Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
12 сентября 2013 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Прерванный полетВ сентябре 2002 года трагическая весть облетела мир — в автомобильной катастрофе погиб выдающийся танцовщик современности народный артист СССР Чолпонбек Базарбаев. Это оглушительное известие взволновало всех поклонников отечественного театрального искусства. Ведь расцвет отечественного балета связан с именем Чолпонбека Базарбаева. Ему рукоплескали в лучших залах бывшего Советского Союза и Европы. Он еще многое мог сделать и как общественный деятель, но не успел. Сегодня, спустя одиннадцать лет после трагедии, вдова и первая партнерша известного танцора Надежда Базарбаева вспоминает, что на траурном митинге писатель Чингиз Айтматов сказал об артисте: “Такие люди рождаются раз в сто лет”. — И все, кто знал Чолпона, знали и его принципиальность, честность и потрясающую любовь к своему делу, — говорит Надежда Базарбаева. Базарбаев исполнил более тридцати ведущих партий в спектаклях мировой и кыргызской балетной классики. Среди них сложные и многоплановые образы Зигфрида (“Лебединое озеро”), Кира (“Томирис”), Петрушки (“Петрушка”), Хосе (“Кармен-сюита”), Солора (“Баядерка”), Касыма (“Материнское поле”), Конрада (“Корсар”), Нурдина (“Чолпон”), Спартака (“Спартак”) и другие. Чолпонбек пришел в Кыргызский театр оперы и балета в 1968 году, после окончания Фрунзенского хореографического училища и годичной стажировки в Москве. Он сразу же заявил о себе как о солисте, хотя какое-то время участвовал в кордебалете. — Я бы назвал его танцовщиком героико-романтического плана. Чолпонбек обладал подлинным артистизмом, темпераментом и полетностью прыжков, — говорит доктор искусствоведения, профессор и педагог Роберт Уразгильдеев. — Он и в жизни был настоящим рыцарем, готовым помочь любому, кто нуждался в поддержке. В разные периоды Базарбаев работал председателем Союза театральных деятелей Кыргызстана, первым заместителем министра образования и культуры Кыргызской Республики, президентом Союза кыргызских обществ дружбы и сотрудничества с зарубежными странами, генеральным директором Кыргызского национального академического театра оперы и балета им. Абдыласа Малдыбаева, занимал пост министра культуры республики. — Мы познакомились совсем детьми, с десяти лет сидели за одной партой, в паре танцевали, а после окончания училища поженились и вместе пришли в наш театр оперы и балета, — говорит Надежда Базарбаева. — Все годы, что мы были вместе, а это более 30 лет, Чолпонбека я знала тем самым “мотором”, который все вокруг приводил в действие. Именно ему принадлежит идея празднования Нооруза, и он стоял у истоков организации ТЮРКСОЙ. К его мнению прислушивались такие столпы нашего театра, как Минжилкиев, Молдобасанов. Сейчас фонд имени Чолпонбека Базарбаева готовится к юбилейной дате, ведь в феврале будущего года ему исполнилось бы 65 лет. В честь этого события планируется проведение международного балетного фестиваля. — Пока все дело упирается в финансы, найти средства сложно, — говорит Надежда Солчаковна. — Нам повезло, что мы работали во времена расцвета культурной жизни страны: активного развития театрального, балетного и оперного искусства, кинематографии. Я считаю себя счастливым человеком, что работала в то время. Очень жаль, что сейчас это не так. Говорят, что пока мы не встанем на ноги, думать о возрождении культуры не приходится. Но считаю, дело не в этом, просто надо уделять внимание искусству. Цивилизованность государства оценивается по его отношению к искусству и культуре. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/40414/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007