Распечатать: Султан КАРИМОВ: Ни о чем не жалею РаспечататьОставить комментарий: Султан КАРИМОВ: Ни о чем не жалею Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Султан КАРИМОВ: Ни о чем не жалею Посмотреть комментарии

25 августа 2011

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Султан КАРИМОВ: Ни о чем не жалею

    Известный певец Султан Каримов приехал покорять столицу из Джети-Огузского района пятнадцатилетним юношей. Самородку из глубинки необычайно повезло — его приняли в первый профессиональный эстрадный ансамбль страны.

    С тех пор прошло более тридцати лет, и Каримов уже в статусе заслуженного артиста признается: больших богатств не нажил, хотя множество песен именно в его исполнении занесены в Золотой фонд страны. Но самым важным достижением певец считает свою многонациональную дружную семью. В многообразии языков и культур, по его мнению, кроется истинное богатство страны. Наш герой был одним из тех, кто стоял у истоков создания Ассамблеи народа Кыргызстана. Являясь членом общественного объединения уйгуров “Иттипак”, без него редко обходится праздник в других диаспорах. Он поет не только на родном уйгурском, кыргызском и русском, но еще на добром десятке азиатских и европейских языков.

    Робертино из Джети-Огуза

    — Семь поколений моих предков живут на этой земле, считаю себя ее частью и не собираюсь уезжать, — говорит Султан Абишевич. — Местечко, где я вырос — село Джети-Огуз, славилось тем, что там жили представители разных народов. У нас была большая семья, у мамы было 12 детей, но семеро умерли еще до моего рождения, в войну. В военные годы родители взяли под опеку еще нескольких сирот разных национальностей. Когда собираемся с братьями-сестрами, снохами и зятьями — кого только нет в родне, даже поляки найдутся!

    Султан был младшим в семье, а потому баловень, всегда рядом с мамой. Она-то его и научила азам музыки, а позже он участвовал в школьной самодеятельности. Односельчане считали его местным Робертино Лоретти, ведь Султан замечательно перепел весь репертуар итальянского звездного мальчика.

    — Наверное, страсть к музыке я унаследовал от деда по материнской линии, он был имамом в мечети Каракола и обладал прекрасным чистым и сильным голосом, — говорит Султан. — Несколько поколений моих предков совершали хадж пешком. А ведь тогда в дальнее тяжелое паломничество уходили ни с чем, поэтому среди народа такие люди считались истинными мусульманами. Наверное, от деда моя мама унаследовала дар: играла на гитаре и аккордеоне, очень любила петь. Ей, самой младшей из детей, это дозволялось. Мама стала труженицей, всю жизнь проработала в поле. Отец тоже был из простых крестьян, но прекрасно пел и любил танцевать.

    Большая часть детства и юности певца прошли на джети-огузском курорте.

    — К нам на лечение и отдых приезжали люди со всего Союза, известные спортсмены и даже космонавты, — вспоминает артист. — Когда учился в первом классе, мы всей школой ходили встречать Юрия Гагарина. Отдыхающих было много, поэтому там всегда требовались рабочие руки. Уже с четырнадцати лет я стал подрабатывать официантом и помощником повара. Был горд, что обслуживал столик известного космонавта Владимира Шаталова.

    На одном из смотров художественной самодеятельности 15–летнего Султана заметил Чоро Кожомжаров, руководитель первого в Киргизии эстрадного коллектива.

    — Он пришел за кулисы, похвалил, пожал мне руку: “Ты же готовый артист!”, — вспоминает Каримов. — Пригласил меня в свой коллектив, который был в ту пору очень популярен. Родители были против артистической карьеры, поэтому, когда через полгода я уехал во Фрунзе, сказал, что еду поступать в финансовый техникум. На самом деле пришел в ансамбль. Правда, в техникум я все же поступил, но не доучился. Сцена пересилила. Родители узнали об этом спустя пару лет, когда я приехал с гастролями в родные края.

    Новичка из глубинки его новоиспеченные коллеги встретили радушно, но больше всех был рад руководитель Кожомжаров. Дело в том, что ведущий солист ансамбля и любимец публики Алтынбек Сапаралиев как раз заболел, план по выступлениям поджимал, маячили гастроли, нужно было срочно искать достойную замену. Шестнадцатилетнему Султану дали на освоение всей программы пару дней, и сразу же выпустили на сцену. Нового певца сначала на ура приняли столичные зрители, а потом уже и слушатели во всех регионах республики.

    — С этого момента началась моя кочевая артистическая жизнь, — говорит Каримов. — Разъезжали по СССР, заграницам, а Кыргызстан я объездил вдоль и поперек. При Союзе у нас был план — 48 концертов в квартал, но мы его всегда перевыполняли. Туда, где машины не могли добраться в зимнее время, добирались на лошадях. Выступали в коровниках, на высокогорных джайлоо. Все для тружеников! Там, где не было электричества, работали под гитару и аккордеон. Порой на улице стояли минусовые морозы, а мы выступаем в концертной форме, пиджаках и капроновых рубашках. Нас так учили — артист должен быть опрятным.

    Крыша для артиста

    Как и все советские юноши, Султан отслужил в армии, но и тут сыграло роль его артистическое дарование. Призывника направили в ленинградский ансамбль песни и пляски.

    — Первое, что меня поразило в северной столице России, это изобилие продуктов питания в магазине. Пока хозяйки во Фрунзе стояли в очередях за суповыми наборами, на прилавках гастрономов Ленинграда было всего валом. Однажды в магазине наблюдал, как две гражданочки выбирают шматы мяса для собак, — вспоминает артист. — Я мог свободно перемещаться по городу, сдружился с земляками, которые там учились в Академии художеств. Иногда собирались, ходили вместе по музеям и театрам, по праздникам готовили наши блюда: плов, бешбармак или лагман. Причем в нашей компании были люди самых разных национальностей, а объединяло нас одно — Кыргызстан.

    — Вспоминая то время, тоскую по всеобщему духу сплоченности и уверенности в завтрашнем дне, — с грустью в голосе добавляет он. — Тогда не было деления на национальности, жили единой семьей, и это было здорово. Даже мои дети сейчас, просматривая фильмы тех времен, отмечают доброту. К сожалению, сегодня этого ощущения очень не хватает, нет уверенности в завтрашнем дне. Живем одним мгновением. Ни о чем не жалею, мне досталась прекрасная эпоха, но беспокоюсь за судьбу детей.

    — Сколько их у вас?

    — Трое, и пятеро внуков. В этом году мы с супругой Мухабатт отметили 28-летие совместной жизни. Она не имеет отношения к сцене, но мы были знакомы с детства, наши семьи дружили. Вместе прошли через мытарства по чужим углам. Долгие годы мыкались по съемным квартирам.

    Сейчас Султан имеет собственную жилплощадь, но называет ее выстраданной — уж очень долго ее обещали, но не выдавали. В 1987 году он в составе группы “Ариет” поехал в Москву на Всесоюзный конкурс артистов эстрады.

    — “Не опозорьтесь, хотя бы грамоту привезите, а мы уж постараемся обеспечить вас жильем и прочим”, напутствовали нас в правительстве, — вспоминает певец. — В нашей 45–минутной программе у меня было восемь номеров — больше половины. В жюри сидела Алла Пугачева, а на сцене лучшие коллективы огромной страны. Из Москвы привезли третье место по Союзу и звание лауреатов. И стали первым ансамблем в истории кыргызской эстрады, который участвовал в конкурсе такого уровня.

    Но обещанного жилья им не дали. Артист отправил семью в родное село, а сам целых два с половиной года ночевал в подвале филармонии, в репетиционном зале.

    — Потом все же нам дали комнату в малосемейке, но нас уже было пятеро — родились сын Шухрат и дочь Илона, да пожилую маму я как младший сын забрал к себе. Жилье все обещали. В девяностые годы мы с другими творческими людьми митинговали около Дома правительства с транспарантами. Выходили к каждой сессии депутатов. Только в 1999 году нам наконец-то дали двухкомнатную квартиру.

    — Дети не пошли по вашим стопам?

    — Илона фортепиано забросила, получила специальность лингвиста. Старший сын тоже изучает языки, учится вокалу в Институте искусств, однако навряд ли станет артистом. Младший сын Нур–Шах пойдет в этом году в восьмой класс, но у него тяга к танцам. Он предпочитает современные направления.

    — У нас в стране грядут выборы, вы выступаете во всех официальных концертах с участием первых лиц государства. Не было желания выдвинуть и свою кандидатуру, как это сделали ваши коллеги по сцене — сатирик и певец?

    — Нет. У меня уже есть любимое дело. Хотелось бы, чтобы у руля встал человек с чистым сердцем, который будет болеть за народ.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/35862/


Распечатать: Султан КАРИМОВ: Ни о чем не жалею РаспечататьОставить комментарий: Султан КАРИМОВ: Ни о чем не жалею Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Султан КАРИМОВ: Ни о чем не жалею Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007