Свои среди чужих, чужие среди своих,
или О том, как наших челноков гонят из дома и как их ждут в Кордае
То, чего так добивалось наше правительство своими действиями по введению контрольно–кассовых машин на рынках республики, произошло. Начался отток челноков в соседнюю республику. Примерно в тридцати километрах от кыргызско–казахской границы в небольшом городке Кордай стремительными темпами идет строительство и обустройство большого оптового рынка. Еще на прошлой неделе там стояло порядка 250–300 новеньких контейнеров–сорокатонников, каждый из которых рассчитан на два торговых места. Неизвестно, сколько к ним добавилось еще.
Люди, побывавшие на новостройке, рассказывают, что в течение часа, пока они там крутились, откуда–то прибыли три железные тары, которые рабочие тут же установили на площадке. В наблюдении за снующими туда–сюда самосвалами, экскаваторами, не знающими простоя, людьми, которых даже не надо подгонять, последние сомнения: быть или не быть казахстанскому варианту “Дордоя” — улетучились. Он уже есть.
Другое дело: затмит ли базар своего кыргызского прототипа? Но это уже вопрос, адресованный в будущее. Сейчас же наши граждане, кое–как выбившиеся в средний слой общества, стоят в очереди в бухгалтерию рынка, чтобы внести плату за контейнер. По их меркам стоимость сравнительно небольшая — 2 тысячи долларов за одно торговое место.
Если вначале торговцев “Дордоя” агитировали осваивать новый рынок некие сомнительные личности, то сегодня их с успехом заменяет родное правительство. Чего стоит только одно заявление исполняющего обязанности председателя Комитета по доходам Адылбека Касымалиева, озвученное им не однажды на пресс–конференциях и растиражированное электронными и печатными СМИ многократно: “Кто хочет уехать, пусть едет! Свято место пусто не бывает”.
С трудом верится, что вполне интеллигентный человек, мягкий с виду Адылбек Алешович мог произнести столь жесткие слова в ответ на законные требования торговцев отменить неразумное решение по вводу ККМ. Когда он это говорил, видел перед собой только налогоплательщиков, не желающих пополнять казну? А то, что они одновременно являются и гражданами страны, которая одна на всех? Что именно они тот базис, содержащий надстройку, к которой относится вся номенклатура и он сам как ее инструмент, — это приходило ему в голову? Наверное, нет.
Но в одном он прав: действительно, свято место пусто не бывает. Вот только зря те, кто затеял ККМизацию, думают, что это будет прежний “Дордой”. Предприятие, обеспечивающее сегодня работой тысячи обнищавших жителей республики, дающее казне огромные налоги, которых было бы еще больше, знай подчиненные Касымалиева меру и делись с бюджетом своими неправедными доходами, утратит свои позиции. Стараниями правительства на смену конкуренции, существующей между рынками столицы, грядет соперничество международного характера. Парадокс, но на деньги дордоевцев взращивается серьезный конкурент самому крупному базару Бишкека.
Все последние два месяца профсоюзный комитет, администрация рынка “Дордой” пытаются удержать торговцев и челноков от поспешного шага, но чем ближе 1 января, когда постановление должно вступить в полную силу, им это делать все труднее и труднее. Их доводы разбиваются о действительность: здесь — упертое правительство, там — перспектива застолбить место под солнцем и обеспечить себя запасным аэродромом. Поэтому неудивительно, что с каждым днем все больше людей поглядывают в сторону Кордая.
Судьбоносным для тысяч торговцев, арендаторов, владельцев контейнеров республики будет январь. Если за этот месяц, который считается “мертвым” для коммерции, ничего не изменится в настроении и планах правительства, то число пионеров нового рынка увеличится. Уже сейчас, по информации активистов профсоюза, 75–80 процентов контейнеров находится в собственности бишкекчан. В планах кордайских базаркомов, если и дальше наши власти будут лить воду на мельницу их бизнеса, обустроить около 4 тысяч торговых мест.
По нашим сведениям, рынок, который на пятьдесят процентов принадлежит владельцам алматинского рынка “Алтын–Орда”, официально собираются открыть весной. Но не исключено, что он заработает и раньше. Люди с “Дордоя”, прикупившие здесь частичку казахстанской собственности, в случае введения ККМ не собираются сидеть без работы и ждать презентации. Они готовы начать торговлю гораздо раньше.
В редакцию нашей газеты недавно дозвонились руководители нового рынка, они просили уверить читателей, что никого не переманивают и строят торговый городок для себя, для своих граждан, но готовы предоставить место всем желающим и платежеспособным. Конечно, они несколько лукавили. Пропаганда и агитация с их стороны были и есть, но это уже, к сожалению, ничего не меняет.
Наши соседи давно с завистью поглядывали на “Дордой”, где жизнь кипела, где крутились огромные деньги, куда ежедневно приезжали десятки автобусов с челноками со всей Центральной Азии и России, Китая. Долгое время среди казахстанских предпринимателей витала идея построить на границе с нами оптовый базар, подобный “Дордою”, но денег на это требовалось много, да и риск был большой — что не станет он столь привлекательным для коммерсантов, как Бишкек. И вот обстоятельства, как по заказу, сложились для них весьма благоприятные благодаря идее ККМизации. Удалось одним махом и крупнейший в Средней Азии рынок раскачать, и с помощью кыргызских инвесторов свой бизнес построить.
В самом Казахстане тоже по–разному говорят и пишут о стройке года. Читала в Интернете высказывания алматинских торговцев, требующих от правительства оградить их от чужаков: дескать, самим трудно выживать. Но вряд ли эти голоса будут услышаны. Бизнес не знает границ, люди, если почувствуют выгоду, хоть на край света двинутся со своим товаром. Особенно наш человек, который через многое прошел.
И потом, много ли найдется среди алматинских коммерсантов желающих ехать осваивать Кордай? Тем более вкладывать туда свои деньги? К тому же казахстанское правительство в отличие от нашего остро чувствует конъюнктуру дня. Вряд ли оно зарубит привлекательный для страны проект, прекрасно осознавая всю выгоду зарождающейся на глазах приграничной торговли. Их чиновники не раз с пользой для своей экономики использовали ошибки коллег, увлекающихся строительством административных барьеров и запретительными мерами против коммерсантов.
За примером далеко ходить не станем. Несколько лет назад у нас поднялись таможенные ставки, в Узбекистане был введен визовый режим, ужесточен таможенный и пограничный контроль. К нам сразу же стали приезжать меньше челноков, а к соседям вообще забыли дорогу.
Плохо стало нам, еще хуже узбекам, зато казахи выиграли. Перед въездом в Ташкент расположен их приграничный поселок Черняевка. Еще три–четыре года назад это был ничем не примечательный населенный пункт. Убогий, с грязными туалетами и бедными магазинами. Зато сейчас поселок не узнать благодаря появлению здесь большого рынка. Теперь уже ташкентцы ездят туда отовариваться, оставляя у соседей свои деньги. Видимо, в недалеком будущем и нам уготована такая участь.
Кстати, недавно в столице Узбекистана прошел солидный форум банкиров, организованный Всемирным банком. Так вот, хозяев встречи участники подвергли жесточайшей критике именно за политику изолированности. За последнее время из–за этого резко упал объем товарооборота. Вся торговля с ближайшими странами–соседями ограничивается только энергоносителями.
Но вернемся к своим проблемам. Сегодня, что бы там ни писали о рынке в Кордае — хорошее или плохое, любая информация прямо или косвенно будет играть на руку казахстанским предпринимателям. Процесс, как говорится, пошел и не наша в том вина. Не мы выдавливаем своих граждан из страны. Поэтому вновь обращаюсь к уже избитой теме вопреки просьбам некоторых рыночных торговцев больше не писать об этом, считающих, видимо, что журналисты вносят сумятицу в и без того неспокойную базарную среду, бередят их души, мешают бизнесу.
Но лучше быть в курсе разворачивающихся событий, чем закрывать глаза и уши, чтобы не видеть и не слышать происходящего. Будем реалистами: даже если правительство отменит свое решение по ККМ, часть предпринимателей уедет, если сочтет, что в соседнем городе торговать выгоднее. Там и содержание контейнера с учетом всех выплат обойдется в 115 долларов в месяц, у нас — 195 долларов. Растаможка китайских товаров в Казахстане дешевле, а покупательская способность выше. “Дордой” может остаться на плаву за счет более низкой цены на товары из Турции и Польши, арабских стран. И еще за счет достаточно высокого качества самопошива. За этими товарами, возможно, к нам будут приезжать челноки из России и того же Казахстана. Но если по каким–либо причинам та тонкая, зыбкая разница в цене исчезнет, то тогда наша республика и с точки зрения торговли станет малопривлекательной. Одним словом, тупиковой страной.
Каково настроение торгового люда? Многие подавлены и не собираются ехать даже за 30 километров от дома. Конечно, коль их заставят, они приобретут ККМ, которые потом за ненадобностью закинут на полку и от проверяющих будут отбиваться сомом. Они по–прежнему уверены: машины вряд ли выдержат холод и жару. Вон сейчас даже калькуляторы приходится держать во внутреннем кармане у груди — при малейшем морозе счетные машинки ничего не показывают. К тому же на “Дордое” свет постоянно выключается, значит, и кассовые аппараты не будут функционировать. А такие небольшие рынки, как “Табылга”, вообще не электрифицированы.
Поинтересовалась, что думают по поводу строительства в Кордае цеховики? Сергей, имеющий свое швейное производство, говорит, что он и его коллеги находятся в глубоком раздумье. Его надомницы–швеи боятся даже думать о перемене мест. Они готовы сменить профессию, чем мотаться на работу за тридцать километров от дома. Оборудование, пришел к выводу Сергей, гораздо проще будет перевезти, чем людей. Но при всем этом, считает предприниматель, если цены из–за ККМ на все товары и сырье у нас поднимутся, то мини–цеха станут потихоньку вымирать, ибо российским покупателям будет невыгодно ездить сюда. И тогда...
На тот случай бизнесмен не исключает переезд в Россию. Он думает, что создать швейные цеха в Самаре, Новосибирске сумеет. Есть опыт организации подобных производств, есть средства, есть желание. Да и выхода другого не видит...
Пока у нового базара нет инфраструктуры, многих он отпугивает, но со временем наши же люди и создадут блага и удобства для себя. Только в чужой стране. А на очереди еще один слух, который может оказаться правдой: говорят, что зону свободной приграничной торговли на границе с Кыргызстаном в районе Чалдыбара хочет открыть джамбульский губернатор.
А у нас тем временем власти указывают на дверь мелким и средним предпринимателям, которых якобы всесторонне поддерживают и с помощью которых собираются преодолеть бедность и выполнить программу КОР. Сегодня это бишкекские торговцы, а завтра будут ошские? На днях взбунтовались против введения ККМ коммерсанты самого большого на юге республики рынка в Кара–Суу близ Оша. Им налоговики заявили, усмехаясь: куда вы пойдете? В Узбекистан? Так вас там и ждали!
Ну а вдруг? Вдруг да придет в головы узбекских толстосумов идея последовать примеру казахов — с помощью инвестиций наших граждан свое благосостояние поднять. Вот тогда посмеемся...
Лариса ЛИ.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/5548/