Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
30 октября 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
День, когда съехала «крыша»В стихотворении Николая Гумилева "Волшебная скрипка", которое стоило бы прочесть начинающим поэтам и музыкантам, есть такие слова: Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ, Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ, И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача. С ним перекликается песня "В чистом поле" легендарного СашБаша - Александра Башлачева: И можно песенку прожить иначе, Можно ниточку оборвать. Только вырастет новый мальчик За меня, гада, воевать. Нести людям Слово и Звук - трудная и порой неблагодарная работа, требующая полной самоотдачи. А иначе не стоит ни марать бумагу, ни терзать струны. Больших капиталов на этом все равно не заработать, а вот шансов сгореть на взлете - хоть отбавляй... Как ни грустно, но цикл "Мой рок-н-ролл" завершается. Прошедшее перед нашим читателем путешествие в царство этого стиля - всего лишь капля в море того, что сказали когда-либо о рок-поэтах и скажут в будущем. Признаюсь честно: я не поведал и десятой доли того, что можно рассказать о таком явлении, как поэзия русского рока. Их стихи-песни еще ждут своего исследователя, скорее всего, не меня. Но, как сказал Мак Мэрфи - герой романа Кена Кизи "Полет над гнездом кукушки": "Я хотя бы попробовал". Кто знает, может, кто-то захочет продолжить писать о русской рок-поэзии еще. Как поет группа "Бекхан": Мы вернемся, Для того чтобы спеть, чтобы раны лечить Или в памяти жить. Мы вернемся, Будет путь наш непрост, только все-таки жди, Ты нас жди, старый мост. "Искусство должно умереть - в том смысле, что его должно заменить нечто обыкновенное, человеческое; человек может хорошо петь и без голоса, если в нем есть особый, сущий энтузиазм жизни", - заявил замечательный писатель Андрей Платонов. Эти слова можно смело адресовать тем, кто при упоминании о рокерах делает постную физиономию и говорит: "Да что там слушать - у них и голоса-то нет". Вряд ли ошибусь, если скажу: здесь надо слушать не качество голоса, а качество человека. Почему-то тому, кто не имеет голоса как такового (Армен Григорян) больше доверяешь, чем тому, кто поет про чувства, придуманные не от особого таланта, а от желания "накосить" побольше денег. ... было много племен И народов под этой звездой. Одни клялись небом, Другие клялись огнем... И так прошло две тысячи лет С тех пор, как крикнул петух, А мир все так же Похож на скотный двор... Конечно, поп-звезды могут написать пару-тройку песен, которые принесут им всенародную славу, и потом использовать эти хиты всю жизнь, бесконечно гастролируя и участвуя в многочисленных сборных концертах. Ореол популярности, узнаваемые имя и лицо можно эксплуатировать, как показывает практика, весьма долго. Тем более, если учитывать вкусы радио- и прочих хозяев и хозяйчиков. Именно они сложили интернациональную модель концерта: двадцать с лишним исполнителей, "поющих" под "плюсовые" фонограммы и предоставляющих запредельно радостной публике дорогостоящую возможность полюбоваться на себя. Дело вкуса, конечно, но другие для этой цели посещают зоопарк. У рок-музыкантов все сложнее - на двух-трех песнях долго не покатаешься. Рокеры обязаны свое имя постоянно оправдывать. И не только новыми альбомами и творческим развитием, но и верностью себе, в конце концов. Опять вспоминается СашБаш: Я первый раз сказал о том, мне было нелегко. Но я ловил открытым ртом родное молоко. И я припал к ее груди. И рвал зубами кольца. Была дорожка впереди. Звенели колокольца. Пока пою, пока дышу, дышу и душу не душу, В себе я многое глушу. Чего б не смыть плевка? Но этого не выношу. И не стираю. И ношу. И у любви своей прошу хоть каплю молока. Когда я начинал этот цикл, мне говорили: "Зачем тебе это? Кому нужен сейчас рок? Кто его слушает?". Поверьте, если даже на рок-концерт придут хотя бы десять человек, то исполнителям есть смысл заниматься своим делом и дальше. Ценность песни определяется не количеством ее "прокруток" по радио и ТВ, а совсем иными вещами. Это нам в последнее время стараются внушить, что песни, заставляющие думать, сейчас не модны - неформат. Общее настроение рокеров в этих условиях, как бы странно это для кого-то ни звучало, выразила группа "Король и Шут" в своем "Проклятом старом доме": Мне слишком тесно взаперти, И я мечтаю об одном - Скорей свободу обрести, Прогрызть свой ветхий старый дом, Проклятый старый дом... Но, смею заявить, несмотря на засилье "фабрик звезд", и прочей подобной профанации, умные, талантливые и беспощадные рок-песни молодеют. Не все молодые ребята уходят в бандиты, политики и коммерсанты - многие берут в руки электрические и акустические музыкальные инструменты и начинают свой путь. Это называется у творческих людей (не всех, правда) "День, когда съехала "крыша". Следом за Юрием Шевчуком вечные вопросы задает группа "Элизиум", например. Достаточно вспомнить их "Повод для войны": Утром из новостей - узнаю, что я жив. Сколько за ночь людей полегло за чей-то миф? Снова меня пытаются на "идею" купить. Как это все касается того, что я могу любить? Обозреватель "Новой газеты", ветеран российской журналистики Александр Поликовский (его статьи я читал еще мальчишкой в журнале "Ровесник") написал недавно: "Выступать на закрытых концертах перед саудовскими шейхами или новыми русскими в смокингах герой рок-н-ролла не может. Или он должен сказать в зал что-то вроде: "А те, кто сидит в ложах, пусть трясут драгоценностями!", как это сделал когда-то Джон Леннон, или он не рок-музыкант, а обслуга. Рок-н-ролл - это образ действий, непримиримый с жизнью. У него слишком высокая планка и слишком суровая мерка, чтобы им могли соответствовать многие". Поэтому я и попытался рассказать в "Моем рок-н-ролле" о малой части тех немногих, кто соответствует. Хорошо это получилось или плохо - судить другим. На прощание мне хочется "поставить" для читателя культовую песню нескольких поколений рок-поэтов и музыкантов "Все это рок-н-ролл", написанную Константином Кинчевым. Все это рок-н-ролл Беседы на сонных кухнях, танцы на пьяных столах, Где музы облюбовали сортиры, а боги живут в зеркалах. Где каждый в душе - Сид Вишес, а на деле - Иосиф Кобзон. Где так стоек девиз: "Кто раньше успеет - ты или он?". Все это рок-н-ролл! Автобусы и самолеты, пароходы и поезда. Сегодня нас видит Камчатка, завтра - Алма-Ата. Послезавтра мы станем пить пиво в "Пушкаре" или в "Жигулях". А что с нами будет через неделю, ведает только Аллах. Все это рок-н-ролл! Это чем-то похоже на спорт, чем-то на казино, Чем-то на караван-сарай, чем-то на отряды Махно, Чем-то на Хиросиму, чем-то на привокзальный тир. В этом есть что-то такое, чем взрывают мир. Все это рок-н-ролл! И вот уже академики чешут плеши, погоны свистят в свисток. Румяные домохозяйки зеленеют при слове "рок". Товарищи в кабинетах заливают щеками стол, Им опять за обедом стал костью в горле очередной рок-н-ролл. Да, это рок-н-ролл! Ну, а мы, ну, а мы - педерасты, наркоманы, фашисты, шпана! Как один социально опасны, и по каждому плачет тюрьма. Мы - пена в мутном потоке пресловутой "Красной Волны", - Так об этом пишут газеты, а газеты всегда правы. Но это рок-н-ролл! И мы катимся вниз по наклонной, с точки зрения высших сфер. Молодежные группировки берут с нас дурной пример. Где воспитательный фактор? Где вера в светлую даль? Эй, гитарист, пошли их всех на... и нажми на свою педаль! Все это рок-н-ролл! Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/29877/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007