На пикет с канистрой бензина
“Нет справедливости в судах Кыргызстана! Мы идем на самосожжение, потому что у нас не осталось другого выхода!”
С такими плакатами на груди и со спичками в руках 72–летняя мать–героиня Гулипа Бейшеналиева и ее дочь, сорокалетняя Кайырса, встали прямо напротив “Белого дома” вчера в 10 часов утра с твердым намерением публично сжечь себя. Вокруг них тотчас появились журналисты и представители правоохранительных структур, которые и стали главными слушателями их требований. Чтобы не допустить трагического поворота событий, к месту быстро прибыли врачи, руководство Первомайской райгосадминистрации вместе с акимом Токон Шайлиевой, а также представители “Белого дома”. Правозащитников не было, поскольку в последнее время правоохранительные структуры и вообще власти резко усилили давление и репрессивные меры против этой категории наших сознательных граждан, считая их организаторами подобных акций.
Однако место правозащитников неожиданно заняли сотрудники милиции и СНБ, которых по душевной простоте наивные жительницы из высокогорного района сочли за своих сторонников и просто хороших людей.
И на наших глазах действительно произошло нечто подобное настоящему чуду. Правоохранители, в общем–то, с глубоким пониманием отнеслись к бедным женщинам после того, как имели возможность услышать душераздирающую историю их судебных похождений. Представители исполнительной власти тоже, как со стороны “Белого дома”, так и Первомайской райгосадминистрации, дружно предлагали свои услуги, всячески убеждали нарынчан, что хорошо осведомлены о их многолетнем деле и что в самое ближайшее время наконец–то восторжествует справедливость. Однако женщины наотрез отказались последовать для переговоров в отдельную комнату в “Белом доме”, где с ними встретились бы очень большие люди и уладили их дела.
И неудивительно! Эти женщины судятся уже много лет и прошли через 18 судов разных инстанций в поисках справедливости. Все это обошлось им за эти годы примерно в 10 тысяч долларов, истраченных на судебные издержки, адвокатов, поездки и т. д. Да и то если не брать в расчет огромных производственных потерь, поскольку речь идет о процветавшем когда–то крестьянском фермерском хозяйстве “Бейшенаалы”, стоящем сегодня на грани полного банкротства.
В этой трагической эпопее, которая происходила в глубинке Кыргызстана, как в капле воды, необыкновенно отчетливо видны все главные и даже роковые пороки нашего нынешнего государственного устройства, обусловленные тем, что у нас в стране нет независимой судебной системы, что, в свою очередь, создает богатейшие возможности для процветания коррупции, клановости, мздоимства и всех прочих смертных грехов сегодняшнего общества.
То, что произошло с Бейшеналиевой, обычная картина для Кочкорского района. Она может назвать несколько десятков фермерских хозяйств, точно так же обворованных и разграбленных сильными мира сего. А в редакцию нашей газеты уже успели поступить десятки аналогичных дел из других регионов Кыргызстана — Кара–Суйского, Баткенского, Араванского, Кара–Бууринского. Везде прослеживается одна и та же схема, когда при помощи разного рода махинаций и подделки юридических документов при полном попустительстве и даже одобрении судебных органов и местных властей отбираются жилые дома и фермерские хозяйства, кошары, хозпристройки, земли, предприятия. В этом смысле страна наша переживает апогей того исторического времени, который можно назвать диким капитализмом.
Гулипа Бейшеналиева вместе со своим мужем, который в настоящее время тяжело болен, всю жизнь работали чабанами. С началом расформирования родного колхоза она получила в процессе приватизации свою законную семейную долю от колхозной собственности, основав вышеупомянутое фермерское хозяйство. Поскольку у них было десять детей, это позволило им стать, по сельским меркам, весьма солидными собственниками. В их собственность отошли кошара и чабанский дом, а также около 200 гектаров пастбищных земель и около полусотни голов мелкого рогатого скота, несколько коров, лошадей.
Семья состояла из опытных животноводов, поэтому дела быстро пошли в гору, в течение трех лет общее поголовье овец перевалило за 200, быстро росло и число коров и кобылиц. В планах этой семьи уже была организация кумысной и молочной ферм. Однако не тут–то было.
В 1997 году некий Базаркул Маматаев, воспользовавшись связями и поддержкой местных властей, создает и регистрирует в Кочкорском райстаткоме несуществующую фирму АК “Агрохимия”, в собственность которой задним числом оформляются кошара, жилой дом и земли фермерского хозяйства “Бейшенаалы”.
После этого ловкий делец перепродает эту самую собственность одному из самых влиятельных и богатых людей в Кочкорском районе, председателю крестьянско–фермерского хозяйства “Кара–Мойнок” Мурату Бейшенкулову, уже до этого успевшему приватизировать и прикупить три кошары, около десятка машин, большое количество мелкого и крупного рогатого скота и, конечно же, обладающему лучшими жеребцами и кобылицами в районе.
Излишне говорить о том, что этому человеку быстро удалось переманить на свою сторону всех представителей местных властей, районную милицию, акимиат, прокуратуру и в первую очередь райсуд.
Вот почему Гулипа Бейшеналиева проигрывает дело в Кочкорском райсуде судьям Алжанову и Кадыракунову. Более того, при явном попустительстве районной милиции и исполнительной власти 16 декабря 1998 года эта старая женщина была жестоко избита молодчиками Бейшенкулова прямо во дворе своего дома. Она говорит, что среди “гостей” были не только судебный исполнитель Жумабек, который пришел выселить ее из дома, но также и милиционер по имени Асек. Несмотря на заключение судмедэкспертизы о получении травмы головы средней тяжести, прокуратурой не было возбуждено уголовное дело. Не смогла женщина добиться правды и в областном суде.
Однако она добралась до Бишкека — до Верховного суда Кыргызстана и до самого премьер–министра республики.
В конце концов кыргызская Фемида — это произошло 22 апреля 2003 года в Нарынском областном суде, после многократных проверок и звонков из центра — установила, что фирма Базаркула Маматаева “Агрохимия” является подставной и следовательно договор о продаже кошары, чабанского домика и прилегающей земли незаконен.
Казалось бы, дело совсем за малым — вернуть эту собственность законному владельцу. Однако вырвать кошару и чабанский дом из цепких рук Мурата Бейшенкулова оказалось делом архисложным. Никто не осмелится бросить вызов этому аксакалу. Ни Верховный суд, ни премьер–министр, ни его помощники, ни тем более руководители местных властей, областная и районная прокуратура и судьи.
По словам Кайырсы Бейшеналиевой, он даже и не скрывает того, что кошару и чабанский дом у него никто и никогда отобрать не сможет. И говорит открыто, что и районный суд, и Нарынский областной суд, и Верховный суд всегда будут на его стороне.
В предыдущих статьях мы уже неоднократно писали о всемогуществе нарынского клана, против решений которого бессильны бывают даже самые влиятельные люди в верхах. Похоже, это еще одно такое дело.
Вот почему эти бедные женщины из Кочкорского района приехали в Бишкек, оповестив предварительно всех родных, чтобы они — в случае если совершится акт самосожжения — обязательно довели все до конца и отвоевали свою законную собственность. Да собственно говоря, им и не остается ничего другого. Они оказались выброшенными на улицу, живут в юртах высоко в горах. От былого многочисленного стада осталось не более 40 овец, пара коров и лошадей. А тут пришла и пора окота. Ягнята рождаются на снегу и околевают…
Сотрудники правоохранительных органов увезли женщин на милицейской машине, чтобы, не дай Бог, в самом деле не произошло экстраординарного ЧП у ворот “Белого дома”. Но даже у них на лице было написано отчаяние — до чего же довели бедных людей!
— Во всем, конечно же, виноваты местные власти, — заявила в конце этого пикета аким Первомайского района Токон Шайлиева. — Они должны были решать все эти вопросы на местах, чтобы не было таких недоразумений. Я не сомневаюсь, что все их проблемы будут теперь решены, и я сама тоже буду участвовать в этом. Но приходить с канистрой бензина к “Белому дому” — это тоже нарушение закона. Вы представляете, что будет, если каждый недовольный действиями правосудия и местных властей станет предпринимать подобные шаги?
Однако женщины, когда милиция запихивала их в машину, говорили, что не остается ничего другого, как сжечь себя, потому что в Кыргызстане нет правосудия и никто не сможет помочь им.
Замир ОСОРОВ.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/5343/