Распечатать: Год спустя: бизнес на юге не залечил раны РаспечататьОставить комментарий: Год спустя: бизнес на юге не залечил раны Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Год спустя: бизнес на юге не залечил раны Посмотреть комментарии

15 июля 2011

ЭКОНОМИКА

Год спустя: бизнес на юге не залечил раны

    На этой неделе Университет Центральной Азии (УЦА) презентовал исследование о состоянии деловой среды на юге Кыргызстана за последний год. Работу, основанную на опросах и глубинных интервью бизнесменов средней руки, мелких и крупных предпринимателей, провели вузовские специалисты совместно с коллегами из Центра поддержки малого бизнеса и при участии Агентства США по международному развитию (USAID).

    В ожидании сенсационных открытий

    Рядовое, казалось бы, событие вызвало широкий интерес у столичной общественности. В обсуждении и дискуссиях о дальнейшем развитии южного региона республики захотели поучаствовать генеральный директор Госдирекции по восстановлению и развитию городов Ош и Джалал-Абад Жанторо Сатыбалдиев, председатель правления Нацбанка Зина Асанкожоева, действующие и отставные чиновники “Белого дома”. Среди гостей было много иностранцев — посол Австрии, глава представительства МВФ в нашей стране, руководители международных донорских организаций, а также независимые эксперты в области экономики и политики.

    Стоит отметить, это первое независимое исследование и первая попытка показать современную деловую среду после трагических апрельских и июньских событий. Ценность аналитического материала — в незаинтересованном и объективном изложении трудностей и барьеров, с которыми сталкивается бизнес. О них поведали 150 респондентов-предпринимателей из южной столицы, Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей в своих интервью.

    Исследователям оставалось только проанализировать ответы, обобщить, сгруппировать проблемы. А оценку и выводы уже будут делать читатели. Все те, кто заинтересован в восстановлении привлекательной деловой среды, которая была там еще год назад.

    Правда-матка от Жанторо Сатыбалдиева

    — Относительный мир на юге есть, — с этой несколько неуверенной фразы начал свою речь генеральный директор Госдирекции по восстановлению и развитию Оша и Джалал-Абада Жанторо Сатыбалдиев. — Правительство принимает все меры, чтобы оживить экономику региона. К существовавшим проблемам прибавились новые, связанные с последствиями июньских событий.

    По словам представителя центральной власти на юге республики, одна из главных причин того, что не все предприниматели могут получить компенсации, — глобальные размеры теневой экономики. Это выявилось в ходе составления списка пострадавших.

    — Офицальные данные статистики говорят, что в тени у нас находится примерно 60 процентов экономики. И я этим цифрам верил, — признался Ж. Сатыбалдиев. — Однако реальная жизнь показала, что дела у нас обстоят гораздо хуже, чем я думал. Из 2104 субъектов, понесших значительный урон от пожаров и мародеров, 375 оказались крупными компаниями и фирмами. С этими юридическими лицами мы особых трудностей не имели. Зато все остальные, претендующие на безвозмездные 50 тысяч сомов, не могли доказать размер понесенного ими урона. Это, только вдумайтесь, почти 90 процентов из общего списка пострадавших предпринимателей!

    А все потому, что, по информации руководителя Госдирекции, эти люди либо работали совсем без патента, либо за полцены покупали у налоговиков, которые не выдавали им никаких квитанций. Практически у всех торговцев рынка не оказалось документов, свидетельствующих об уплате земельного налога, товарных накладных, даже квитанций базаркома. В таких условиях понять, кто перед тобой — жертва или мошенник и аферист, решивший воспользоваться обстоятельствами и “срубить халявные бабки”, крайне сложно.

    Возможно, впервые в жизни, когда беда постучалась в ворота, люди задумались о том, какой неправедный бизнес вели. Работали только на себя и фискалов, кормившихся за их счет.

    Однако это горькое признание правительственного чиновника убедило не всех. В зале нашлись люди, которые стали спрашивать его, когда нынешние власти начнут оказывать такую же помощь и тем предпринимателям, чей бизнес оказался цел.

    — Мы сейчас думаем не столько о возмещении ущерба, выделяя льготные кредиты предпринимателям, а об оборотном капитале, необходимом для продолжения дела, — ответил Жанторо Сатыбал­диев. — Прошел год, а правительство до сих пор не может оценить истинные размеры ущерба от июньских событий. То ли 2,5 миллиарда сомов, то ли в два раза больше?

    Отток дееспособных людей

    Опросы респондентов, основная масса которых оказалась из числа работающих на малых предприятиях, выявила тревожную картину. За год произошло 35-процентное сокращение рабочих мест. И это на юге, где всегда был высок уровень безработицы и откуда идет мощный миграционный поток в ближнее зарубежье. Самые большие потери рабочей силы ощущают Ош и Джалал-Абад — индустриальные, деловые центры южного региона страны.

    Из рассказов экспертов, проводящих опрос, разговорить предпринимателей было непросто, хотя вопросы были подготовлены заранее и не затрагивали особо болезненных тем. Тем не менее не все были готовы к откровениям, не хотели, чтобы их ответы записывались на диктофон, отказывались фотографироваться. Эти факты говорят о том, что люди продолжают бояться, не верят властям, испытывают сильный психологический дискомфорт. Они не залечили свои раны, которые не зарубцевались и кровоточат.

    Да и сама обстановка на юге, характеризуемая некоторыми политологами как тревожное ожидание нового всплеска насилия, не способствует оздоровлению экономической и общественной жизни.

    Перспективные направления

    По мнению делового сообщества юга страны, бизнес связан с развитием туризма, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и текстильного производства, а также с разработкой полезных ископаемых. Но предприниматели, называя отрасли, которые могут стать толчком для экономического возрождения, тут же перечисляли барьеры, мешающие этому.

    Плохая инфраструктура и плачевное состояние дорог не делают этот регион привлекательным для туристов. Сельское хозяйство испытывает нехватку финансов, техники, удобрений по доступной цене, а перерабатывающая отрасль нуждается в помещениях, современном оборудовании и технологиях. Легкая промышленность — в цехах, квалифицированных кадрах, поддержке госструктур в продвижении продукции на экспорт.

    Но красной линией через весь список проблем, выявленных исследователями, проходит человеческий фактор. Мало того что самые предприимчивые и дееспособные уезжают на заработки в дальние края, так из тех, кто остался, не все горят желанием вкалывать и повышать свое профессиональное образование. Деловые люди зрелого возраста жаловались на то, что молодежь не умеет и не хочет работать, как они.

    Все хотят командовать, а не строить

    Прежние моральные ценности потеряли силу. Нынче некоторые юноши стоят перед дилеммой: выучиться на чиновника или пойти на услужение к местному криминальному авторитету. Поэтому дача взятки преподавателям за экзамен не вызывает негативных эмоций и воспринимается как само собой разумеющееся. Стать рабочим никого не прельщает. Как иронично выразился один из предпринимателей: “Все хотят быть начальниками…”.

    Много критики со стороны бизнесменов прозвучало в адрес системы образования. Вузы штампуют специалистов, не обращая внимания на потребности рынка труда. И при том учат плохо. В результате только 30 процентов выпускников южных университетов, по данным ПРООН, находят работу. Однако вовсе не по своей специальности.

    А спрос на трудовые ресурсы есть. На некоторых предприятиях не хватает сварщиков, электриков. На эту работу приходят люди с улицы, без навыков. Работодателям приходится самим заниматься их профобразованием. Выучившись, молодые кадры пополняют ряды гастарбайтеров. Поэтому руководители предприятий не очень заинтересованы вкладывать средства в учебу и подготовку специалистов.

    Сколько югу ни давай, а денег все равно мало

    Как у нас обычно бывает, любое обсуждение проблем, дискуссия в конце концов упираются в финансовый вопрос. И на сей раз все четыре бизнесмена, участвовавших в опросе, приглашенные на презентацию в столицу, говорили о необходимости дешевых кредитов на длительные сроки и низких процентных ставках.

    Это давнишняя проблема, которая не решается. Коммерческие банки и микрофинансовые организации, аргументируя высокими рисками, не хотят кредитовать реальный сектор экономики, требующий большого финансирования, и не на месяцы, а годы. “Но вы их тоже должны понять, прежде чем требовать дешевых денег, — говорил Жанторо Сатыбалдиев. — Кто захочет инвестировать туда, где нет стабильности и порядка?”

    Самое примечательное то, что бизнесмены просили снизить налоги в Соцфонд, размеры патентных ставок, открыть границы для торговли. Просьбы звучали неубедительно после информации главы Госдирекции о размахе теневого бизнеса. На сколько снизить цены на патенты, если большинство торговцев, как выяснилось, и так не покупают их? А значит, не выплачивают и страховые сборы в Пенсионный фонд. Между тем исследования показывают, что население южных регионов быстро стареет. “Через 30 лет число людей, достигших пенсионного возраста, станет намного больше. Что они будут получать, если вы сейчас хотите отчислять в Соцфонд меньше?”, — недоумевал генеральный директор УЦА Богдан Кравченко.

    Криминал там правит бал

    Влияние криминала на бизнес — этой важной теме исследователи уделили меньше всего внимания. Хотя предприниматели отмечали в интервью, что преступность после событий прошлого года возросла. Более того, наблюдается откровенное сращивание бандитов с правоохранительными органами и чиновниками. Кто здесь представляет криминал, а кто законную государственную власть, сегодня затрудняются ответить не только бизнесмены, которым приходится за все платить, но и простые граждане, привыкшие давать взятки, как плату в общественном транспорте.

    Передел собственности, рейдерские захваты — эти явления, по словам Богдана Кравченко, не были главными факторами исследований, хотя они на юге имеют место. Авторы были вынуждены признать, что там идет перераспределение бизнеса в межэтническом плане: “Если раньше лепешки и самсы пекли одни, то сейчас то же самое делают другие…”.

    Конечно, тема межэтнических отношений на кровоточащем юге крайне болезненная. Однако если замалчивать о случаях рейдерских захватов, отъема чужой собственности, насильственного вхождения во владение раскрученного бизнеса на правах победителя, экономику этого важнейшего региона не поднять и не восстановить собственными силами. А инвесторы вряд ли захотят участвовать в таком грязном деле.

    Между тем

    На юге республики, как показали исследования, у предпринимателей сложилось определенное негативное мнение о правительстве, донорах, НПО и других организациях. Это связано с нехваткой информации о деятельности властей и, наоборот, распространением дезинформации и слухов.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/35592/


Распечатать: Год спустя: бизнес на юге не залечил раны РаспечататьОставить комментарий: Год спустя: бизнес на юге не залечил раны Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Год спустя: бизнес на юге не залечил раны Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007