Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
24 июля 2009 | ЛЮБИМЫЙ ГОРОД |
Договор дороже денегВечером, возвращаясь с работы, застала в дверях квартиры торчащую из щели квитанцию. Счет за горячую воду на сей раз сопровождала записка, написанная от руки. Неизвестный чиновник из столичной теплосети настоятельно требовал, чтобы потребитель услуг предприятия по теплоснабжению не мешкая явился в офис монополиста, чтобы подписать договор. Такие уведомления получили и еще получат тысячи горожан. Многие из них уже поставили свои подписи там, где им указали юристы ОАО "Бишкектеплосеть", даже не пытаясь вникнуть в содержание пятистраничного документа. Знали бы они, что за типовой договор держат в руках, отнеслись бы к нему с большим пристрастием. В последний раз подобный контракт на оказание услуг населению тепловой энергией люди держали в руках в 2000 году. Тогда его разработкой и внедрением занималось Госагентство по энергетике при правительстве КР. Но с тех пор сколько горячей воды утекло, сколько миллиардов гигакалорий в воздухе испарилось, сколько правительств сменилось. Уже самой структуры агентства нет и в помине, как, впрочем, и прежних тарифов на отопление, по меркам нынешнего времени просто копеечных. Все эти годы мы, потребители, как оказалось, сотрудничали с "Бишкектеплосетью" без контракта, по молчаливому согласию сторон, как на базаре: один назвал цену, другому ничего не оставалось, как согласиться. Альтернативы-то все равно нет! Благо "Бишкектеплосеть", в отличие от других крупных энергетических монополистов, свои обязательства перед потребителями старалась выполнять и марку держать, какие бы сложные времена ни наступали. Тем не менее, надо заметить, и к этому монополисту поступали жалобы на то, что в некоторых районах столицы в разгар зимних морозов в квартирах термометр показывал чуть выше десяти градусов. И как же те бедолаги, что спасались от холода и сырости у электрообогревателей и газовых плит при температуре наружного воздуха минус 23 градуса по Цельсию, отстаивали свои права на законные 0,0053 Гкал/час, обещанные теплоэнергетиками? Стандартно. Сначала со слезными жалобами обращались к руководству акционерного общества, потом в мэрию, затем по нарастающей: правительство - парламент - президент. Одновременно протестные письма направлялись в организации по защите прав потребителей. Судебных разбирательств не припомню, а если и появлялись, то защищать себя потребителям было ох как непросто. Договора-то нет. Судьи на словах скорее поверят юристам компании, которые с цифрами в руках докажут, что тепло в трубах никто не воровал и оно распределялось всем одинаково, чем вашим стенаниям о том, что вы и ваши дети спите в пальто и шапках, а престарелым родителям на ночь кладете грелку в холодную постель. Ну кто виноват, что трубы изнашиваются, а денег на их замену всегда не хватает? Итак, какие изменения сулит потребителям новый документ? Замечу сразу, если сравнивать нынешний типовой договор с контрактом девятилетней давности, то больших отличий не найдете. По-прежнему монополист обязуется обеспечивать нас "горячей водой с температурой не ниже 57 градусов по Цельсию" (притом качественной), соответствующей ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая". Но в то же время, если раньше "Бишкектеплосеть" должна была информировать потребителя об изменении тарифа не позднее 5 суток после его утверждения, то в новом договоре значится "не позднее 7 суток после введения его в действие". Предупреждать нас об отключении тепла или горячей воды теперь будут за 7 суток вместо 5. Зато, если согласно контракту 2000 года теплоэнергетики брались извещать должника письменно о необходимости оплаты за неделю до даты отключения, то теперь на это отводится три дня, не больше. В срок не уложился - пошли пени. Учитывая, какие у нас тарифы, с монополистом лучше не шутить - себе дороже. Никого сегодня не разжалобить стенаниями, что зарплату урезали, что два месяца ее задерживает работодатель и т. д. Отдельно стоит поговорить о приложениях, которые сопровождают контракт 2000 года и типовой договор-2009. Сравнивая "Условия и параметры теплоносителя при поставке тепловой энергии поставщика потребителю", а именно так без изменения озаглавлены эти два документа, увидим наглядную картину в сухих цифрах, как мы шли к энергетическому кризису, который особенно остро дал о себе знать в прошлом году. Итак, девять лет назад, когда мы все - и страна, и ее граждане жили вроде как похуже, и показатель бедности составлял около 60-70 процентов вместо нынешних 40, "Бишкектеплосеть" отпускала потребителям тепловую энергию для отопления и горячего водоснабжения в количестве 17,458 Гкал в год с максимальной нагрузкой - 0,0063 Гкал/час. Что же нам сулят в нынешнем отопительном сезоне, когда договор официально начнет действовать? Эти показатели уже равны 13,607 Гкал в год и 0,0058 Гкал/час. Как обыватели, мало смыслящие в гигакалориях, но как потребители, привыкшие к благам цивилизации и оттого вынужденные платить за них четверть, а то и половину зарплаты, видим разницу и делаем вывод: монополист явно экономит на нас. Теперь очередь дошла до тарифов. За девять лет те, кто разрабатывал договоры-контракты, не стали выдумывать велосипед, тем более что таблица-болванка уже была. Туда они только вбили новые цифры. В качестве примера взята квартира объемом 182 с лишним кубических метра, где проживает семья из трех человек. Площадь жилища - чуть более 65 квадратных метров, высота потолка - 2,8 м. Сколько же удобств в те годы полагалось этой среднестатистической городской семье и сколько она платила энергетикам? За отопление - 390 сомов/Гкал, сетевую воду - по 4,73 за человека в месяц, тепловую энергию - 157,9, горячую воду - 57,6, стоимость обогрева помещения - 5,09 за кубический метр. А вот как выглядят эти показатели сегодня: отопление - 500 сомов/Гкал, сетевая вода и тепловая энергия - 12,2 и 250 соответственно, горячее водоснабжение - 113,8 с человека. Последний показатель - наибоее сильно бьющий по нашим кошелькам. Для сравнения, если по старому контракту за год выходило чуть более 691 сома, то согласно новому документу - почти 4097 сомов на семью. Типовой договор "Бишкектеплосети" от 11 ноября 2008 года за номером 205, утвержденный приказом Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов и зарегистрированный в Минюсте республики месяцем позже, представляет собой плод многолетней работы экспертов разных ведомств. Это нам, людям несведущим, кажется, что составить подобный документ, где прописаны права и обязанности, не составляет труда. А стоит послушать специалистов, работавших над ним, так им даже труднее, чем депутатам Жогорку Кенеша: столько возникло барьеров, столько было необходимо собрать согласований, столько появилось претензий со стороны общественных организаций. В 2003 году уже готовый контракт из-за мощного противодействия его введению правительство было вынуждено отменить. И вот спустя шесть лет Минпромэнерго разродилось документом, с которым можно и в суд идти в случае конфликтной ситуации. Вот что бросается в глаза и на что наверняка обратят внимание многие. В разделе "Обязанности сторон" (в подпункте 2.1.1) черным по белому написано, что "поставщик обязан обеспечить температуру воздуха в жилом помещении согласно СНиП (строительные нормы и правила) от 1991 года и изменения, утвержденного постановлением Госстроя России от 15 мая 1997 года. Глазам не верю, ужель в суверенном Кыргызстане своего Госстроя не нашлось или другого органа? Звоню в отдел контрактов "Бишкектеплосети" и задаю, как мне казалось, вполне уместный вопрос: "Это случайно не опечатка?". На что мне начальник отдела Алевтина Получаева спокойно разъяснила: - Нет, это не ошибка. В республике не разработаны свои строительные нормы и правила, мы применяем российские стандарты. - Полагаю, что, в свою очередь, в основе существующих СНиПов Госстроя России лежат советские нормы и правила? - высказала я свою догадку Алевтине Викторовне, которая ее подтвердила. Я не против СНиПов, тем более доставшихся нам в наследство от Советского Союза, где к качеству строительства отношение было иное, чем нынче. Но что мешало нашим госорганам, так же как россиянам, взять их за основу, если они такие универсальные, а не удивлять народ ссылками на документ чужой страны? Налоги, таможенные пош- лины, сборы, к примеру, есть в любом государстве, более того, механизмы взимания, методы администрирования и даже ставки у всех приблизительно одинаковые. Однако ж у казахов, к примеру, свой Налоговый кодекс, своя правовая база, а у нас - свои законы. Думаю, вряд ли кому-либо в сопредельном государстве, в отличие от наших чиновников, пришло бы в голову при разработке, по сути, внутреннего, ведомственного документа использовать нормативные акты Российской Федерации, где свои законы, где другая жизнь, где, в конце концов, иные климатические условия. uЛариса ЛИ. P.S. В договоре указаны тарифы этого года. Не исключено, что они будут другими - скорее всего выше. Впрочем, это станет известно, когда определится цена на природный газ, который республика закупает у Узбекистана. Активная стадия переговорного процесса, как правило, приходится на осень и заканчивается, в лучшем случае, под бой курантов на Спасской башне Кремля. Согласно договоренности нынешнего года, узбекская сторона обязалась поставлять Кыргызстану голубое топливо в объеме 750 миллионов кубических метров по цене 240 долларов за тысячу кубов. Справка "МСН" "Договор" или "контракт" в переводе с немецкого означает соглашение об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении между договаривающимися сторонами. Прогнозный рост производства тепловой энергии в республике по сравнению с 2005 годом в будущем году составит 9-13 процентов, в 2020 году - 22-34 процента. Повышение стоимости тепловой энергии, предназначенной для отопления и горячего водоснабжения, привело к тому, что около 80 процентов потребителей - в основном население и бюджетные организации - пополняют ряды неплатежеспособных. Лариса ЛИ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/28693/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007