Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
30 апреля 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Карнавал бродяги в старом отелеМосковский поэт Карен Кавалерян свое имя уже обессмертил хотя бы потому, что с 2002 по 2008 год песни на его стихи звучали на "Евровидении" шесть раз в исполнении певцов пяти стран. В 2002-м его песня Northen girl в исполнении группы "Премьер-министр" заняла на "Евро" 10-е место, а четыре года спустя с хитом Never let you go Димы Билана Россия взяла второе. Дмитрий Колдун, Айко, Ани Лорак, Диана Гурцкая - все они выходили на помост "Евровидения" с песнями на стихи Карена Кавалеряна. Он также написал тексты всех пяти песен к фильму "Возвращение мушкетеров. Сокровища кардинала Мазарини". Наверняка кто-то еще помнит ансамбль Владимира Назарова и эту песню в его исполнении: Ах, карнавал! Удивительный мир! Здесь перемешан Париж и Каир, Брейк, и ламбада, и танго, и вальс, Жаль мы не встретились раньше, как жаль. Ты и факир, и певец, и актер, Шут, звездочет, музыкант и танцор. Если ты с нами всю ночь танцевал, Снова приедешь на наш карнавал... Когда я слышу имя Карена Кавалеряна, думаю о том, что Карен Артаваздович прежде всего рок-поэт, а только потом автор текстов для Владимира Преснякова-младшего, Валерия Леонтьева, Аллы Пугачевой и еще двух десятков исполнителей, прозываемых в народе "попсовыми"... В 1987 году, когда рок в СССР вышел из подполья, на радиостанции "Юность" прозвучала песня "Старый отель" группы "Браво": Полупустой вагон метро, длинный тоннель. Меня везет ночной экспресс в старый отель. И пусть меня никто не ждет у дверей, Вези меня, ночной экспресс, Вези меня скорей. Город плывет в море цветных огней, Город живет счастьем своих людей. Старый отель, двери свои открой, Старый отель, в полночь меня укрой. Сам Карен Кавалерян первой песней, написанной им для рок-группы, называет именно "Старый отель". К широкому слушателю она, однако, пришла только через два года после первого исполнения. В самом тексте "Отеля" нет ничего крамольного. Он о человеке, ищущем душевный покой. И Жанна Агузарова замечательно сумела передать это настроение. Но "Браво" была запрещенной группой, и это многое объясняет в истории "Старого отеля". Еще вспоминается один из первых выпусков программы "Взгляд", где в сценическом полумраке "зажигал" худой блондин в костюме, который был ему явно мал - лидер "Оркестра пролетарского джаза "Бригада С" (именно так эта группа называлась полностью) Игорь Сукачев: Эта ночь, как чья-то ночь, Этот день, как чей-то день, Я устал, я на пороге В вечном поиске знакомых тем. Это утро - чей-то блеф, Этот день - мое безумье, Эта леди - дама треф Из роковой породы оживленных мумий. Что тут, казалось бы, такого: джаз и джаз. Но по тексту он отличался от того, который играли советские мэтры вроде Давида Голощекина или Олега Лундстрема. Тексты их вокалистов были слишком рафинированными. А Кавалерян не чурался никаких тем. Бродяга - какая странная масть! Бродяга - какое дерзкое призванье! Этот город - город сна, Прибежище глупцов и улиц без названий. Бродяга - это от слова "брод"! Бродяга, но я не вижу брода. Я попадаю в оборот, Спаси меня, спаси меня, моя природа! С тех пор, когда в среде "продвинутых" заходит разговор о "Бригаде С", первым делом вспоминается именно "Бродяга", написанный Кареном Кавалеряном. Исповедь человека, которого каждый встречный считает своим врагом только потому, что он "имеет наглость" быть не похожим на них. Вообще в жизни и творчестве Карена Кавалеряна много фатального. К примеру, вряд ли кто-то в московской рок-тусовке того времени знал, что лучшую песню в стиле рок 1989 года "Ночное рандеву" для "Рок-ателье Криса Кельми" написал его бывший фанат Карен Кавалерян. Вот что о встрече с Крисом Кельми вспоминает сам Карен: "Я появился перед ним во всем блеске великолепной юношеской наглости и не моргнув глазом предложил стопку своих текстов". Кельми отобрал два - "Вниз по реке" и "Ночное рандеву". А когда песни на них были уже готовы, сказал о второй из них: "Хитом она, конечно, не станет, но номер, кажется, крепкий". Время показало: Крис Кельми был не просто не прав, а дико не прав. В том же 1989 году я любил гулять по вечерам возле железнодорожного вокзала. Свидетельствую: песня "Ночное рандеву" звучала только в ресторане гостиницы "Ала-Тоо" по 8-10 раз за вечер: Ночная магистраль, черная петля. Вложив остатки сил в поворот руля, Врываюсь в мир огней и случайных встреч, Оставив за спиной все, что не сберечь. Ночное рандеву на бульваре роз Ночное рандеву в фейерверке грез... Кроме "Рок-ателье" Кавалерян писал песни для "Парка Горького", "Рондо". Для "Черного кофе" поэт написал "Переступи порог" и "Незнакомец": Человек у огня, расскажи мне о счастье. Я - один из тех, кто всю жизнь был один. Тишина и ночь, я словно стал частью Бедных солнцем осенних картин... Карен отметился и в альбоме "Машины времени" 1996 года "Картонные крылья любви". Текст песни "Это любовь, детка" многими по незнанию приписывается Андрею Макаревичу: Это любовь, но не ко мне, поверь, Это любовь, не вышибай грудью дверь, Это любовь, детка, Ты просто себя готовь, Вернется вновь эта любовь... ...В 1990 году басист-"машинист" Александр Кутиков выпустил сольную программу "Танцы на крыше". Перу Карена принадлежали в этом проекте 11 песен из 13. Итог появления "Танцев" - в хит-параде "Музыкального олимпа ТАСС" (был такой в те времена) альбом занял пятое место. А вышедшая одновременно "Медленная хорошая музыка" той же "Машины времени" - седьмое. Кстати, тогда хит-парады за деньги еще не покупались, так что этому рейтингу вполне можно верить. Разговор о Карене Кавалеряне хочется завершить песней из "Танцев на крыше", которая называется "Эпитафия". Эпитафия Причастившись от чужой свободы, Стая лживых мудрецов, святейший сан богов. И, предав забвенью ложь преданий, Сочиняла новый миф, Где ищем, цели скрыв, Обыденный порыв. Но по законам живущих Правда ушедших мертва, Спокойствие стаи важней погребенного льва. И все знали то, что лев когда-то Был древнейшим из царей, И был он всех мудрей, и стал царем зверей, Но во имя всех лесных законов Будет рвать его лихая рать И вся лесная знать. В прошлое свежую правду переиначит молва. Спокойствие стаи важней погребенного льва. К древней участи уже готовы Жертвы будущих забав. Всесильный будет прав - таков звериный нрав, Но в любом лесу царей сильнее Блажь дворцовых передряг И на дверной косяк повесит новый флаг. Вновь запоздалая дерзость Станет в итоге права. Спокойствие стаи важней погребенного льва. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/27565/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007