Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
16 октября 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Дворник с улицы ЛеннонаЗнакомство с его творчеством произошло у меня совершенно случайно. Так часто бывает: включил телевизор и... Пусть стекают богатства несметные В мой сундук, как в бездонную чашу. Я бессмертней Кощея Бессмертного - Я над златом цвету, а не чахну. Хоть ножом меня режь, хоть сатирой сражай, Все одно - ничего не изменится. Я опять соберу ваших душ урожай, А шарманка их смелет, как мельница! Песня называлась "Куплеты старухи-процентщицы". При всей общей веселости ее можно назвать довольно меткой сатирой на нынешние потуги международных специалистов победить финансовый кризис. В самой доступной форме "Куплеты" доказывают: не надо тушить пожар керосином. Пока не будет уничтожена ростовщическая система, кризисы повторятся еще не раз. А то, что песня была впервые спета за три года до нынешнего кризиса, придает ей особую ценность. Но есть у него и другое: Дворники с улицы имени Леннона Не боятся ни мороза, ни голода. Бородатое поколение Рок-н-ролльного старого города. Его первая жена взяла фамилию мужа и теперь все знают ее как рок-звезду Диану Арбенину. Самого же сегодняшнего героя называют последним аристократом русского рока. Юрий Шевчук неоднократно заявлял, что лидер питерского "Зимовья зверей" Константин Арбенин - лучший из современных рок-поэтов. А еще Константин - прозаик и драматург, давно определивший свои жизненные принципы всего в четырех строчках: Лучше считаться волком, Чем называться шакалом. Лучше висеть на крючке, Чем говорить: "Сдаюсь". Откуда появились его пьесы и рассказы? "В песнях я стопроцентной реализации не чувствую, - признался Константин в интервью, - поскольку группа - это коллектив, а не просто рок-поэт Арбенин, использующий тяжелый труд обслуживающего музперсонала для реализации собственных амбиций. Группа развивается, обретает все большую известность, но я все больше обособляюсь от нее. "Зимовье..." - лишь одна из сторон моей деятельности". В одном из своих ранних стихотворений Константин написал: Что значит истина? Неписаный закон Иль сплетница, дающая совет? Смерть - это просто вечный-вечный сон. Жизнь - это просто вечный-вечный бред. Лидер "Зимовья" не имел никакого музыкального образования и отродясь не играл профессионально ни на каких музыкальных инструментах. Но ему повезло: попались единомышленники, разглядевшие в его стихах НЕЧТО и сделавшие их песнями - веселыми и печальными, добрыми и не очень. Немного сейчас в русском рок-н-ролле групп из единомышленников, а не тех, для кого творчество - это бизнес. В своем "Контрабандисте" Арбенин пел: Заползший контрабандой в эту жизнь, Я не пойму, что с нею делать дальше. Я устаю, когда не слышу фальши, Я не хочу точить твои ножи. Его песенное творчество настолько концептуально, что считается неформатным даже для "продвинутого" рокерского "Нашего радио". Однако Константин не обращает внимания на то, что его песни не крутят радиостанции. Хотя кто знает, может, так и должно быть. Тем более сам Арбенин говорит: Я не хочу быть крутым, Я не хочу громко петь. Все это - дым, только дым, А я боюсь угореть. Лидер "Зимовья зверей" считает: способов достижения популярности всего два. Первый - в группу вкладываются деньги, она навязчиво звучит по радио и мелькает в телевизоре. Второй - ты напрочь забываешь о слове "раскрутка", из года в год выпускаешь и распространяешь альбомы и играешь песни из них, начиная с квартирных концертов - "флэтов" на пару десятков зрителей. И постепенно собирается все большее количество публики. И это - без всяких особых контактов с доморощенным шоу-бизнесом. Многие рокеры начинали с "флэтов": Борис Гребенщиков, Александр Башлачев. Этим путем - уже в 90-е годы - пошел и Константин Арбенин. Он не стал сразу собирать группу и искать себе продюсера, способного озолотить себя и автора-исполнителя. До "постройки" своего "Зимовья" Константин Арбенин выступал среди друзей и случайных гостей на "флэтах", напевая свои стихи без всякого гитарно-барабанного сопровождения - в старых добрых традициях питерского андеграунда. Ты же знаешь, Господи: от планеты бешеной, Без надменной помощи я держу свой путь. Пусть неровной поступью, но позволь мне, пешему, Добрести до полночи. И не дай свернуть. В больших залах и на фестивалях вроде "Крыльев" и "Нашествия" "Зимовье зверей" не выступает никогда. "Чем больше аудитория, тем больше в ней случайных людей, - как-то заметил Константин Арбенин. - Большая аудитория не просто аккумулирует энергию, она провоцирует в исполнителе агрессию. Начинается взаимообразное влияние: одинаково заводят друг друга и исполнитель, и публика. Мне кажется, когда Гитлер, Геббельс или Кашпировский выступали перед толпой, то не только они заводили толпу, но и сама толпа придавала им нечеловеческие силы. Так что не надо все списывать на магические и гипнотические способности подобных персонажей - они лишь выражают желание толпы быть оболваненной. Поэтому я предпочитаю выступать не перед толпой, а перед зрителями, а это - вопрос величины зала". Построив свой дом на пороге Луны, Живу без часов, без газет и без книг. Смотрю по ночам прошлогодние сны, Снотворное звезд положив под язык. И лишь по утрам, когда лунный дождь Стучит по стеклу позабытый мотив, Я осознаю, что все это - ложь... Разница между роком и попсой, уверен Константин, в том, что рок делают молодые, а попсу делают взрослые. Причем в самом худшем значении этого слова: "взросленькие". Хотя и те, и другие направляют свой посыл на молодежь прежде всего - только по разным поводам. Думается, он прав: рокеры хотят поделиться тем, что их волнует и достает, а прожженные поп-продюсеры стремятся выжать из аудитории деньги. "Взрослость - понятие не только возрастное, это из области мировосприятия", - говорит Арбенин. Тут можно вспомнить его поэму-песню "От Рождества до Рождества". Она длится 20 минут, но ее не устаешь слушать - до того в ней много близкого: Пока я пел, зима оболгалась, И справила второе Рождество. И в мире снова наступил баланс, Чей смысл - никому и никого... Завершаю рассказ о Константине Арбенине его "Банальным блюзом". Банальный блюз Банальный блюз, пропетый на ветер, Который услышали только звезды. Взгляд, молчаливо жаждущий встретить, И шепот часов, говорящих: "Поздно". Блюз - серенада для пустого балкона На фоне твоей подозрительной дачи. Блюз охрипшего телефона - Классический блюз неудачи. Блюз под часами. Блюз двадцати одной сигареты, Увядших цветов и пустого желудка. Тщетный, как поиски мелкой монеты В кармане на грани потери рассудка. Скрип заевшего патефона В бессовестном небе с пустыми глазами. Приторный блюз, будто чай без лимона - Классический блюз под часами. Блюз неудачи. Блюз тет-а-тет с равнодушной Луною. Бессонница слов и случайные звуки. Шорох чернеющих линз за спиною, Внезапный удар и разбитые руки. Блюз двух дорог, перекрестка лишенных, Как поиск ответа в бездарной задаче. Тщетный мотив для двоих невлюбленных - Классический блюз неудачи. Блюз под часами. Блюз опустевшего переулка, Смеющихся луж и промокшей одежды. Блюз - на будущее наука Под жалкие всхлипы распятой надежды. Блюз без тебя и меня - обоюдно. Во всей ерунде виноваты мы сами. Мрак, растворивший нас в улицах людных, - Классический блюз под часами. Блюз неудачи. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/29657/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007