Бонни Бернстром: Женщины могут и горы свернуть, только дайте им эту возможность…
Бывший депутат парламента Швеции, ныне менеджер совместного проекта Программы развития ООН и Шведского агентства по международному сотрудничеству “Продвижение гендерного равенства в политике”, который, как известно, начал работать в Кыргызстане, госпожа Бонни Бернстром шутит:
— На депутатском посту мне приходилось заниматься многими вопросами — внешней политикой, проблемами тюрем и так далее, но если соотечественники и запомнят меня, то только из-за работы по защите прав представительниц слабого пола. Наверное, на моем могильном камне напишут такие слова: “Она боролась за права женщин”…
Подчеркнем: Бонни Бернстром делает это уже более тридцати лет. Она пришла работать в парламент, когда ее сыну было всего два месяца, а долгий отпуск по уходу за малышом пришлось брать супругу. И, конечно же, все эти годы ей приходится отбиваться от вопросов, стоит ли большая политика стольких жертв и зачем прекрасной половине человечества идти “во власть”. Не удержались от этого вопроса и корреспонденты “МСН”…
— Мне кажется, его нужно формулировать по-другому: разве может быть успешной политика, если в ней не представлены женщины?
— Некоторые считают, что среди политиков так мало женщин лишь потому, что слишком утомительно делать макияж двух лиц сразу…
— Шутки шутками, а есть объективная статистика, и с этими данными не поспоришь: когда, например, в Швеции количество женщин в парламенте достигло сорока с лишним процентов, и этот уровень, к слову, один из самых высоких в мире, в стране значительно улучшились экономические показатели. Ведь женщины начали учитывать интересы всех слоев общества. И, между прочим, продолжительность жизни шведских мужчин увеличилась с семидесяти двух лет до семидесяти восьми…
— Как же вашему государству удалось достичь такого значительного представительства дам в высших эшелонах власти?
— Активная работа в этом направлении началась в двадцатых годах двадцатого столетия, а весомые результаты появились примерно через пятьдесят лет. Если говорить конкретно о законодательных органах, то к увеличению числа женщин-депутатов мы шли не одну избирательную кампанию, и этому способствовало твердое решение политических партий — в партийных списках обязательно должны были быть представлены активистки, причем в списке кандидатов женская фамилия должна быть каждой второй… Партии просто вынуждены были это сделать, ибо в противном случае возникла бы реальная угроза создания чисто женской партии, а появление таковой могло существенно изменить баланс политических сил.
К тому же шведские женщины всегда были хорошо организованы и всегда выступали за сотрудничество с противоположным полом, что импонировало последнему.
Однако и сегодня, несмотря на то, что Швеция была признана лучшей страной мира в сфере решения гендерных проблем и по условиям развития женщин, у нас остаются сложности и предстоит еще очень многое сделать.
— Госпожа Бернстром, а с какими именно трудностями сталкиваются ваши женщины?
— Известно, что сегодня в нашей стране живет много эмигрантов из различных государств, потому во всей остроте встали национальные вопросы. Не так давно в одном из городов произошло жестокое убийство молодого человека, который встречался с девушкой, приехавшей из восточной страны. Ее родители противились встречам, запрещали дочери любить шведского парня, а когда не сумели помешать чувствам, пошли на убийство. Гибель юноши вызвала широкий резонанс. Имели место и другие страшные случаи, когда наших ребят избивали родственники эмигрантов. Но разве любовь признает национальности? И мы должны защищать права молодых…
Таких острых моментов у нас хватает. Например, сегодня очень мало женщин представлено в финансовых компаниях, и мы считаем это серьезным упущением менеджмента. Одним словом, всего не перечесть…
— В Кыргызстане тоже в последние годы проводится большая работа по достижению гендерного равенства и предоставлению женщинам равных прав с мужчинами. Огромную помощь оказывают международные организации, в частности, ПРООН. Как вы считаете, поможет ли опыт Запада достичь нам истинного равенства в области политики, тем более что предвыборные кампании не за горами?
— На самом деле вопрос в другом: захотят ли сами кыргызстанцы добиться успехов? Все зависит от них самих. А задачи нашей миссии — не навязывание чужих наработок, а советы и рекомендации. Скажем, опыт других стран говорит о том, что система выборов по одномандатному территориальному округу — достаточно неблагоприятный фактор для продвижения женщин в законодательные ветви власти, и он создает угрозу появления однополого, то есть сугубо мужского парламента. На это мы обращаем внимание уже сейчас. Известно также, что введение однопалатного парламента может существенно ограничить возможности женщин и не даст им зеленый свет, поскольку количество депутатских кресел значительно сокращается… Однако мы готовы работать и верим в то, что женский потенциал в Кыргызстане еще будет востребован. Женщины способны на многое, они и горы свернут, только дайте им эту возможность…
Елена Скородумова.
Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/6058/