Распечатать: Время поисков и решений РаспечататьОставить комментарий: Время поисков и решений Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Время поисков и решений Посмотреть комментарии

6 октября 2009

ОБЩЕСТВО

Время поисков и решений

    Одержав убедительную победу на президентских выборах 23 июля 2009 года, Курманбек Бакиев получил тем самым серьезную поддержку кыргызстанцев и необходимый мандат доверия для дальнейшего претворения в жизнь начатых преобразований.

В  течение первого срока Бакиев был вынужден исправлять самые вопиющие ошибки, просчеты, а то и прямые грубые нарушения законности своего сметенного волной мартовской революции и бежавшего из страны предшественника, формировать собственную команду, нейтрализовывать, выводить из политической игры или привлекать на свою сторону наиболее активных и опасных противников из оппозиции.

    Все мы являемся живыми свидетелями того, что большую часть первой половины отведенного срока ему приходилось тратить силы, энергию, время на преодоление барьеров и завалов искусственно нагромождаемых на его пути как сторонниками бежавшего экс-президента, так и своими вчерашними союзниками по оппозиционному движению.

    Хочется надеяться, что в течение второго срока главе государства удастся полностью сосредоточиться на достижении поставленных им целей.

    Наверное, нелишне вспомнить: в своем первом телеобращении к народу Кыргызстана в последних числах апреля 2005 года тогда еще исполняющий обязанности президента страны Курманбек Бакиев отмечал, что свою основную цель на ближайшие дни, месяцы и годы видит в устранении тех причин и условий, которые лежали в основе сложившейся системы. Нужен, говорил он, своего рода переходный период, в течение которого мы должны решить четыре главные задачи:

    - построить новую архитектуру власти, гарантирующую от возврата к авторитаризму;

    - демонтировать коррупционную систему;

    - ввести новую экономическую политику, обеспечивающую благоприятную среду для экономического роста;

    - вывести на управленческую орбиту новое поколение молодых руководителей и политиков.

    Конечно, было бы наивно ожидать претворения в жизнь столь серьезных и масштабных задач за четыре с небольшим года. Тем более что значительную часть этого времени пришлось заниматься не созидательной работой, а преодолением яростного противостояния прозелитов свергнутой власти. Однако определенные подвижки по всем заданным направлениям, пусть и с разной эффективностью, но все же налицо. Как налицо поиск для привлечения в эшелоны власти и управления людей с хорошими мозгами и современным видением реалий окружающего мира. Это вселяет надежды, что второй президентский срок

    Курманбека Бакиева окажется более впечатляющим и продуктивным.

    Человеческий капитал

    Впервые выступая на заседании Жогорку Кенеша в ранге вторично избранного президента государства, Курманбек Бакиев конкретно обрисовал собственное видение обновления системы государственного управления.

    Многие депутаты встретили эти намерения с пониманием и поддержкой. Однако некоторые из них высказали определенную тревогу по поводу того, что зачастую между намерениями и их воплощением в жизнь лежит дистанция огромного размера. К тому же мы неоднократно наблюдали, как самые благие планы и пожелания президента торпедируются неразворотливым и неумелым исполнением госчиновников, а то и бойкотируются ими.

    Есть у этой проблемы и другая грань - острый дефицит компетентных, энергичных, опытных кадров во всех отраслях и на всех этажах управления. В республике постоянно ведутся разговоры вокруг реформы гос-управления, дискуссии о путях и способах ее практической реализации. Но раз за разом все упирается в качество "административного материала" и человеческого капитала. Проще говоря, в способности и квалификации тех, кто должен претворять эту реформу в жизнь. Все упирается в потолок административно-управленческих возможностей аппарата и умение рядовых исполнителей эффективно работать.

    Нет сегодня в Кыргызстане более важной задачи, чем наращивание человеческого капитала и выгодного его размещения. Всем очевиден кадровый кризис, и проблема, где брать компетентных, знающих дело и, что не менее важно, добросовестных служащих, как в сферы управления, так и рядовых рабочих, остается весьма острой. И это при том, что республика занимает одно из первых мест в СНГ по числу вузов на 100 тысяч населения.

    К сожалению, объективность такова, что беспрецедентный рост числа университетов и институтов привел к резкому ухудшению качества высшего образования, девальвации вузовского диплома и что гораздо хуже - к заметному снижению профессионального уровня выпускаемых специалистов.

    Заниматься проблемами управления, будь то экономика в целом или отдельные ее отрасли, - это прежде всего и главным образом означает заниматься кадрами менеджеров и в первую очередь хозяйственных руководителей. В конечном счете именно руководитель в решающей степени определяет качество и результаты управления. А любое управление - это не что иное, как управление людьми посредством использования их потенциала.

    Центральная проблема управления - подбор и воспитание руководителей, людей полномочных и способных принимать решения. Однако принимать верные решения - это полдела. Не менее важно найти тех, кто может исполнить эти решения, воплотить их в жизнь. Для этого нужны квалифицированные исполнители. Словом, каковы решения, каково их исполнение, таковы и результаты. Таким образом формула "Кадры решают все" справедлива, пока будет в силе пресловутый "человеческий фактор".

    Вот почему очень важно, чтобы в суверенном Кыргызстане стал наконец создаваться и крепнуть иной тип госслужащих и управленцев, которые не из корысти, не за страх, а по велению сердца с честью будут служить новой стране. Сегодня крайне необходимо строительство эффективной, работоспособной и полноценной исполнительной власти.

    Узда

    для законодателей

    Давно замечено: нет худа без добра. Вот и позитив нынешнего экономического кризиса проявился уже хотя бы в том, что даже очень богатым странам пришлось умерить пыл расточительства, задуматься, где и на чем можно сэкономить. Многим пришлось сократить расходы на содержание госаппарата и органов власти.

    Говорю это к тому, что, наблюдая продолжительное время за действиями наших народных избранников, все больше прихожу к выводу о необходимости узды для законодателей. А роль ее можно возложить на закон о парламенте. Необходим закон, который бы регламентировал количество комитетов и комиссий, их полномочия, роль и компетенцию фракций, определял, сколько депутатам нужно помощников и советников, оплачиваемых за счет бюджета, проще говоря, за счет налогоплательщиков. А главное, сдерживал бы и ограничивал аппетиты нардепов.

    Разве мы не знаем, как  не совсем добросовестные и чисто-

    плотные депутаты договаривались между собой, пристраивая друг к другу в помощники своих великовозрастных недорослей или близких родственников.

    Нелишне вспомнить здесь и выступление Курманбека Бакиева на заседании парламента 3 февраля 2006 года. Если кто забыл, напомню. Страна, говорил тогда глава государства, немало тратит на содержание парламента. Причем вы сами себе платите все больше и больше. Еще пять лет назад содержание депутатов обходилось стране в 115 млн сомов. И это были 105 депутатов. Сегодня - 75, но расходы приблизились к 190 миллионам сомов, то есть возросли в 1,6 раза, а в расчете на одного депутата - в два с половиной раза. А вопрос о бюджете самого Жогорку Кенеша на нынешний год вы вообще провели, несмотря на требования гражданского общества, за закрытыми дверями, как будто это Совет безопасности. И было что скрывать от народа. Депутаты потребовали на свое содержание уже более 300 млн сомов. То есть хотят увеличить свои расходы еще более чем на треть.

    Убежден, сдерживать подобные требования и желания платить себе любимым все больше и больше должен не президент, а закон. Причем инициатива принятия такого закона должна исходить от главы государства, поскольку сами депутаты вряд ли в состоянии быть объективными и строгими при разработке его проекта. Что же касается правительства, то оно в определенной мере зависимо от парламента, а потому, хочет того или нет, поневоле будет держать это в уме, поручи ему работу над созданием этого проекта.

    По примеру ряда стран СНГ, думаю, следует ограничить наших народных избранников на международные телефонные разговоры, а также поездки, особенно в страны дальнего зарубежья. Необходимы строгие лимиты. Все, что сверх того - за счет самих депутатов. Пока же за их пустопорожние и малоэффективные переговоры, неумение четко и грамотно излагать свои мысли расплачиваемся мы, рядовые налогоплательщики.

    Требуется ввести правило, чтобы поездки депутатов в регионы происходили только в дни, отведенные Жогорку Кенешем для работы в избирательных округах. Если же кто-то выезжает на места в дни, когда идут пленарные заседания, то для этого должны быть веские причины, а разрешение на поездку должно быть подписано торага Жогорку Кенеша.

    Необходимо контролировать, как депутат использует дни, отведенные для работы с избирателями в своих округах, - как дополнительные каникулы или действительно встречается со своим электоратом и помогает решать насущные проблемы.

    Думаю, законом о парламенте можно было бы установить и спрос за отсутствие депутата на пленарном заседании без уважительной на то причины. Пока же нередко на заседаниях подчас работают не парламентарии, а их карточки, которыми манипулируют "доверенные лица" отсутствующих.

    Предлагаю все это вовсе не из зловредности и желания как-то осложнить депутатам Жогорку Кенеша жизнь. Просто время, которого мы и без того очень много потеряли, требует более решительных и эффективных действий от представителей всех ветвей власти и более энергичного развития государства и общества.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/29502/


Распечатать: Время поисков и решений РаспечататьОставить комментарий: Время поисков и решений Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Время поисков и решений Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007