Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
13 марта 2009 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Возвращайся, очкарик!В своем обращении к нации президент Бакиев заявил: "Мы все - политики, представители творческой и научной интеллигенции - должны определенно ответить на вопрос, кто мы как нация. От этого зависит реалистичность нашей гуманитарной политики". Важнейшее из искусств Глава государства также пояснил: "Без этого мы не сможем объединиться для построения общего будущего, объявить и удерживать наши геополитические интересы". Если о гуманитарной политике заявлено на таком высоком уровне, это означает, что дела в этой сфере у нас совсем плохи. Как известно, один из "китов", на которых стоит гуманитарная политика любого государства, - культура. И не только театры, библиотеки и музеи, но и кино. Особенно детское. О нем и побеседуем. Точнее, не о нем, а о его отсутствии. Можно, конечно, вспомнить недавно снятый фильм "У нас все хорошо", взявший множество призов на всевозможных кинофестивалях. Для детей он снят или о них, пусть кинокритики дадут точный ответ. Но один фильм за 17 лет - не маловато ли для Кыргызстана? Попробовать сейчас перечислить, сколько детских фильмов было снято в СССР, - полная безнадега. Все не вспомнить. Назову лишь некоторые снятые на "Кыргызфильме": "Первый учитель", "Белый пароход", "Солдатенок", "Лунная ведьма", "Очкарик", "Кнопка", "Дорога в Париж". - По мнению тех же западных специалистов, детское кино СССР было лучшим в мире, - говорит психолог, директор Общественного фонда массовых коммуникаций Венера Джунусова. - Ничего удивительного в этом нет. Такое кино - вещь принципиально убыточная. В мире им занимаются по заказу - в основном пропагандистскому. Еще Ленин называл кино важнейшим из искусств. И он был полностью прав: по силе воздействия на сознание, особенно детское, с кино ничто не сравнится... Кино - довольно гибкий вид искусства, полагает психолог. Оно очень быстро реагирует на запросы общества, причем вне зависимости от духовного уровня этих запросов. Во-вторых, кино оказывает огромное воздействие на эмоциональную сферу человеческого сознания. Тем самым оно формирует четкие образы, которые со временем заменяют в сознании старые установки. - Пропагандистское влияние на человека происходит скрытно, вне его сознательного контроля, - считает В. Джунусова. - Кино создает в зрительском воображении иллюзорную картину мира и зачастую в мифологизированном виде. В соответствии с авторским замыслом кино может произвольно создавать у зрителя ощущение справедливости и моральной правоты того или иного персонажа. И для этого детское сознание подходит лучше всего. Мало кто, наверное, помнит, но в советские времена подобное продемонстрировала короткометражка "Мстители из 2-го В" по рассказу Виктора Драгунского. Класс пошел в кинотеатр смотреть "Неуловимых мстителей", прихватив с собой детское оружие. А когда в фильме "неуловимые" защищали от банды Лютого поезд, детишки в зале начали палить по экранным бандитам. Как пелось в финальной песенке: "В результате пострадал наш советский кинозал". Хочется сказать спасибо видеопиратам. Именно благодаря им в цифровом формате сохранятся прекрасные детские фильмы "Москва - Кассиопея", "Отроки во Вселенной", "Дорогие мои мальчишки" и "Будьте готовы, Ваше Высочество!". Помнится, на закате перестройки советские фильмы для детей презрительно называли пропагандой и уверяли, что Голливуд-де этим не занимается - такие фильмы, мол, не обеспечивают "кассу". Иметь или не иметь Здесь изначально крылся явный обман. Во-первых, в Голливуде тоже существует такая система, как госзаказ. Еще в 30-е годы там был принят так называемый "Кодекс Хейса". В соответствии с ним кинематографисты обязаны воспитывать в зрителях патриотические чувства, а также пропагандировать высокие моральные принципы. То бишь уважение к религии, закону, традициям и истории США. Поэтому, если Стивену Спилбергу предложат снять такой фильм, он отложит все другие проекты и будет снимать детское кино. - Большую часть фильмов для детей в советское время выпускала студия "Кыргызтелефильм", которую 40 лет назад специально для этого и создали, - вспоминает киновед Гульбара Толомушова. - Ныне финансовые вливания из бюджета ничтожны, поэтому на государственных студиях запускается меньшее количество фильмов, нежели раньше. С другой стороны, одна часть наших независимых режиссеров зациклена на авторском кино и, в принципе, успешно работает на этой территории, а другая уже несколько лет намеревается запустить сразу несколько масштабных эпических исторических проектов. Стало быть, надеяться на то, что кто-то посмеет сунуться с детской темой, не имеет смысла. "Чтобы детское кино возродилось, сначала кто-то должен этого очень сильно захотеть и заинтересовать многих, тогда ситуацию можно будет сдвинуть с мертвой точки", - уверена Г. Толомушова. В общем, как ни крути, а без госзаказа не обойтись. Правда, свои "подводные камни" есть и здесь. Чем ценны были советские детские фильмы? Тем, что у их сценариев была прекрасная литературная основа. Те же "Дорогие мои мальчишки" были сняты по одноименной повести Льва Кассиля. А значит, нужна еще и качественная детская литература. Хотя есть убеждение, что таковая в Кыргызстане есть, но она запрятана у авторов в столах. Хотя... Как-то один псевдоинтеллигент заявил: "Сейчас детские литература и кинематограф неактуальны - на них нет рыночного спроса". - Дело здесь не в отсутствии этого самого спроса, а в том, что его и не должно быть, когда заходит речь о государственной идеологии, - считает В. Джунусова. - Жизнь не может не быть актуальной, нельзя уподобляться маленькому ребенку, который входит в комнату и, грозно предупредив: "Сейчас темно сделаю!", закрывает ладонями глаза. То, что происходит с детскими душами и будет с ними происходить, актуально всегда... Недавно по одному из телеканалов показали школьницу, которая с гордостью в голосе говорила: "Я почти не читаю книг". Сколько в стране таких девчонок и мальчишек? Сотни? Тысячи? Думается, главному герою фильма "Очкарик" не о чем было бы поговорить с девочкой, которая пишет: "Аффтар, выпей йаду и убейся ап стену". По причине иного воспитания. Но я все же не думаю, что добрый очкарик покинул нас навсегда. Он обязательно вернется в страну, из которой когда-то ушел. Хотя может быть и такое - очкарик никуда и не уходил. Когда на наши экраны нахлынула всякая муть, он отошел в сторонку и дожидается своего часа. Настало время вернуться. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26954/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007