Распечатать: Ядовитое золото “хвостов”, или Есть в Казармане белый пруд, но лилии там не цветут РаспечататьОставить комментарий: Ядовитое золото “хвостов”, или Есть в Казармане белый пруд, но лилии там не цветут Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ядовитое золото “хвостов”, или Есть в Казармане белый пруд, но лилии там не цветут Посмотреть комментарии

24 мая 2012

ЭКОНОМИКА

Ядовитое золото “хвостов”, или Есть в Казармане белый пруд, но лилии там не цветут

    Несмотря на отсутствие необходимых средств, нападки со стороны депутатов отдельных фракций о якобы нецелевом использовании денег, ОАО “Кыргызалтын” начало и продолжает строить для Макмальского золотодобывающего комбината новое хвостохранилище.

    Вторая жизнь

    Месторождение “Макмал” находится в Джалал-Абадской области в отдаленном Тогуз-Тороуcском районе, попасть в который можно, только преодолев 630 километров, по нескольким горным перевалам. В период с 1986 по 1996 год золотой рудник разрабатывался открытым способом. Ежегодно на комбинат доставлялось до 500 тысяч тонн руды. Тогда за 10 лет для страны было произведено 21,7 тонны золота.

    Однако к 2003 году отработка месторождения открытым способом была практически завершена. Впоследствии даже пришлось поскрести по сусекам — добывать и перерабатывать более бедные руды из, так сказать, забалансового склада, сформированного за время эксплуатации карьера. В целях продления срока работы Макмальского золотодобывающего комбината руководством ОАО “Кыргызалтын” было принято решение составить новый проект, реализация которого позволила бы доработать запасы месторождения подземным способом ниже горизонта 2500 метров над уровнем моря.

    Золотопромышленники тогда вложили 4 миллиона долларов в основном собственных средств в реконструкцию и модернизацию производства и 3,5 миллиона — в доразведку глубоких горизонтов и флангов месторождения зон “Восточная” и “Диоритовая”. А подтверждение геологических запасов в объеме 20 тонн золота позволило утверждать, что комбинат будет обеспечен “золотым сырьем” и работать безбедно еще как минимум 10—15 лет. И это немаловажно, поскольку он не только пополняет золотой запас государства, но и за счет налоговых отчислений на 95 процентов формирует бюджет Тогуз-Тороусского района.

    Помимо проблем с золотосодержащей рудой пришлось решать на Макмале и еще одну проблему — хвостохранилищ.

    Яма с отравой

    О том, что они переполнены, начали говорить примерно с 2000 года. “Хвосты” — это очень сложные технические сооружения, куда по трубам в виде пульпы (жидкая субстанция отработанной породы) “складируются”, а точнее, хоронятся отходы производства. На содержание “хвостов” уходят большие средства, и эти хранилища очень опасны.

    Дело в том, что золото Макмала извлекается цианидным способом — руду измельчают до определенного размера, а затем подвергают гравитационному обогащению и цианированию (растворению мелких частиц золотой породы в цианидном растворе). После этого драгоценный металл улавливается различными сорбентами.

    Впоследствии цианиды золотопромышленникам приходится обезвреживать огромным количеством химикатов — сульфатом меди, метабисульфатом натрия, сульфатом железа, гидроксида железа и т. д. Поэтому “хоронить” смертельно опасную для всего живого пульпу приходится в огромном искусственном сооружении, которое со стороны напоминает заиленный пруд, из которого при желании можно извлечь практически все элементы  таблицы Менделеева.

    Объект этот режимный, обнесен колючей проволокой. Накапливание высоко в горах ядовитых веществ само по себе опасно — сели, резкие перепады температур, высокая сейсмичность могут привести к разрушению плотины, и тогда накопленные яды наверняка уничтожат все живое не только в Тогуз-Тороусе, но и внизу по течению реки Нарын. А тут еще и другая проблема — не рассчитанная на такой срок работы комбината чаша хвостохранилища уже переполнилась до самых краев. Поэтому и возникла острая необходимость начать строительство новой.

    На инвестора надейся, но сам не плошай

    По самым скромным подсчетам, эти работы обойдутся золотопромышленникам в 254 миллиона сомов. Естественно, они начали искать инвесторов. И в прошлом году вроде бы нашли одного — американскую компанию Holloman Corporation. Был даже подписан меморандум о взаимопонимании. В нем американцы высказывали готовность не только прокредитовать строительство нового хвостохранилища сметной стоимостью $8,7 миллиона, но и построить социальный объект — спортивный комплекс в селе Казарман. В обмен они попросили отдать им в переработку хвостохранилище “Макмалзолота” и “Терексайский рудник”.

    Обычно после того, как хвостохранилища наполняются, их консервируют — засыпают слоем плодородной земли, высаживают кустарники и деревья. Однако уже сегодня современные технологии позволяют взять из отвалов не только золото, которое осталось в них, но и другие (включая редкоземельные) элементы.

    Безусловно, извлечение драгметалла из “хвостов” намного дешевле — нет необходимости в буровзрывных работах, не нужны дробление, транспортировка и т. д. В то же время его концентрация в отвалах не настолько велика, чтобы можно было получить солидные прибыли.

    Или американцы просто “побрезговали” копаться в наших “хвостах”, хотя официально звучало, что золота там около 6 тонн, или не увидели для себя выгоды. В “Кыргызалтыне” эти предположения никак не комментируют. Заявляют лишь, что корпорация Holloman в итоге просто отказалась строить на Макмале новые хранилища.

    Аналогичный протокол намерений наши золотопромышленники подписывали и с южнокорейской государственной компанией Mireco. Президент корпорации Хекин Квон тогда пояснял, что основной целью данного соглашения является сотрудничество с нашими золотопромышленниками в области рекультивации (восстановлении окружающей среды), освоения и переработке хвостохранилищ. Корейцы рассчитывали получать из “ила” казарманского белого пруда золотой сплав, который планировалось аффинировать на нашем комбинате. Также они надеялись дополнительно поднять на “хвостах” сурьму и мышьяк. Но и на этот раз дальше слов дело не пошло.

    Тогда “Кыргызалтыну” пришлось пересчитывать содержание собственного кошелька. В прошлом году сумма капитальных вложений этого акционерного общества в “Макмалзолото” только на проектные, подготовительные, строительные работы и авторский надзор по хвостохранилищу составила 57,1 миллиона сомов. А на сегодняшний день на идущем полным ходом строительстве уже освоено в общей сложности 68 миллионов.

    О точных сроках ввода в эксплуатацию этого столь важного объекта в “Кыргызалтыне” почему-то не говорят. Но между делом отмечают — к концу года он заработает. А ведь можно было бы обойтись и без него!

    Кое-что из области фантастики

    Идею получения золота совершенно уникальным способом первыми озвучили ученые Украины. Разработанный ими еще в 80-е годы и впоследствии усовершенствованный нашими учеными метод биогеотехнологического извлечения золота был особенно перспективен для Кыргызстана, поскольку третья часть запасов золота в стране находится в ультрадисперсной форме, то есть в кристаллических решетках и не извлекается обычными способами. Для этого нужно измельчить руду очень мелко, до восьми ангстрем, а современное оборудование позволяет только до 70. Внедрение новой технологии позволило бы дополнительно получить до 10—12 процентов мелкодисперсного золота, остающегося сегодня в “хвостах”. И самое главное — эта технология экологически безопасна.

    Но, увы, вопросы экологии сегодня во всем мире волнуют только  экологов. Бизнес же озабочен получением высоких прибылей. Поэтому и используются цианиды, а микробиологическим способом получают золото пока только на одной единственной во всем мире фабрике в ЮАР.

    Кстати, наш академик Б. Иманакунов с группой коллег доказал, что с помощью этих самых микробов можно сделать еще одно замечательное дело — обезвредить цианидосодержащие стоки на действующих золотоизвлекающих предприятиях республики. На комбинате “Макмалзолото” его группа даже провела укрупненные опыты по биообезвреживанию воды хвостохранилища — в течение пяти суток содержание цианидов в стоках снизилось с 15,6 до 0,02 миллиграмма в литре. Следующим этапом должны были стать полупроизводственные испытания. Но потом начались революции, чехарда со сменой директоров на Макмале, и хорошая идея тоже осталась не воплощенной в жизнь.

    Остается надеяться, что рано или поздно государство придет к биогеотехнологическому способу обогащения золота. Тем более что почти все наши месторождения расположены в высокогорных ледниковых зонах, где формируются основные источники водных ресурсов. Кроме того, Кыргызстан еще находится и в сейсмически активной зоне. А огромная масса цианидосодержащих стоков накоплена не только на Макмале, но и на Кумторе. И не дай Бог если разбушуется слепая стихия оба месторождения находятся в бассейне реки Нарын. Тогда все в ее пойме превратится в безжизненную пустыню.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/37666/


Распечатать: Ядовитое золото “хвостов”, или Есть в Казармане белый пруд, но лилии там не цветут РаспечататьОставить комментарий: Ядовитое золото “хвостов”, или Есть в Казармане белый пруд, но лилии там не цветут Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ядовитое золото “хвостов”, или Есть в Казармане белый пруд, но лилии там не цветут Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007