Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
1 сентября 2011 | ЭКОНОМИКА |
Если хорошо бизнесу, то и страна не внакладеЧрезмерное вмешательство государства в бизнес никогда до добра не доводило. В Кыргызстане со времен обретения независимости с переменным успехом идет борьба за либерализацию экономики. Она не прекращалась все эти годы. Сегодня в правительстве ближе всех к предпринимательству стоит Минэкономрегулирования. Это ведомство от других выгодно отличается активной позицией. Последние инициативы и рекомендации министерства взбудоражили не только деловое сообщество, но и сонное чиновничье болото. Эксперты ведомства предлагают исключить из видов деятельности сразу несколько лицензий, так как считают, что пользы от них никакой, зато соблазн для коррупционеров большой и теневикам на руку. К такому выводу аналитики пришли, проведя ревизию нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности в лицензионно-разрешительной системе. В ходе работы по оптимизации они убедились в правоте бизнесменов, постоянно жалующихся на огромное количество барьеров, мешающих им спокойно работать и расширять дело. Оказалось, количество видов деятельности, требующих специального разрешения, не ограничивается одним Законом “О лицензировании”. Существуют другие нормативно-правовые акты, позволяющие различным госорганам выступать в качестве регуляторов, надзорной и проверяющей структуры в отношении хозяйствующих субъектов. В частности, Закон “О залоге” предусматривает лицензирование со стороны Нацбанка деятельности ссудно-сберегательных жилищно-строительных касс. Без специального разрешения не могут работать и санаторно-курортные учреждения, осуществляющие лечебный процесс. Организации, занимающиеся медицинским освидетельствованием на ВИЧ и выдачей официального заключения по результатам медосмотра по требованию граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, должны иметь две лицензии согласно Закону “О ВИЧ/СПИДе”. Однако, по словам экспертов Минэкономрегулирования, ни центробанк страны, ни Минздрав, вводя эти лицензии, не провели анализа регулятивного воздействия (АРВ). Они осуществили неполную инвентаризацию действующего законодательства в лицензионно-разрешительной сфере или посчитали нужным оставить эти виды лицензий, которые, по всей видимости, подпадут под “гильотину”. По крайней мере, на этом настаивает Минэкономрегулирования, когда заявляет, что такая участь постигнет все лицензии, не прошедшие АРВ. Столько разрешений для ведения бизнеса, сколько выдумали чиновники для маленького Кыргызстана, — явный перебор. Оказывается, Законом “О железнодорожном транспорте” предусмотрено лицензирование отдельных видов деятельности, осуществляемых на этом виде транспорта физическими и юридическими лицами. Если хочешь заниматься научно-информационной деятельностью, тоже прежде нужно спросить разрешения, как и бурильщикам, и желающим работать в области возобновляемых источников энергии и т. д. Руководство Минэкономрегулирования настроено весьма решительно. Все лицензии, важность или полезность которых ведомства не смогут обосновать, будут рекомендованы к ликвидации. К еще более радикальным мерам в проведении реформ в регулятивной системе призывал известный экономист Каха Бендукидзе. По нему, так все запреты в ведении бизнеса в интересах только бюрократов. Еще одна инициатива Минэкономрегулирования, касающаяся оптимизации структуры правительства, вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Те, кого она затронула напрямую, пока не высказывали недовольства. Видимо, продолжается процесс медленного переваривания информации. Ведомство Учкуна Ташбаева предлагает правительству ликвидировать Госагентство по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при правительстве (Госалкоагентство) с передачей его функций другим структурам. Лицензирование и функции регулирования отдать на откуп Министерству сельского хозяйства, контроль за сбором акцизов — Налоговой службе, а надзор за качеством производимой продукции — Департаменту государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава. В результате, подсчитали специалисты Минэкономрегулирования, сократится количество проводимых проверок в среднем на 2472 раза в год, затраты субъектов предпринимательства — на 741,6 тысячи сомов. Можно было бы на ура принять это предложение, если не вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Во-первых, кто в таком случае будет разрабатывать стратегию развития отрасли? Производство алкоголя во всем мире считается одним из самых прибыльных дел, лишь в нашей стране заводы по выпуску водки становятся банкротами. Хотя при этом потребление выросло в несколько раз за последние пять лет. О чем это говорит? О теневом бизнесе. Кто из трех госорганов, которым по кусочку достанутся функции Госалкоагентства, будет заниматься экспортно-импортной политикой? Насколько нам известно, нынешняя активность нового руководства агентства пришлась не по душе водочным королям, монополизировавшим рынок алкоголя. Столько лет их никто не трогал, не поднимал ставки акцизов, не интересовался реальной налоговой базой, а тут пришли новенькие и стали нос совать в самое сокровенное — в карман олигархов. Кому это понравится? Некоторые депутаты признавались, что лобби монополистов спиртного в парламенте сильно, как нигде. Впрочем, и в правительстве немало их сторонников, которые хотели бы, чтобы все оставалось, как было. Бесконтрольно. И в тени. Если руководство Минэкономрегулирования хочет, чтобы его не заподозрили в выполнении чьего-то заказа, то должно более четко обосновать свое предложение и, главное, показать картину развития отрасли, где до сих пор водка льется рекой, а деньги от ее продажи — капля в море бюджета. Наверняка много разговоров возникло вокруг предложения министерства упразднить Закон “О госслужбе”, отменить институт статс-секретарей. Такой шаг инициаторы объясняют тем, что либерализация экономики требует реформы всей системы государственного управления. В частности, Минэкономрегулирования считает правильным принять Трудовой кодекс на совершенно новых принципах “для полного регулирования деятельности госслужащих”. Государство предоставляет право работодателям составлять договоры (контракты) с сотрудниками о найме и прописывать основные условия работы. Тем самым им предлагается устанавливать отношения с работниками на требуемый срок, при этом не допускать дискриминации, соблюдать права и свободы человека и т. д. Отменить конкурсный отбор госслужащих, перевести их на контрактную основу, реформировать систему заработной платы, предоставить право руководителю устанавливать ее — вот, по сути, революционные меры, которые обнародовало недавно Минэкономрегулирования. “В связи с тем, что задачи, возложенные на Государственную кадровую службу (ГКС), практически выполнены — структуру упразднить и передать ее функции другим ведомствам”, говорится в сообщении министерства. Например, пусть декларациями чиновников занимается ГНС, разработкой нормативно-правовых актов, мониторингом деятельности госорганов — аппарат правительства. Сэкономленные средства предлагается направить на повышение доходов низкооплачиваемых госслужащих. Без сомнения, сотрудники ГКС, которые получали самую высокую зарплату среди чиновников, не в восторге от перспективы лишиться не только ее, но и кресел вообще. Можно предположить, что без боя начальство ГКС насиженные места не сдаст и постарается внушить правительству, какую огромную пользу оно приносит стране и даром хлеб не ест. Лариса ЛИ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/35894/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007