Распечатать: Прострация от миграции РаспечататьОставить комментарий: Прострация от миграции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Прострация от миграции Посмотреть комментарии

7 июня 2012

ОБЩЕСТВО

Прострация от миграции

    Внешняя трудовая миграция набирает обороты так, что угрожает национальной безопасности стран, откуда выезжает активное трудоспособное население в поисках средств к существованию. К такому выводу пришли правозащитники трех центральноазиатских республик — Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана — главных поставщиков рабсилы в Россию и страны дальнего зарубежья. Они уверены: массовый отток молодежи подрывает не только генофонд наций, но и может повлиять на целостность государств.

    О назревших проблемах трудовых мигрантов говорилось на видеоконференции, организованной специалистами Института по освещению войны и мира (IWPR), которая состоялась в Бишкеке 31 мая.

    Эксперты-аналитики и представители международных организаций в Таджикистане, Казахстане и Кыргызстане, а также активисты молодежных организаций договорились действовать сообща, помогая соотечественникам, попавшим в беду за пределами родины.

    Возвращение 25-летней Айжан (имя по просьбе героини изменено) из Арабских Эмиратов в Бишкек стало возможным благодаря слаженной работе сотрудников Международной организации по миграции (МОМ) двух стран — Казахстана и Кыргызстана. Девушку обманным путем вывезли из страны, посулив хорошую работу и высокую зарплату. Со своей работодательницей Айжан была давно знакома, женщина часто приходила в кафе, где работала девушка, всегда интересовалась ее делами, говорила, что Айжан нужно подкопить денег и учиться. “Добрая” эже предложила ей поехать в Дубаи к своему сыну Алмазу, которому нужна была няня для трехлетнего малыша.

    — Она сказала мне, что буду присматривать за ее внуком, жильем и питанием они меня обеспечат, — рассказывает Айжан. — Но на деле все оказалось по-другому. В алматинском аэропорту у меня забрали паспорт якобы для того, чтобы не потеряла. Когда прибыли на место, выдали одежду — мини-юбки, кофточки с глубоким декольте, туфли на высоком каблуке, парик. Я спросила: зачем мне все это? Они ответили, что для работы. Тогда я все поняла. Поняла, что попала в ловушку…

    На встречи с клиентами Айжан возили в разные гостиницы, но однажды ей удалось убежать из номера. Оказавшись на улице, девушка подбежала к полицейскому и на ломаном английском попросила помощи. Так она оказалась в участке, где ей показали карту мира, на которой она указала, откуда приехала. Потом были два дня ожидания, иностранцы не знали, как быть с нелегалкой, но все же подготовили какие-то бумаги, купили билет в Казахстан и отправили девушку восвояси.

    — Денег у меня не было, — продолжает Айжан. — По прилету в Алматы я не знала, что делать. Возвращаться в Бишкек я боялась, потому как была уверена, что меня уже ищут. Наверняка Алмаз сообщил матери, что я сбежала. Я ночевала в аэропорту, пока ко мне не подошли сотрудники службы безопасности. Они и сообщили момовцам о моей беде, которые связались с бишкекскими коллегами.

    Айжан помогли восстановить документы и убедили написать заявление в милицию, чтобы наказать работодательницу по всей строгости закона. Идет расследование, сотрудники ГУУР выясняют, скольким еще были обещаны хорошие условия работы и приличный заработок.

    Слово экспертам

    Павел ДЯТЛЕНКО, руководитель Центра “Полис Азия”

    — Трудовая миграция приводит к ухудшению качества человеческого потенциала. В основном это молодые, здоровые, физически крепкие люди, которые могли бы работать на земле или госслужбе, но они покидают страну. Стоит остро вопрос сохранения этнокультурной идентичности, когда связь с родиной минимальная и мигранты выключаются из социальных процессов, не интегрируясь в новое общество. Известно, что они востребованы в сферах строительства и услуг, где нужны люди с крепким здоровьем. Однако работодатели экономят на них любыми способами. Несоблюдение техники безопасности приводит к трагедиям. Нет медицинского полиса, поэтому травматизм на производстве проследить трудно. Работодатели это скрывают. Помимо этого, живут мигранты в антисанитарных условиях, скученно и экономят на медицине. Это приводит к заболеваниям, а иногда и смерти. К сожалению, мы не располагаем статистическими данными о вернувшихся, об их проблемах. Известно одно: в Кыргызстане снижается рождаемость и ускоряются процессы старения. Эти проблемы в основном касаются жителей сел южных регионов, где высокий людской отток. Большинство из них по прошествии нескольких лет получают гражданство страны пребывания. В связи с этим, возможно, официальным властям стоит рассмотреть вопрос о двойном гражданстве. Ведь сокращается население приграничных районов Нарынской и Баткенской областей, что является угрозой нацбезопасности.

    Ойнихол БОБОНАЗАРОВА, руководитель таджикского Общественного объединения “Перспектива плюс”

    — Кыргызстану, Казахстану и Таджикистану необходимо сотрудничать в вопросах трудовой миграции. Девяносто процентов мигрантов из Таджикистана выезжают на заработки в РК и РФ. По официальным данным, это около 750 тысяч человек. Из них около четырех процентов едут в Казахстан. Но реальное число выезжающих на заработки составляет около 1,5 миллиона. Средний возраст — около 30 лет. Уезжают в основном мужчины, некоторые остаются в России. По данным BBC, около 7 тысяч таджиков женятся на гражданках РФ. Я уверена, что большинство из них имеют семьи и у себя на родине. Женщины остаются одни с детьми, которых нужно кормить. Трудовые мигранты отправляют деньги своим отцам и матерям, а не женам. Растет количество случаев суицида среди таджичек, количество разводов. Между нашими странами, в том числе и в России, заключен ряд двусторонних договоренностей и соглашений по вопросам миграции на правительственном уровне. Но они, к сожалению, практически не работают.

    Бурул МОЛДОБАЕВА, глава офиса Международной организации по миграции в КР

    — Зачастую на заработки отправляются неквалифицированные работники, в большей степени молодежь. Многие из них выезжают с недостаточным пакетом документов, не зная языка страны, в которую направляются, миграционного законодательства, своих прав и обязанностей. И безответственные работодатели этим пользуются. Чтобы защитить права наших мигрантов за рубежом, Кыргызстан присоединился к многочисленным международным конвенциям, заключены соглашения по обеспечению цивилизованного трудового обмена в многостороннем и двустороннем форматах. Но для решения проблем работорговли недостаточно просто подписать документ. Чтобы закон начал работать, необходимо составить сотни подзаконных актов. А этот вопрос у нас решается крайне слабо.

    Мобильный развод

    Совет улемов Таджикистана (верховный муфтият) озабочен вопросом об официальном запрете возможности разводиться посредством отправления sms-сообщений.

    Согласно исламским традициям, для расторжения брака мужчине необходимо трижды сказать жене слово “талак”, после чего брак будет считаться расторгнутым.

    Многие таджикские трудовые мигранты нашли себе “половину” на чужбине и предпочитают разводиться посредством мобильной связи, трижды присылав sms-сообщение с этим словом.

    Подобную “моду” переняли и кыргызстанцы, вызвав критику со стороны представителей мусульманского духовенства, которые напоминают непутевым мужьям, что, согласно традиции, слово “талак” должно быть произнесено в присутствии супруги. Мусульманские священнослужители утверждают, что развод посредством текстового сообщения неприемлем и противоречит исламскому праву. Тем не менее сотни молодых женщин, живущих в нашей республике, узнают о том, что их брак расторгнут, именно с помощью эсэмэсок.

    А как у них?

    По разным экспертным оценкам, в настоящее время в качестве трудовых мигрантов на территории России находятся от 360 тысяч до миллиона кыргызстанцев, а на территории Казахстана — несколько десятков тысяч.

    По словам директора Института национальных и международных инициатив развития Светланы Ушаковой, в Казахстане ситуация с внешней миграцией не такая острая, так как в результате притока населения из центральноазиатских стран замещается выбытие казахстанских граждан в Россию и страны дальнего зарубежья. И здесь на первый план выходит проблема внутренней миграции: судьба вчерашних сельских мигрантов в городах для официальных властей — проблема номер один. По данным Агентства по статистике РК, в стране ежегодно около 300 тысяч казахстанцев находятся в фазе активной подвижности, перемещаясь внутри страны.

    Доля лиц, меняющих место жительства в пределах страны, то есть активно участвующих в межобластной и внутриобластной миграции, за период с 1991 по 2007 год составила около 70 процентов от общего объема миграции населения. Это означает, что за указанный период более 4,7 миллиона казахстанцев стали переселенцами в пределах страны.

    По словам Ушаковой, на сегодняшний день более 40 процентов казахстанцев по-прежнему проживают в сельской местности, в то время как экономическая инфраструктура села давно разрушена. Попытки создать новую экономическую систему на сельских территориях пока не принесли ощутимых результатов.

    Тем временем

    Депутаты Сузакского райкенеша Джалал-Абадской области запретили совершать обряд нике для несовершеннолетних. Подобное решение чиновники объясняют тем, что в области участились факты разводов среди молодоженов.

    Известно, что жители регионов не видят принципиальной разницы между официальной регистрацией и религиозным ритуалом. По данным специалистов столичного кризисного центра “Сезим”, 65 процентов браков в Кыргызстане не регистрируются, а заключаются во время обряда нике, который сопровождается выдачей своеобразного свидетельства на арабском языке, отсюда и путаница в головах сельчан, считают правозащитники. Подобное отношение к институту брака повлекло за собой рост числа разводов. Почти половина подобных пар распадается в первые годы совместной жизни. При этом грубо нарушаются права женщин и детей.

    Доказать, что женщина имеет право на совместно нажитое в таком браке имущество, довольно сложно. Общий рост религиозных настроений привел к тому, что на юге Кыргызстана участились случаи ранних браков, девушек выдают замуж в 16 лет. Наиболее сложная ситуация в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях, где ранние браки приняли массовый характер.

    Цифры и факты

    По данным Министерства молодежи, труда и занятости КР, безработных у нас в стране не так много — чуть более восьми процентов от общего числа граждан, проживающих на территории республики, а это 5 млн 536 тысяч человек (данные на ноябрь 2011 года). Из них экономически активные граждане составляют около двух с половиной миллионов. Без работы остаются более 200 тысяч человек, большинство из которых зарегистрированы в Бишкеке (42,2 тысячи). Далее следуют Ошская область (41 тысяча), Чуйская (39,7 тысячи), Джалал-Абадская (35,7 тысячи), Иссык-Кульская (19,5 тысячи), Баткенская область (19), город Ош (13,6), Нарынская область (9,7).

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/37762/


Распечатать: Прострация от миграции РаспечататьОставить комментарий: Прострация от миграции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Прострация от миграции Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007