Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
23 октября 2009 | ПЕРВАЯ ПОЛОСА |
Осенний посыл президентаДвадцатого октября глава государства Курманбек Бакиев принял участие в Республиканском совещании и представил широкой публике (в Большом зале "БД" собрались чиновники всех мастей, от министров и депутатов до районных акимов) первый этап реформы системы госуправления. О том, что она произойдет, причем непременно, гарант Конституции объявил еще первого сентября на открытии сессии четвертого созыва парламента. Тогда же президент сказал, что реформа будет проходить в три этапа и полностью завершится к середине 2010 года, и отметил, что того требует не только время, но прежде всего национальные интересы страны. Первый этап - политический - посвящен реконструкции системы управления страной. Следующий - экономический - необходим для подготовки бюджета и его дальнейшего исполнения, создания благоприятных условий для бизнесменов и предпринимателей. Ведь инвестиции - это наше все. Третий включает в себя реформы в сфере культуры и образования. Две концепции уже готовы и даже местами воплощаются в жизнь. "Белые воротнички", как только прослышали о начавшейся реформе, приуныли. А как же? Где гарантия, что в круговороте надвигающихся изменений, причем кардинальных, сумеешь удержаться на плаву, то есть в кресле и при вожделенном портфеле? Кстати, хозяин "Белого дома" на презентации "первого шага" заявил, что более сорока процентов чиновничьего аппарата будет сокращено. Точное количество "бойцов колоссальнейшего аппарата", остающихся без работы, глава государства не назвал. Уточнил только, что "таких будет много". Еще пожелал Жогорку Кенешу последовать его примеру, не растекаясь мыслью по древу, без стенаний, слез и жалоб, "урезать" в размерах свой аппарат и управление делами. К. Бакиев, походя, затронул и штат собственного "хозяйства", мол, слишком велик. И напомнил, что народные деньги (а чиновничью армию содержат на свои кровные простые смертные, не обремененные должностями и постами) следует экономить. К слову, в результате сокращения мы сбережем полмиллиарда бюджетных денег. Правда, при этом почти миллиард придется потратить на выплату выходных пособий и расчетов, обязательных при увольнении. Не будет администрации президента. Вместо нее появится институт президента с целым набором органов и персон. Это аппарат президента, секретариат, Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям, а также два новых государственных лица - советник по вопросам безопасности, обороне и правопорядку и государственный министр иностранных дел. То есть МИД из состава правительства выводится. Столь неожиданный "ход конем" глава государства объяснил тем, что некоторые скорые на язык чиновники позволяют себе отпускать комментарии касательно внешнеполитической линии нашего государства. А это прерогатива президента. Скорее всего, теперь уже госминистром будет переназначен нынешний глава внешнеполитического ведомства Кадырбек Сарбаев. А вот кто займет кресло госсоветника по обороне - вопрос открытый. Тем более что Совбез ликвидировали. А это, как известно, была вотчина А. Мадумарова. Осчастливят ли Адахана Кимсанбаевича новым указом - неизвестно. Хотя его коллеге по седьмому этажу и давнему другу Данияру Усенову повезло, правда, относительно. Он назначен премьером. Акжоловцы дружным одобрямсом и аплодисментами поддержали кандидатуру теперь уже бывшего руководителя канувшей в Лету администрации (тайной канцелярии, как называли ее в народе). Наконец-то обозначился состав Президентского совещания. В него будут входить премьер-министр, все руководители обозначенных органов, находящихся "под крылом" института президента, торага парламента, госсоветник и госминистр. Это перманентные члены. С учетом их мнения президент будет принимать решения. Кстати, глава государства в процессе выступления посетовал на добрых советчиков, чуть что замирающих в позе глубокого пардона. Мол, советы дают, и даже бесплатно, только, увы, думают в этот момент о себе любимых, а не о судьбе государства. - Почему-то вольно или невольно личный интерес преобладает. В этом я тоже убедился. По любому вопросу попроси совета у двух-трех людей и мнения разнятся. Смотришь, каждый тянет в свою сторону. Опять-таки здесь играет роль собственный опыт, знание и интуиция в какой-то степени. Чисто на интуитивном уровне думаю: нет, надо вот так делать. Но так же работать все время нельзя. Должен быть институт президента, который кладет документ на стол, и я уже без всякого сомнения могу принимать решение в интересах народа Кыргызстана, а не одной какой-нибудь группы, отдельной структуры или отдельного человека, - отметил Курманбек Бакиев, отступая от текста выступления. Напоследок президент еще раз напомнил, что совсем скоро по казенным коридорам начнут с понурым видом бродить граждане, которых в процессе массового сокращения в свете реформ лишили злые руководители ковровой дорожки, дармового обеда и уютного кабинета. Хотя уволить - не главная задача реформы. Это так, следствие. А намерение заключается в том, чтобы каждый гражданин, независимо от национальности и вероисповедания, мог участвовать в захватывающей игре под названием "Управляй страной". Следует освободить бизнесменов и простых смертных со средним доходом от мелкой и ненужной регламентации, навязчивого контроля и канцелярщины со стороны всевозможных министерств и ведомств. А чтобы бывшие "беловоротничковые" не чувствовали себя совсем уж несчастными и брошенными на произвол судьбы, государственные мужи из тех, кто "уцелел", должны помочь своим вылетевшим из чиновничьей обоймы товарищам. Курманбек Бакиев даже упомянул о программах микрокредитования. Мол, надо безработным чиновникам выдавать деньги, но под проценты. Вдруг предпринимательская жилка забьет? Выступление президента и озвученный им первый этап реформы госуправления нашей газете прокомментировали законотворцы и политологи, а также сохранившие должность чиновники исполнительной власти. Факт и комментарий Исхак МАСАЛИЕВ, лидер фракции коммунистов ЖК- Планы достаточно хорошие. Но реализация этих программ требует законодательного оформления. Когда мне в руки попадут соответствующие документы, тогда я смогу сказать, что реализация началась. Правда, меня беспокоит ситуация с уволенными чиновниками. Это же наши граждане. Если вопрос будет продуман, тогда будет эффект. Что касается реформы, то она давно назревала. Улугбек ОРМОНОВ, лидер фракции "Ак Жол" ЖК- После выступления президента первого сентября в Жогорку Кенеше мы ожидали конкретных шагов. Хорошо, что правительство будет заниматься конкретными делами. Уходим от того, что у администрации президента сосредоточена в руках вся власть, а ее руководитель это, как правило, серый кардинал. Что касается сокращенных чиновников, то мы о них позаботимся. Думаю, что свой опыт и знания они применят в частном секторе. Глава государства не зря говорил о микрокредитовании. А где средства на это возьмут? Так у нас фонды есть - тот же Фонд развития. Сергей Масаулов, директор Института стратегического анализа и оценки - Завершится первый этап, потом последует мониторинг. Может, будут какие-то изменения вноситься в процессе. А второй этап - это уже территориально-административная реформа. Эти реформы будут работать, в них заложен механизм реализации. Но риски существуют. Ими управлять нельзя, но их можно учесть. Основная сложность - непонимание того, как предложенная президентом схема будет работать. Также существует вероятность, что заново созданные управленческие системы не очень хорошо смогут разобраться в предложенных им функциях и будут пытаться залезть на чужое поле. Главное, чтобы не смешались три понятия: задачи, функции и полномочия. Марат Казакпаев, политолог- Реформа системы государственного управления невозможна без тесного взаимодействия с гражданским обществом. Экономические и политические реформы, о которых сказал глава государства, актуальны, потому что они намечались еще с 2005 года, и должны решить такие проблемы исполнительной власти, как некомпетентность сотрудников госорганов, бюрократия, старение кадров и коррупция. И это надо делать сейчас, пока еще не поздно. На секретариате президента лежит большая ответственность, так как именно этот орган должен быть проводником в реформе госуправления, поэтому от него многое зависит. Правительству необходимо дать больше самостоятельности, чтобы оно осуществляло реформы в экономической сфере. Время покажет, насколько результативны будут реформы, но здесь необходима поддержка общества. Дарья МАЛЕВАНАЯ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/29782/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007