Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
26 мая 2009 | КОРРУПЦИЯ |
За “черным налом”? По сусалам!В древнеиндийском трактате по искусству управления государством "Артхашастра" (IV век до нашей эры) написано: важнейшей задачей, стоящей перед царем, является борьба с казнокрадством. В трактате перечисляется целых 40 способов хищения казенного имущества, которые уже были известны нашим пращурам. Автор делает печальный и поэтический вывод: "Легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам". Программирование реальности Но классика классикой, а секретарь Совета безопасности Кыргызстана Адахан Мадумаров считает, что надо воспитывать антикоррупционные стандарты в самом обществе. Для этого власть решила вывести принцип "не подмажешь - не поедешь" из подсознания людей раз и навсегда - путем просвещения. В "Национальной стратегии борьбы с коррупцией в Кыргызской Республике" сказано: "Цель антикоррупционного просвещения - формирование такого стереотипа поведения граждан, когда они предпочтут более длительный, но законный путь простому решению проблемы путем дачи взятки официальным лицам. Коррупция должна быть признана в обществе как один из видов опасного антиобщественного поведения". Почему же сейчас все наоборот? - У нас давние традиции жизни в условиях дефицита, - говорит директор бишкекского Независимого института социологических исследований Раиса Полякова. - Когда люди так живут, это означает, что деньги у них есть, но без знакомства на них ничего не купишь. Система блата сформировалась в условиях нерыночной социалистической экономики и стала неким правилом жизни. По идее, при рыночной экономике уровень блата должен падать. Это все решаемо при наличии конкуренции, в том числе политической. Однако у нас есть культурные традиции, которые не так быстро исчезают, ведь мы перешли к рынку всего 18 с лишним лет назад. Социолог считает: многие жизненные стратегии наших граждан до сих пор строятся на "блатных реалиях". С юных лет люди учатся давать взятки и использовать знакомства для решения своих проблем. Как правило, последние связаны с отсутствием правовой защиты граждан. И тогда прорехи в несовершенном законодательстве Кыргызстана латает чья-то властная и далеко не бескорыстная воля. Именно таким способом наши граждане привыкли получать справки-разрешения, регистрировать бизнес, платить налоги, а также уклоняться от службы в армии и ответственности за различные правонарушения. - Система личных связей и принудительных либо добровольно-принудительных платежей окружает человека с рождения, - рассказывает Р. Полякова. - Его родители, планируя продолжить род, ищут лучших врачей и платят им хорошие деньги, чтобы роды прошли отлично. Потом "отстегивают" на хороший детсад, затем снабжают школу. А когда человек вырастает, приходит разорительное время поступления в университет и устройства на хорошую работу. По дороге на работу или домой его машину тормозят сотрудники ГАИ, а в офис являются налоговики. В конце концов, благие мечты о жизни в справедливом обществе имеют тенденцию замещаться прагматикой. К сожалению, человек осознает: с коррупцией, пронизавшей все сферы общества, можно жить, как с неоперабельной раковой опухолью, смирившись. "В Кыргызской Республике, - признает нацстратегия, - не раз предпринимались попытки систематизировать борьбу с коррупцией, но они носили формальный и декларативный характер". Поэтому, думается, люди и успокоились - ничего, по их мнению, уже не исправишь. Называйте кошку кошкой Кстати, о прагматизме. Для молодых образованных и обеспеченных людей покупать себе различные права и преимущества зачастую даже удобно. Сохраняется некий стиль жизни, да и главный закон капитализма, гласящий, что время - деньги, еще никто не отменял. Именно на эту категорию прагматичных людей прежде всего взяточники и рассчитывают. Однако как раз эти граждане, как самая активная часть общества, способны эффективнее всего сопротивляться тому, что у нас называют коррупцией. Но пока никто из них не проявляет особого рвения покончить с ней. В принципе, их логику понять легко: "Зачем выстраивать какие-то сложные конструкции, если можно просто договориться?". Новая стратегия как раз и направлена на то, чтобы переломить эту логику в сознании людей дела прежде всего. А потом дойдет черед и до сознания остальных... Антикоррупционная стратегия власти в воспитании соответствующего мышления граждан одну из главных ролей отводит журналистам. Что мы можем? Написать по сотне статей каждый о том, что брать взятки и "пилить" бюджетные деньги нехорошо? Это можно, но есть риск: со временем к нам придет то, что профессионалы называют "усталостью темы". А значит, нужно что-то принципиально другое. - Журналисту не обязательно писать о коррупции постоянно, - считает независимый политолог Марс Сариев. - В Сингапуре самый низкий уровень этого зла, потому что их СМИ совсем не употребляют слов "коррупция" и "коррупционер". "Коррупция" - слово иностранное, и не все понимают, что это плохо. Начинать надо с малого: в русском языке есть слова "взяточник" и "казнокрад". В кыргызском им соответствуют "паракор" и "казына жегич". По-моему, надо просто ввести эти слова в печатный лексикон. Я не собираюсь идеализировать ситуацию, но, на мой взгляд, существенное подспорье против коррупции - называть вещи своими именами. "Казнокрад" и "взяточник" уже несут в себе отталкивающую смысловую нагрузку и более понятны нашим соотечественникам. В прежние времена, когда не существовало ни Комиссии ООН по правам человека, ни самой ООН, отношение к взяточникам и расхитителям было куда строже. В Египте их бросали в кипящую смолу, в Индии - в бурную реку. В Древнем Риме коррупционеров ссылали на галеры, что на деле означало лишь отсроченную смертную казнь. Но не помогало ничего. А в Древней Греции государственные должности были почетными и исполнялись на общественных началах. Более того, избранным лицам порою приходилось тратить на государственные нужды свои собственные средства. Однако древнегреческим полисам были выгодны недостачи у материально ответственных лиц: украл человек драхму, а государству должен отдать 10. Поэтому на должности с материальной ответственностью назначались только богатые люди. Гомо бюрократус Вместе с условиями исполнения в стратегии впервые для документов подобного рода вполне внятно указаны риски: - отстранение или неучастие гражданского общества в реализации и мониторинге стратегии; - противодействие Национальному агентству по предупреждению коррупции в контроле за реализацией стратегии со стороны правоохранительных и других госорганов; - включение в стратегию слишком амбициозных мероприятий, которые не могут быть выполнены; - преобладание среди мероприятий законодательных и правоохранительных мер в ущерб превентивным действиям; - создание зон недоступности для действия антикоррупционных мер; - отсутствие механизмов защиты лиц, обеспечивающих реализацию антикоррупционных мер. Однако антикоррупционная стратегия несет в себе еще один риск, последствия которого могут сказаться: псевдопринципиальность чиновников. Предположим, что они действительно будут бояться брать взятки, а также "шапки" и "откаты". Но зато им по силам так заволокитить решение вопросов, которые можно решить за минуту, говоря всем просителям: "Надо ждать". Хотя реальное прочтение этих слов иное: "Надо ж дать". Кроме того, чиновники, из чувства "вредности" например, могут сообщить просителю, что его проблему никак нельзя решить. И кто знает, каким будет ущерб от всех этих действий. Не исключено, что он значительно превысит потери от взяточничества. Поэтому борцам с "беловоротничковой" преступностью еще предстоит серьезная работа по устранению и этих "узких мест". А уж как - дубиной или монетой, решать им. Стало очевидным давно: обычная борьба с мздоимством путем выявления отдельных взяточников не дает гарантии снижения общей их численности. Практика показывает: число раскрытых преступлений на почве взяток растет, но спада мздоимства вовсе не ощущается, скорее наоборот. Так в чем же проблема? Думается, в том, что до сих пор борьба велась не с причиной, способствующей появлению взяточников и казнокрадов, а с ее следствием. Борьба ведется с чиновниками - носителями этого зла, но сама причина остается нетронутой. Причина же, способствующая тому, что коррупция процветает, состоит в том, что принципы работы чиновников и их права остаются во все времена неизменными - от зарождения государства до наших дней. Даже несмотря на бесчисленные реорганизации, всевозможные перестановки, слияния и разъединения. Они делят бюджетные деньги, разрешают, согласовывают, подписывают, выделяют. А могут и запретить, не согласовать, не подписать и не выделить. Все это и есть основа для возникновения того, что именуют коррупцией. Весь человеческий "негатив" здесь - дело вторичное. Без обладания властью эти люди никто и звать их никак. Вот почему стремление к наиболее высоким должностям - главная цель в жизни для нечистых на руку людей. Бывало и так В 1978-1980 годах ФБР США провело тайную операцию Abscam (от английского Abdul Enterprises Scam, то есть "Жульничество Абдул Энтерпрайзис"). Ее еще называют "Шейх и пчелы". Под видом представителей выдуманного арабского шейха Камбира Абдул Рахмана и его компании Abdul Enterprises агенты ФБР обращались к некоторым членам Палаты представителей и Сената США с просьбой внести на рассмотрение Конгресса законопроекты, облегчающие получение ими гражданства США, а также разрешающие шейху Камбиру владеть казино в Атлантик-Сити. Все переговоры конгрессменов с агентами ФБР записывались на видео, как и моменты передачи денег. Разразился скандал. Обвинения были предъявлены одному сенатору, шести конгрессменам и нескольким десяткам выборных чиновников рангом ниже. Все они ушли в отставку с пожизненным запретом на занятие государственных должностей. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/27876/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007