Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
3 мая 2012 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Золотой первопроходецИмя кыргызстанского ювелира Виктора Сырнева хорошо известно в мире. Его произведения хранятся в собраниях Музея–заповедника “Московский Кремль”, Музея декоративного искусства “Царицыно”, Кыргызском национальном музее имени Гапара Айтиева и в частных коллекциях по всему миру. В этом году мастер отмечает сорок пять лет творческой деятельности. Обладатель международных премий и почетных званий, на родине он старается пропагандировать и развивать ювелирное искусство. Уральский самоцвет Виктор Сырнев родился в Екатеринбурге, с детства проявлял интерес к рисованию, и по совету отца поступил в художественное училище изучать художественную обработку металла. Получив профессию, Сырнев устроился на знаменитый завод “Русские самоцветы”, но быстро разочаровался. — Это была скучная, однообразная конвейерная работа, даже не требовались все те знания, которые мы получали в течение трех лет, достаточно было освоить определенную операцию и довести ее до автоматизма, никакого творческого полета, — вспоминает Виктор Александрович. — В училище нас обучали, как кусок металла превратить в заготовку. Тут нужны навыки ковки, литья, чеканки, гравировки, инкрустации, полировки и многого другого. Конечно, важны знания свойств камней, металлов и их сплавов. На заводе проработал три года, потом ушел в спорт. Параллельно Виктор занимался тяжелой атлетикой. Добившись отличных результатов и в спортивной карьере, он даже выступил за сборную Киргизской ССР. Так в 1966 году Сырнев оказался во Фрунзе. Активно занимался штангой до 1968 года, после чего все же вернулся к профессии ювелира. Начинать пришлось с нуля, так как во Фрунзе не было мастерских. Сырнев обратился в Художественный фонд, где в 1969 году создал ювелирную мастерскую, пригласив для работы нескольких художников и скульпторов. — Начинали на голом энтузиазме, — говорит Виктор Александрович. — В те времена стать свободным ювелиром было не так-то просто. Не было инструментов, сырья, химических реактивов. Это сейчас все необходимое можно найти в магазинах. А тогда пришлось собирать инструменты по экземпляру через друзей. Кроме того, работать с золотом и серебром могли только государственные предприятия, а свободные художники использовали мельхиор. Впервые возможность работать с драгоценными металлами появилась в начале 90-х годов. Не треба ширпотреба Сырнев известен прежде всего своим неординарным взглядом на ювелирные произведения. Его интересуют не только вещи, которые можно носить: кольца, броши, подвески, браслеты. Он создает и фантастические модули-объекты для украшения интерьера с применением драгоценных камней и металлов. По словам мастера, у него нет особых предпочтений в выборе материалов: золото, серебро или драгоценный камень. Хорош тот материал, который в данный момент больше всего подходит для создания придуманного украшения. Главное — идея. — Есть разные коллекции, например изделия, выполненные с использованием алюминия и цинка, — говорит мастер. — Но есть и украшения, в которых соединились материалы, подаренные живой природой — белый и серый жемчуг, розовый и красный коралл, черный рог горного яка, перламутр всех оттенков. Я создаю украшения и объекты всегда только в одном экземпляре. Как неповторим человек, так же неповторимы, должны быть украшения, которые он носит. Авторские вещи создаются для тех, кто готов воспринять необычное и нестандартное. Сырнев убежден, что самое точное воплощение идеи достигается, когда нет никаких ограничений. У нас в стране к мастерам за авторскими идеями обращаются не так часто, отчего страдает ювелирное искусство. — Интерес к таким работам существует во всем мире и у нас, — считает мастер. — Важно, что наша страна сама добывает золото. В качестве сырья мы отправляем его на продажу, но это лишь сырье из Кыргызской Республики. Кыргызским золотом оно станет тогда, когда мы создадим из него украшения и продадим как готовую продукцию. Это будет достижением нашей интеллектуальной собственности. Художник считает, что надо развивать ювелирную отрасль. — Нам нужно создавать условия для развития талантов, привлекать действующих мастеров, молодежь и студентов, — говорит мастер. — В этом году осенью планируем провести конкурс художников-ювелиров, в котором смогут принять участие молодые дизайнеры. Тема — кольца, из самых различных материалов. Участники никак не ограничиваются в своих фантазиях. Этот конкурс пройдет в сентябре и в ближайшие дни мы опубликуем его условия. — У нас сейчас учат вашему ремеслу? — интересуемся у собеседника. — Увы, на весь среднеазиатский регион открыт лишь небольшой курс в Алматы, это очень мало для большого региона. В настоящее время активно обсуждается открытие в будущем году кафедры ювелирного искусства в Национальной академии художеств. Заинтересованность государства в решении этой проблемы очевидна. Диалог с миром Сейчас все помыслы мастера направлены на осуществление проекта “Золотое кочевье”, который он делает в соавторстве с художником Юристанбеком Шыгаевым. Мастера готовят экспозицию, представляющую Кыргызстан, как страну древней и динамично развивающейся современной культуры. Она будет состоять из раритетов “Золотой кладовой” Исторического музея, украшений XVIII—XIX веков из запасников Музея искусств им. Г. Айтиева и современного искусства. Эта выставка станет логическим продолжением другого успешного проекта “Великий Шелковый путь. Западно–восточные диалоги”, который осуществляется с 1998 года. — Проект “Золотое кочевье” давно задумали, но шли к нему постепенно, — говорит он. — Мы предлагаем использовать проект “Золотое кочевье” как интеллектуальный образ Кыргызстана в свободном мире. Продуманная и многообразная выставочная композиция позволит представить живой и целостный образ нашей страны как органичной части мировой культуры. Для артистов и президентов Иметь в коллекции работы Сырнева стало хорошим тоном. Список имен его VIP-почитателей обширен, есть там известные имена — Валентина Матвиенко, Лора Буш. И даже любимая актриса ювелира Людмила Гурченко, которой он подарил несколько украшений, еще кое-что покупала сама на выставках в Москве. Например, Людмила Марковна блистала в ожерелье Сырнева на Каннском кинофестивале в 1972 году, представляя “Сибириаду”. Стоит упомянуть, что Виктор является автором нагрудных знаков двух последних президентов КР — Розы Отунбаевой и Алмазбека Атамбаева. Известно, что Отунбаева питает особую страсть к элегантным украшениям и секрета из своего женского пристрастия не делает. Она частенько появляется на официальных мероприятиях в деловых костюмах, украшенных драгоценными брошками. Всем известно, что автором ее украшений является Виктор Сырнев. — С Розой Исаковной мы знакомы более двадцати лет, с середины 80-х, это давние человеческие отношения. Какие-то украшения она покупала, какие-то я ей дарил, — говорит мастер. — Вот так и должно быть во всем стабильном мире, когда связи между людьми сохраняются годами. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/37545/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007