнему руководителю администрации президента А.Карыпкулову с просьбой продлить аренду. А тот посчитал возможным, извините за тавтологию, сделать это возможным. А что? Легко, если ты занимаешь такой пост. Можно законы не только не исполнять, но даже не читать, чтобы потом не мучиться: что это такое я там нарушил, и не спросят ли когда–нибудь с меня за это?
Вот так просто у нас решаются все дела. Пишешь ходатайство большому чиновнику, тот его поддерживает, рекомендуя мэрии принять к исполнению, и вся недолга.
Интересно, с какой такой стати руководитель администрации президента распорядился чужой землей? Что заставило пойти на это? Но это мне интересно. А больше у него никто об этом не спросил и, думаю, не спросит. Иначе как тогда вести борьбу с коррупцией, если вовремя и точно давать характеристику деяниям чиновников? Не с чем будет бороться. И шуметь не о чем тогда будет.
А если ты написал большому чиновнику, а тот этого даже не заметил, ответом не удостоил (хотя б и отказным), тогда что же ты сделал не так? Ведь не чиновник виноват в том, что твои дела не решаются, а ты сам, недогадливый.
Ну, дальше пошло как по маслу. Мэрия, разумеется, “с учетом ходатайства” высокого чиновника отдает землю “Беш–Сары” на... сорок девять лет. А там кто вспомнит о “Кыяле” и каких–то народных промыслах? Как говорится в восточной поговорке: или ишак сдохнет, или эмир помрет, так что же заранее переживать? На дворе рынок, то есть “делай свою копейку” как можешь, а не можешь, то извини–подвинься.
И месяца не прошло, как мэрия удовлетворила ходатайство крупного государственного чиновника. Вот это темпы! А мы иногда пишем, что наши чиновники нерасторопны, неповоротливы, неумелы и все такое. Оказывается, плохо мы их знаем. Умеют работать, когда захотят. Но, повторю, никто выяснением причин чиновничьего “хотения” в нашем государстве не занимается. Понятное дело, что дала землю мэрия “Беш–Сары” не просто для того, чтобы та ею любовалась, а чтобы строила торговый комплекс с многоярусной автостоянкой или чего там ей захочется. И “Беш–Сары” скоренько этот комплекс построила, то есть так быстро, что обошлась без архитектурных разрешений и прочих глупостей. Но что такое разрешение архитекторов, если при этом ею были нарушены даже нормы отдельных законодательных актов Кыргызской Республики! А чего волноваться, если в упряжке с нею идут такие люди, то есть такие чиновники... Напомню, что на открытие беззаконного комплекса явилось руководство республики и произнесло речи, соответствующие моменту. ТВ радостно снимало объект со всех сторон, те, кому это положено по рангу, разрезали красную ленточку. Словом, событие было всереспубликанского масштаба. О “Кыяле”, законах и прочих пустяках, разумеется, даже не вспомнили, не праздничные это мысли.
Говорящие депутаты и молчаливая мэрия
Чтобы нарушить законность, понадобилось менее месяца, чтобы восстановить — годы. Очень многое для решения этой проблемы сделал генерал А.Чотбаев, депутат горсовета. Это он скрупулезно перечислил все те нормы закона, которые были нарушены: никто не может быть лишен права на земельный участок иначе как по основаниям, указанным в законе, органы местного самоуправления не могут вмешиваться в деятельность собственников земельного участка, земля может быть изъята только судом и так далее. Замечу, что хождения “Кыяла” по судам были абсолютно безрезультатными. И это следующий очень интересный аспект нашей деятельности: суды почему–то всегда стоят на стороне того субъекта, за которого власть и еще — деньги. Но и это обстоятельство в нашем государстве никем не анализируется и не оценивается. Это просто наша такая реальность.
Другая наша реальность — обычай отмалчиваться на чьи–то там намеки. Скажем, даже генерал со своими верными замечаниями долгое время был как бы не услышан. С одной стороны, он прав, а с другой стороны — ярмарку открывал сам премьер–министр, и не только он. И вообще что–то с фирмой “Беш–Сары” не все так просто... Как против нее в таких обстоятельствах идти? И в самом деле не все так просто, волшебный карт–бланш получает эта фирма везде и всюду, если только чего–то захочет”, и все тут. А в чем состоит ее такая выдающаяся особенность — неизвестно. И это опять–таки не менее интересный аспект нашей действительности. Но и его, как и прочие, в нашем государстве никто не изучает. Мы должны принимать на веру, что одному можно все, а другому нельзя ничего, даже если он имеет на это право по Конституции. Но Конституция — это одно, а наши реалии — совсем другое. При таком раскладе мы еще долго будем бороться с всякими там коррупциями и прочими бяками так называемого переходного периода.
В дело вмешался депутат Законодательного собрания ЖК И. Кадырбеков. Ну и что с этого? Что с того, что он очень откровенно заявил о том, что “мэрией продолжается порочная практика отвода участков под строительство с нарушением закона в парковых и зеленых зонах”? В частности, о том, что “Беш–Сары” незаконно представлены земельные участки по проспекту Чуй, улице Бейшеналиевой и улице Киевской”. Вот открытие! Да об этом все знают.
Против лома есть приемы?
Но в марте—апреле текущего года вдруг что–то изменилось в атмосфере, какая–то неведомая сила вдруг оказалась сильнее вечно везучей судьбы фирмы “Беш–Сары”. Какая? Да кто это знает точно? В коллективе “Кыяла”, правда, поговаривают о том, что помогло прямое обращение к президенту А. Акаеву. То есть беззаконие, что создал некогда руководитель администрации президента, только самим президентом и было наконец приостановлено. Сила власти против силы власти? Как бы там ни было, но в марте текущего года суровый и непреклонный премьер–министр Н.Танаев, явно поощрявший деятельность “Беш–Сары”, вдруг разворачивается на сто восемьдесят градусов и принимает неожиданное постановление. А в нем прямо говорится о том, что вот, мол, надо “утвердить прилагаемый устав” “Кыяла” (вспомнили и о его существовании?), Министерству юстиции перерегистрировать его, а также нужно “внести соответствующие изменения и дополнения в решения правительства”. Чудеса, да и только... Будто бы только заметили этот самый “Кыял”, будто бы только теперь вспомнили о народных умельцах и о том, что их поделки — немаловажная черточка лица Кыргызстана.
Если бы “Кыял” не сопротивлялся все эти годы, то однажды просто так и исчез бы из нашей действительности и никто б “не заметил потери бойца”? Удивительные все–таки времена мы переживаем...
Тем не мене вот факты: согласно постановлению правительства, за “Кыялом” сохраняется его здание, его земля, а контролировать это обстоятельство обязан будет отдел социально–культурного развития аппарата премьер–министра. Интересно, где был означенный отдел, когда ярмарку строили, а потом открывали?
А что же мэрия? Буквально вослед за правительством городской кенеш, во–первых, постановляет признать свою работу по возвращению “Кыялу” его земель “недостаточной”. А во–вторых, привести ранее принятые мэрией постановления в отношении земель “Кыяла” в соответствие с Указом президента КР “Об объединении народных художественных промыслов “Кыял”. То есть указ этот существует уже с августа 1993 года, но вот в апреле 2004 года его наконец–то следует признать?! Ну и, как это водится, контроль над выполнением “настоящего постановления” возложить на председателя Бишкекского городского кенеша депутатов З.Кыдыралиева и мэра города М.Керимкулова. Вот так вдруг раз — и вспомнили о законах, указах и прочем. А могли б и не вспомнить... Сколько еще сегодня “шестеренок” по чьей–то воле крутится не в ту сторону, разлаживая государственный механизм?
Тем не менее одна из проблем решена, и все встало на свои места.
Сказавши «а», обычно говорят и «б»
Меня, по правде говоря, очень интересует такой вот вопрос: а что будет с этим громоздким, построенным в нарушение архитектурных и законодательных норм зданием так называемой ярмарки “Беш–Сары”? Открывали ее с помпой. А что теперь будут делать, если земли “Кыялу” нужно вернуть, а само здание нежизнеспособное и сейсмоопасное? И это не риторический вопрос. Это, если хотите, актуальнейший вопрос нашего времени, ведь столько дров наломано в так называемые демократические времена, что уже ясно: однажды нынешние завалы разбирать придется. А как? С чего начинать? Вот что, например, делать с этим жутким магазинным монстром? Ясно, что нужно разбирать, то есть — ломать. И если не сломают, а, как это у нас водится, найдут “паритетное” решение, то чего стоят все эти постановления, о которых я сегодня рассказывал? А ведь это, повторю, только начало. Вон в депутатских документах, например, рассказывается о том, что из–за непонятно кем разрешенных застроек резко сократилась в столице территория озеленения общего пользования, нарушено экологическое равновесие, ухудшились санитарно–гигиенические условия проживания граждан... Да разве и мы сами не спотыкаемся то и дело о многочисленные заправки, вольготно раскинувшиеся рядом с домами, школами, городскими улицами и площадями? А если, не дай Бог, случится какой–нибудь природный катаклизм — что тогда делать городу? Если хотим жить по–человечески, то все это нужно убирать. Но кто готов к этому в нашей столице? И какая сила сломит силу бензинового потока?
Вот вам и частный случай, а как далеко он ведет, если просто призадуматься. Или в нашем государстве лучше не думать, а просто радоваться хотя бы и маленьким, частным победам здравого смысла? Авось когда–нибудь они перерастут в тенденцию.
Максим Андропов.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/7233/