Чрезвычайный сценарий
“Ну вот, поиграли в спасателей… — подумалось, когда пятничным днем Бишкек затрясло. — Не дай Бог, чего…” Двумя часами позже на поле старого аэропорта обезвреживали террористов.
Те взорвали машину у входа в универмаг. Зрелище удручающее (не зная, что это всего–навсего показательные выступления, ведь и шок получишь): из раскуроченного кузова свисает погибший, сирены с мигалками, из–под завалов — крики о помощи и черный дым со всполохами на всех этажах. Гражданская оборона среагировала моментально. Тут же в воздух был поднят вертолет (кстати, на таких выступлениях его задействовали впервые). Зависнув над крышей супермаркета, он высадил десант. Одновременно начали захват с земли. Террористы, притаившиеся за камнями, начали отстреливаться. Но спецназовцы быстро их повязали и принялись прочесывать здание. Вскоре обнаружились два баллона со странным содержимым. Вызвали спецов–химиков, чтобы те провели разведку на предмет радиоактивности и взрывоопасности. Тем временем бойцы принялись за поисковые работы: вместе с кинологами разгребали завалы.
— Обнаружен пострадавший с переломами обеих ног! Требуются средства малой механизации, — кричала рация.
Пожарки вовсю поливали пламя, пострадавших скоренько спускали с помощью “корыт” на тросах и прочих скалолазных приспособлениях. Молодые медики пытались развернуть дополнительную палатку (чуть поодаль, в стороне от основных действий, уже был разбит полевой госпиталь — с тремя отделениями, как и положено, с операционным инструментарием и ватой). Да не заладилось. По счастью, подоспели более опытные спасатели. Раненый ловко скатился с носилок на землю.
— Чего у тебя?
— Рука! — трясет перевязанной кистью Джаныбек.
— А там чего? — киваем на руины.
— Террористы… Страшна–а… — и смеется чумазым ртом. — Там резину жгут, ффу…
Подобные занятия проводятся не впервые.
— Алгоритм действий один и тот же, — рассказывает Алексей Скрынин из Главного управления Гражданской обороны. — Просто каждый год мы меняем тематику: то в горах отрабатываем действия, то на водоеме, то ликвидируем последствия взрыва или землетрясения. В этот раз — антитеррористическую операцию в городе, очень актуально.
К слову, специалисты проанализировали чрезвычайные ситуации, происходящие на территории нашей страны, и говорят о тенденции к их увеличению. Если в 2000 году произошло 146 ЧП, в которых погиб 31 человек, то в последующие два года катастрофы уносили по 70 с лишним человеческих душ. Хотя в прошлом году жертв было меньше, однако сами чрезвычайные ситуации оказались масштабнее и нанесли гораздо больший материальный урон. Только по линии МЭ и ЧС на предупредительные работы и ликвидацию последствий выделили почти 160 миллионов сомов.
Ну а на то, как эти деньги должны “осваиваться” и как должны реагировать службы спасения, городские службы и сами чрезвычайщики, прибыли посмотреть высокие чины во главе с премьер–министром Танаевым и мэром Керимкуловым. А дабы ничего действительно чрезвычайного не случилось с ними, их со свитой окружили добры молодцы с автоматами. Отсмотрев исполненный сценарий, большие люди отправились в сторону батальонного продовольственного склада и генеральской столовой, где их ждали отнюдь не перловая каша с сухпайками.
Татьяна Орлова. Фото Владимира Пирогова.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/5747/