Джанузаков не знает, где деньги партии?
«Белодомовскими» заседаниями и совещаниями нас не удивишь, в том числе и по контрабанде. И всякий раз на таких посиделках контрабанда удостаивается эпитетов типа «агрессия», «подрыв экономической безопасности страны» и тому подобное. Ну и, безусловно, упор делается на плохую работу контролирующих органов: куда смотрят СНБ, МВД, финполиция?
Но на последнем совещании поразило откровение первого заместителя руководителя администрации президента, зав. отделом оргработы и политики государственного управления Болота Джанузакова. Он сказал: “В прошлом году не была учтена огромная сумма во внешнеторговом обороте Кыргызстана и Китая”. Мол, если кыргызская таможня дает данный показатель в размере 45 млн. долларов, то китайская - 280 млн. зеленых.
Спасибо Болоту Чыныбаевичу, который обнаружил главный канал контрабанды — через таможню. И посадил в лужу высокого начальника таможслужбы, который на вопрос: “Где эти деньги?” — не мог внятно ответить. А, похоже, просто не осмелился. Не скажет же таможенник: дык где-где, сами знаете, где.
...Несколько лет назад знакомый налоговый полицейский обрисовал в приватной беседе схему увода импортных объемов. Когда фура приходит на терминал, с хозяином товара заключается сделка. Он показывает груз по накладным меньших объемов, взамен снижается пошлина. При этом содержимое фуры “раскидывают” по грузовикам меньшей вместимости, дабы замести следы. Чем не вариант ответа на вопрос, где деньги?
Рассказывают, от подобного рода “операций” рядовые таможенники имели в месяц по 300–500 долларов дополнительно к зарплате. Правда, ныне им позволяют брать не более стольника. Но поскольку объем импорта не падает, можно себе представить, сколько денег уходит на самый верх.
Известно, что многие годы всем и вся в таможенной службе республики заправлял некто по прозвищу Кошелек, ныне ставший депутатом Законодательного собрания. Но Кошельки, как и чекисты, в отставку не уходят. Они просто мимикрируют. Влияние этого самого Кошелька было (и остается?) настолько сильным, что через таможенные посты товары проходили лишь при полном его контроле. Его так и называют — Семейный таможенник. Если мы, описывая все это, поможем Джанузакову раскрыть карты, то пусть сие зачтется нам как вклад в борьбу с коррупцией.
Ребята, не надо ходить вокруг да около. Что проку костерить таможенную службу, если она под неусыпным контролем Семьи. Вот подлинная история. Когда в одной из газет попытались собрать и тем более опубликовать компромат на Кошелька, с седьмого этажа “Белого дома” поступило предостережение: дескать, не делайте этого, потому что это будет неверный политический шаг.
Вы хотите “китов”? Их у меня есть. За годы сложилась стройная система увода ввозимых товаров из официальных объемов в теневые. Помнится, как тот же премьер–министр Николай Танаев сокрушался: половина объема импорта проходит контрабандным путем через таможню. А кого изобличают? Недавно, как известно, Главным следственным управлением МВД за контрабанду и злоупотребление должностным положением были привлечены инспекторы Нарынской таможни. То есть попадаются лишь “пескари”. И, наверное, за свои сто долларов навара.
Или вот предлагается создать “предотгрузочную” инспекцию, чтобы можно было заранее получать информацию о выходе какого–либо груза в сторону Кыргызстана. Будет вам, новаторы! Уже создали инспекцию по контролю за производством и реализацией алкогольной продукции. И что, контрабанды меньше стало? Ничуть не бывало. Более того, чтобы какому–нибудь бизнесмену завести в республику партию спиртного, ему надо “отметиться” у “зятя всего кыргызского народа”.
В этом году “ситуация еще хуже” с контрабандой сигарет. То есть идет ее рост по сравнению с годом минувшим, когда появилось незнамо откуда дополнительно сто тридцать миллионов штук сигарет. Ну так у нас же и здесь монополия одной компании и никакой рыночной конкуренции. А это просто идеальная среда для контрабанды. Не в карманах же и не в баулах доставляются партии сигарет различных марок, а самолетами.
Вот то ли быль, то ли небыль, но впечатляет. Казахстанские бизнесмены предложили одному из членов Семьи сто тысяч долларов за то, чтобы поставить к нам лайнер с контрабандными сигаретами. Этот член Семьи посчитал, что мало будет. Тогда бизнесмены “окучили” другого члена Семьи, и тот согласился за пятьдесят тысяч долларов.
И все–таки, зачем ОНИ подставляются, предавая огласке всякие весьма неудобные для правителей цифры? Неужели хотят нарушить ими же созданную систему, озаботясь наконец нуждами учителей, врачей и пенсионеров? Пустое это. Один из высокопоставленных чиновников не так уж и давно рассуждал, что коррупция — это всеобщий бич. И Кыргызстан здесь не хуже и не лучше других стран с переходной экономикой. А сегодня вдруг: “Контрабанда у нас растет не из года в год, а уже из месяца в месяц, чем наносится огромный экономический ущерб, а также невосполнимый моральный”. Плакать хочется от такой перспективы. И что, опомнились? А где вы были раньше, когда подкладывали под зятя алкогольную отрасль, когда взращивали Кошелька и превращали импортные поставки в Семейную вотчину? Что посеешь, то и пожнешь.
“Невосполнимый моральный ущерб”, говорите? Да уж. Теперь даже подростки, когда их спрашивают, кем бы хотели стать, отвечают: “Таможенником”. А не летчиком, гидростроителем и даже не бизнесменом. Правда, подростки еще не понимают, насколько это унизительно — сшибать себе копейку, отдавая по цепочке наверх тысячи и десятки тысяч. И при этом Джанузаковы разглагольствуют, что контрабанду в таких объемах невозможно провернуть без коррумпированных связей с рядом госструктур и работниками вышестоящего уровня. Ну так и раскручивайте эти коррумпированные связи, возьмите за шкирку этих работников вышестоящего уровня. И пусть они на “детекторе лжи” дадут показания, куда выше ниточки тянутся. То–то будет сенсация.
Но, увы, не произойдет этого. Вон в Грузии надо было прийти к смене руководства, чтобы все потом ахнули, какие деньжищи были у зятя Шеварднадзе. А у нас за всей этой “борьбой с коррупцией” просматривается лишь одно страстное желание нынешней верхушки удержаться у власти. Можно сдать нарынских таможенных инспекторов, можно даже попенять всей таможенной службе вкупе с СНБ и МВД, но по–прежнему будет востребован Кошелек, который, рассказывают, зачастил с кейсом в Турцию. Надо полагать, там содержимое кейса хранить надежнее.
А по городу разъезжает серебристая иномарка с трафаретом на боку “Алга, Кыргызстан!”. Только нужно ли нам такое “вперед” с Семейной партией?
Геннадий Кузьмин.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/6906/