Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
13 января 2012 | ПЕРСОНЫ |
Путь экономического самураяМал золотник да дорог. Эта пословица справедлива по отношению к частному бизнесу. В большинстве развитых стран мира малый и средний бизнес составляет основу экономики. И неудивительно, ведь при минимальных издержках частный предприниматель может получать отнюдь не маленькие барыши. Вот, например, мощный технико-экономический прорыв в послевоенные годы вывел Японию в тройку самых развитых стран мира. Что нам мешает жить, как японцам? Ничего. Просто нужно пахать так же много и умно, как умеют жители Страны восходящего солнца. У нас появился шанс познать их секреты успешности. Именно об этом мы побеседовали с заместителем председателя совета Торгово-промышленной палаты КР Нурланом Мусуралиевым, который побывал на промышленных передовых предприятиях по приглашению Японского агентства международного сотрудничества JICA. Бизнес с социальным лицом — Насколько существенен вклад малого и среднего бизнеса Японии в экономику страны? — Весьма существенен. В Японии на долю предприятий малого и среднего бизнеса приходится более 53 процентов ВВП. Другими словами, малые и средние предприятия Страны восходящего солнца приводят в движение более половины объема экономики и промышленности своей страны. Во всем мире экономические и научно-технические достижения Японии ассоциируются прежде всего с именами нескольких десятков крупнейших компаний. Между тем весьма существенный вклад в процветание Японии вносит ее малый и средний бизнес. По статистике, в настоящее время в стране более 5 миллионов малых и средних предприятий, на которых трудится более 70 процентов трудоспособного населения Японии. — Правительства всех развитых стран в той или иной степени оказывают поддержку предпринимателям. Как с этим обстоят дела в Японии? — В Японии развитие малых и средних предприятий рассматривается как основа социально-экономического развития страны. Начиная с 1946 года, в Японии было принято свыше 40 законов, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, а с принятием в 1963 году “Основного закона о малых и средних предприятиях” были определены основные направления и инструменты политики в этой области. Основная задача экономического развития Японии — стимулирование инновационного высокотехнологичного производства в малом и среднем бизнесе. Там законодательно закрепляется статус малых предприятий и льготы для них. Обо всем этом в Японии мне рассказал директор института менеджмента “Кобаяси”, консультант Кобаяси Еёисукэ. — Каким образом там осуществляется поддержка бизнеса государством? — Стимулирование малого бизнеса в Японии ведется на всех уровнях, начиная от правительства и заканчивая общественными объединениями предпринимателей. Центральные власти и местное самоуправление субсидируют фирмы на всех этапах: от регистрации до роста. Государство выделяет займы, обеспечивает кредитование через предоставление поручительства. Также при финансовой поддержке властей, опираясь на законодательство, через систему государственных и смешанных организаций производится обучение кадров, осуществляется консультационно-информационная поддержка. Немаловажную роль в развитии малых и средних предприятий играют торгово-промышленные палаты и их отделения, коих насчитывается в Японии 515. Более 95 процентов членов палат — представители малого и среднего бизнеса. Специалисты консультируют предпринимателей бесплатно, поскольку такая деятельность финансируется из госбюджета. Там же проводятся тренинги, обучающие семинары, курсы повышения квалификации для специалистов. — Субсидии выдаются просто так? — Японцы не хотят порождать иждивенчество. По их мнению, если человек платит за свое обучение, за развитие своего бизнеса, он будет с большим усердием учиться и работать. Помощь предприятиям оказывается при условии стремления их к самостоятельности. В основном субсидии, займы, кредиты для бизнеса на льготных условиях предусмотрены на совершенствование, модернизацию, переоснащение, разработку совместно с институтами и университетами инновационных проектов, новшеств, изобретений. Помимо коммерческих банков всегда готовы дать кредиты специализированные финансовые учреждения или государственные корпорации. Особая поддержка ведется в социально значимых отраслях экономики, где задействовано большое количество людей. На первом месте не выгода, а социальная стабильность. — Как работает налоговое законодательство Японии? — Существует система льготного налогообложения, которая позволяет резервировать часть прибыли. Ставка налогов на прибыль составляет 27—28 процентов для малых предприятий, а для крупных компаний — 37,5 процента. Если предприятие получает налоговые преференции, то с обязательным условием, что эта прибыль будет резервироваться на модернизацию самого предприятия. Не просто на покупку нового служебного автомобиля или чего-то подобного, а именно на вложение в производство. В Японии предприниматель не только обязан платить налоги, но и вправе рассчитывать на поддержку государства в развитии своего бизнеса. Государство поступает как дальновидный бизнесмен, вкладывая деньги в начинание, которое в последующем принесет еще больше налогов и социальных отчислений. Так создается больше товаров, люди обеспечены работой, снимается социальная напряженность. Например, исследовательский институт по переработке пищевых продуктов округа Токати был создан на средства местных органов самоуправления, его основная функция — поддержка местной пищевой промышленности. Его лаборатории оснастили ультрасовременным оборудованием, и теперь сюда обращаются за экспертизой все местные предприниматели. Приведу один из случаев поддержки малых и средних предприятий на муниципальном уровне. В Токати много лосося, но его мясо после нереста невкусное и в пищу не употребляется. Японцы задумались, как можно применить дешевое сырье в деле. Выход нашли разработчики исследовательского института: они создали технологию, по которой из мяса лосося создается биодобавка к другим пищевым продуктам. А кожа рыбы идет на производство чипсов, которые весьма популярны среди японских женщин из-за содержания коллагена. Остатки от производства перерабатываются в костную муку на корм скоту. Вот такое бережливое производство. Эту технологию совершенно бесплатно отдали и внедрили в небольшой компании округа Токати. В результате был создан новый продукт, а местные органы власти получили дополнительные налоговые поступления в местный бюджет и занятость местного населения. — Кто следит за развитием бизнеса? — Каждый год выходит “Белая книга малого и среднего бизнеса”, это, по сути, доклад правительства, в котором отражаются все тенденции развития малого и среднего бизнеса в стране. Так правительство Японии отчитывается перед парламентом, который определяет, какие меры необходимо принять для развития бизнеса. Мысли нестандартно — Японцы известны на весь мир своим трудолюбием и пунктуальностью. Может, именно эти качества привели их страну к экономическому благополучию? — В Стране восходящего солнца есть китайские товары в нижнем ценовом сегменте, потому что отечественные товары очень дороги. Японцы гордятся своим продуктом, если на товаре написано Made in Japan — это по умолчанию означает высокое качество. Поэтому там дорого стоит рабочая сила. Они большое внимание уделяют совершенствованию. На первом месте зачастую не получение прибыли, а качество и совершенствование. На большинстве предприятий распространена философия менеджмента “кайзен”. — Чему учит кайзен? — Кайзен в переводе с японского означает “совершенствование”. В процесс улучшения вовлекаются все — от президентов компаний, менеджеров до простых рабочих. Впервые философия была применена в ряде японских компаний в период восстановления после Второй мировой войны. И с тех пор распространилась по всему миру. — Каковы японские рабочие? — В них силен дух коллективизма. Если менеджер или руководитель говорит, что нужно доработать какую-либо технологию, то рабочие остаются сверхурочно и доводят дело до совершенства. Ведь кайзен гласит: “Мысли нестандартно. Если что-то хорошо работает, постарайся найти способ, чтобы оно заработало еще лучше”. Мы были на заводе “Тойота”, там, как и во многих других японских компаниях созданы специальные кружки качества и совершенствования производственных процессов. Несколько лет назад поставили перед рабочими задачу переплюнуть немцев с “Фольксвагена” и ускорить процесс смены пресс-формы по штамповке капотов. За несколько лет этот процесс с трех часов сократился до нескольких минут. В следующем номере “МСН” читайте эксклюзивное интервью, данное нашей газете Маасаки Имаи — легендарным основателем уникальной философии кайзен, ставшей легендой и завоевывающей все большую популярность в бизнес-среде многих стран мира. А нам что мешает? — В Кыргызстане есть подобный закон поддержки малого бизнеса? — Да, в 2007 году был принят Закон “О государственной поддержке малого предпринимательства”. Инициатором законопроекта выступил нынешний премьер-министр Омурбек Бабанов, в то время депутат ЖК. Закон неплохой, по нему предусматривается государственная поддержка малого предпринимательства, создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических, информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий. На момент принятия закона со стороны Темира Сариева — в то время депутата ЖК, а сейчас министра экономики и антимонопольной политики, были опасения, что данный нормативный акт будет носить только декларативный характер, ввиду отсутствия денежных средств. В принципе, его опасения оправдались. Надеемся, что с приходом в исполнительную власть этих политиков закон заработает и государство перейдет к практической эффективной поддержке малого и среднего бизнеса в Кыргызстане. Необходимо понять, что развитие малого и среднего бизнеса — вопрос не только экономический, но и социальный. Большинство экономик мира развивается именно за счет немасштабного предпринимательства. Результатом экономического роста в Японии является не сохранение диктата государства и его мелочной опеки, а создание стимулирующей политической, экономической и социальной среды. У нас же предприниматели должны лишь платить налоги, в лучшем случае получают налоговые льготы, о поддержке государства в совершенствовании своего бизнеса речи нет вообще. Нужна целевая государственная комплексная программа, предусматривающая различные виды поддержки малого и среднего бизнеса. Немаловажную роль в развитии играли бы общественные объединения предпринимателей, такие как Торгово-промышленная палата, отраслевые ассоциации, которые по аналогии с японским опытом могли бы быть вовлечены в процессы развития малого и среднего бизнеса при определенном финансировании со стороны государства. Лучше них проблемы предпринимателей не знает никто. Пора понять, что у коммерсантов нужно не просто забирать, но и давать что-то взамен. Последние двадцать лет мы жили за счет реэкспорта товаров из Китая, как логистический коридор в Казахстан и Россию. Да, люди имели работу, но в результате мы сильно зависим от внешних факторов. — Надежды на свое производство у многих связаны с вступлением нашей страны в Таможенный союз. — В долгосрочной перспективе вхождение для нас выгодно. Потенциал государства — в его производстве, в том, что может создавать сам народ. Сейчас мы все деньги отдаем китайцам. За последние 20 лет мы разучились производить, но жить лишь торговлей нельзя. А если войдем в единое экономическое пространство, откроются новые перспективы, не будет большой разницы везти товар в Токмак или, скажем, в Брест или Москву. Это положительно отразится на предпринимательстве. Просто надо поддерживать и развивать наиболее привлекательные для экспорта отрасли экономики. Фото Владимира ВОРОНИНА. Наталья ФИЛОНОВА. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/36779/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007