Распечатать: Страхование в Кыргызстане строится на сплошных противоречиях РаспечататьОставить комментарий: Страхование в Кыргызстане строится на сплошных противоречиях Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Страхование в Кыргызстане строится на сплошных противоречиях Посмотреть комментарии

20 мая 2004

ШЕРШЕ ЛЯ ФЕМИДА

Страхование в Кыргызстане строится на сплошных противоречиях

    Ситуация вокруг ЗАО СК “Камкор” все более накаляется. Из зала межрайонного суда, который отказал Минфину в рассмотрении заявления о банкротстве, обеспокоенные судьбой своих сбережений клиенты компании перекочевали на улицу. Во вторник они пикетировали министерство, а вчера инициативная группа страхователей встретилась с первым заместителем министра Эмирланом Торомырзаевым. Люди требовали вернуть “Камкору” лицензию, чтобы страховщик мог спокойно работать и расплатиться со своими обязательствами, что тот делал до прихода сюда ревизоров межведомственной комиссии.
    Наша газета, отслеживая перипетии конфликта, в одинаковой степени давала слово и той, и другой стороне. От нас читатели знают об аргументах Минфина, который, проиграв суд, тем не менее вновь своим приказом ввел временную администрацию в “Камкоре”. С нашей газетной трибуны звучал обличающий голос президента СК Александра Богданова: “Снимите маски, господа!”. Но есть еще третья заинтересованная сторона, которая внимательно следит за всем происходящим с самого начала обострения ситуации. Это коллеги и одновременно конкуренты Богданова и его команды. До сих пор ни один из них, включая главу ассоциации страховщиков, куда входит и “Камкор”, официально не высказался о конфликте, не дал анализа того, как может банкротство крупнейшего страховщика отразиться на них, на всем их бизнесе.

    Надзор что цербер
    Возможно, на них давит письмо Министерства финансов за подписью Э. Торомырзаева? Содержание его даже трудно комментировать, настолько диктаторский характер оно носит: “До управления небанковского надзора Министерства финансов доходит информация о том, что некоторые страховые компании республики, минуя государственный орган надзора за страховой деятельностью, направляют в адрес правительства как от себя, так и через другие государственные исполнительные органы письма–жалобы на другие страховые компании и лжеинформацию о них, а также, не ставя в известность Минфин, представляют в правительство всевозможные предложения по развитию страхования в КР, не отвечающие требованиям рыночной экономики и специфике страхового рынка.
    В связи с вышеизложенным, Минфин сообщает, что страховые компании могут обращаться в государственные организации исключительно с предложениями по оказанию услуг непосредственно сотрудникам данных учреждений”. А вот, мол, со всеми другими вопросами и предложениями они должны обращаться “непосредственно в Минфин (Управление небанковского надзора) как основной и единственный орган надзора и регулирования страховой деятельности”. Тех, кто ослушается, ведомство предупреждает, что “ по отношению к таким страховым компаниям будут применены жесткие меры”.
    И пусть вслух никто из страховщиков пока не сказал ни слова защиты в адрес “Камкора”, многие из них переживают за компанию, поскольку понимают, что с нашим законодательством они следующие жертвы. От проверяющих будет зависеть, в чью сторону они будут трактовать то или иное противоречие.
    Начнем с самого главного из них, на котором ревизоры подловили “Камкор” — требования к страховым резервам.
    Вынь да положь сто процентов
    Согласно Положению о формировании, использовании и размещении страховых резервов страховых организаций в КР от 2 февраля 2000 года № 53, организации, имеющие лицензии, обязаны создавать резервы по каждому виду страхования. Запрещается страховые резервы одного вида направлять на покрытие обязательств по другим договорам страхования. Отчет о формировании страховых резервов страховщики обязаны представлять в надзорный орган в составе ежеквартального отчета. Что они исправно делают. В реальности же выполнить в точности то, что требуют надзорные органы, никто не может. И все это понимают.
    Резервы формируются по следующим общим видам страхования и перестрахования: личное, имущественное, ответственности. Нормативные отчисления по формированию страховых технических резервов: по накопительным видам страхования жизни — 100 процентов, по страхованию от рисковых видов личного страхования вкладов жизни — 60 процентов, по страхованию ответственности — 60 процентов. Это по закону.
    У “Камкора”, как выявили ревизоры, на момент проверки выплаты по страхованию жизни, начиная с апреля по декабрь, составили 66,6 млн. сома. А страховые резервы по ним — 19,3 млн. сома. Это не сто процентов, как того требует законодательство.
    Статья 114 Налогового кодекса предусматривает налогообложение страховых организаций в размере 5 процентов от общей суммы поступивших страховых платежей, по Закону “Об организации страхования” формирование страховых резервов должно происходить до налогообложения. А статья 104–1 Налогового кодекса регламентирует право юридического лица, занимающегося страховой деятельностью, на вычет из совокупного годового дохода сумм отчислений в страховой резервный фонд в соответствии с нормативами, утверждаемыми правительством. Таким образом, противоречия содержатся в самом НК.
    На них уже не раз указывали страховые компании — они не могут выполнять требования по формированию страховых резервов, не нарушая тем самым другие нормативные акты.
    Однако в своем письме от 5 ноября 2001 года Эмирлан Торомырзаев еще раз указал им, что “в целях финансовой устойчивости страховых компаний и организаций и защиты интересов страхователей в части выполнения принятых страховыми организациями обязательств, что до устранения противоречий в страховом законодательстве всем страховым компаниям после уплаты 5–процентного налога с полученных страховых платежей в обязательном порядке формировать и размещать страховые резервы в соответствии с Положением “О порядке…”. Иначе будут приняты меры по приостановлению действия лицензии”.
    Но кроме пятипроцентного налога, страховщик обязан сразу уплатить еще налог на автодороги и в Фонд чрезвычайных ситуаций в сумме 2,3 процента. Итого получается 7,3 процента. То есть сформировать резервы в размере ста процентов не получается никоим образом. Однако, несмотря на обещания, Минфин пока ничего не сделал, чтобы эти противоречия устранить.
    Компании уплачивают налоги и отчисления и до окончания договоров страхования несут ответственность перед страхователем. То есть страховые компании платят налоги за платежи, которые еще не стали их собственными средствами.
    Многие страховые компании передают страховые риски в перестрахование другим страховым компаниям, что является неотъемлемым элементом страхового рынка и служит обеспечением финансовой устойчивости страховых операций, при этом вновь уплачивая налоги. Происходит не двойное, а многократное налогообложение.
    Как “Камкор” завоевывал рынок
    Вернемся к ситуации с “Камкором”. На 1 января компания имела обязательства по 7490 договорам страхования жизни. Эти обязательства взяты до 2010 года, и страховая сумма по ним равна 191,5 млн. сомов. Страховые резервы, если следовать закону, должны составить примерно такую же сумму. У “Камкора” ревизоры выявили, что вместе с собственным капиталом технические резервы составляют примерно 25,4 миллиона сомов. Где остальные деньги?
    Объяснение дает в своем письме в Жогорку Кенеш консультант СК “Камкор” Ирина Данилевская: “Основными источниками доходов СК являются страховые платежи, и задачей страховщиков во все времена было заключить как можно большее количество договоров, чтобы привлечь платежи, которые характеризуют величину страхового фонда — основного критерия страхования. Структура страхового тарифа есть направление движения этого фонда, она показывает, по каким направлениям и в каком строгом соответствии должны распределяться поступившие страховые платежи. Структура тарифа такова: 70 % должно пойти на выплату страховых сумм по наступлению страховых случаев, 5 % — отчисления в бюджет, 20 % — на расходы и 5 % — отчисления в страховые резервы. К огромному сожалению и недоумению всех страховщиков, на сегодняшний день такая классическая форма распределения страховых платежей не нашла своего отражения в реальных нормативных документах управления развития небанковского сектора”.
    Страховщики, анализировавшие экономическую отчетность СК “Камкор”, полностью согласны с ней и утверждают, что компания, если бы ей дали работать, ответила по всем обязательствам по страхованию жизни. При этом они ссылаются на динамику поступивших страховых платежей за последние пять лет и выплаты по ним. Итак, по прямому страхованию платежи составляют 269436 млн., а выплаты — 226634 млн. сомов. В 2002 году, например, поступило 45665 млн. сомов, а выплачено 51576 млн. сомов, в 2003 году поступило 41940, а выплачено — 48080 млн. сомов.
    Основные платежи и выплаты шли по личному страхованию, но со временем, начиная с 2001 года, заметно, как идет их сокращение, зато растет объем страхования по имущественным и ответственным видам. То есть создав целую сеть, став весьма популярным среди населения, “Камкор” стал привлекателен для юридических и физических лиц и по другим видам страхования.
    Вот с этой целью, для нарабатывания имиджа и завоевания лидирующего положения на рынке, Богданов, по мнению его коллег, занимался страхованием жизни с выплатой высокой ренты. То, что ему удавалось, возможно, из–за близости к банковским кругам, выгодно размещать средства населения, показывают цифры. Сбоев в выплатах не было. В последние годы процентные ставки идут вниз, сегодня они почти такие же, как в банках, зато увеличился объем платежей по страхованию имущества и ответственности. Вот за счет них “Камкор” спокойно может покрыть свои обязательства, считают некоторые.
    Александр Богданов 26 февраля этого года в агентстве “Кабар” заявил, что его компания уже набрала 64 млн. платежей, из них 34 млн. — личное страхование, а 30 млн. получено за счет различных видов рискового страхования. Все так, однако сегодня Минфин требует от страховщика показать деньги, которыми тот покроет обязательства по страхованию жизни до конца года.
    Есть ли право у Минфина?
    Существует еще один спорный момент в истории инициирования банкротства, на который обращают внимание теперь уже юристы. Министр финансов Болот Абилдаев 28 марта издал приказ: приостановить действие всех лицензий на осуществление страховой деятельности ЗАО СК “Камкор”, юридическому отделу совместно с управлением развития небанковского сектора в установленном порядке инициировать процедуру банкротства компании в судебном порядке через уполномоченный и государственный орган.
    В Положении о Минфине расписаны права ведомства относительно страховой деятельности: производить проверки, получать страховую отчетность по страховым и перестраховочным операциям, иную справку о финансово–экономической деятельности, баланс, обеспечивать защиту прав и законных интересов страхователей… Однако нет ни слова о праве вводить временную администрацию. А Закон “Об организации страхования” гласит: основные функции государственного органа управления по страховому надзору определяются положением, утверждаемым правительством КР.
    У Нацбанка, например, это расписано в Положении о временной администрации по управлению коммерческими банками. Временная администрация там назначается правлением НБ КР. Здесь вопросов нет, а вот в случае с “Камкором” они есть.
    Лариса Ли.

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/6810/


Распечатать: Страхование в Кыргызстане строится на сплошных противоречиях РаспечататьОставить комментарий: Страхование в Кыргызстане строится на сплошных противоречиях Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Страхование в Кыргызстане строится на сплошных противоречиях Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007