Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
13 марта 2009 | ЭКОНОМИКА |
ЦАрский дом на пятерых: как жить будем?- И просто пересаживаетесь, да? - догадалась Алиса.- Совершенно верно, - сказал Болванщик. - Выпьем чашку и пересядем к следующей. - А когда дойдете до конца, тогда что? - рискнула спросить Алиса. - А что, если мы переменим тему? - спросил Мартовский Заяц и широко зевнул. Льюис Кэрролл,"Алиса в Стране чудес". Серпом по газуМы постоянно с тревогой ждем наступления зимы. Потому что не знаем, по какой цене Узбекистан будет продавать нам газ, а Казахстан - уголь. Наши соседи в низовьях рек с не меньшей озабоченностью ожидают весны. Им нужна поливная вода. Но тут уже вопрос, будет ли ее много. Соседям проще - вода от нас к ним поступает бесплатно, тогда как мы платим за свой обогрев звонкой монетой. Но как только зашел разговор о том, что Россия поможет Кыргызстану и Таджикистану строить гидроэлектростанции и разрабатывать собственные газовые месторождения, как со стороны правительства Узбекистана начались недовольные реплики. Причина понятна: подобная помощь в глазах официального Ташкента - как серпом по... газу, который они нам продают. Правда, потом Узбекистан заявил, что согласен помочь деньгами в возведении ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане. Но с оговоркой: после того, как эксперты изучат целесообразность строительства. Есть подозрение, что эти эксперты будут из Межгосударственной координационной водной комиссии. Давние претензии к МКВК имеются не только у нас, но и у Таджикистана. В частности, комиссию подозревают в активном лоббировании интересов официального Ташкента в ущерб интересам всего региона... Хуже всего, что выхода из этой ситуации до сих пор не видно. На словах все утверждают, что надо договариваться, а на деле договориться не получается. Водноэнергетический вопрос показывает это наиболее наглядно. Когда Узбекистан и Казахстан говорят о своих интересах, они почему-то забывают многие вещи. Например, что водохранилища в Кыргызстане были построены в советские времена для полива их урожаев. А взамен наша республика должна была получать от них бесплатно газ и уголь. После того как социалистическое государство "накрылось" рыночной экономикой, газ и уголь стали стоить денег. О воде же сказали, что она - дар Божий и Кыргызстану просить за нее плату - смертный грех. Видимо, уголь с газом соседи делают сами. И еще считают убытки: "Сколько мы теряем на продаже Кыргызстану топлива ниже рыночных цен! Караул!". Наших же убытков соседи не считали - это сделали местные эксперты. По оценкам экс-первого секретаря ЦК Компартии Киргизии Турдакуна Усубалиева, одно лишь Токтогульское водохранилище затопило более 32 тысяч гектаров плодородных земель. Под водой остались 24 села и районный центр, где до этого проживали около 30 тысяч человек. Кроме того, современные экономисты подсчитали: за 35 лет Токтогульский район только в результате затопленных плодородных земель потерял более 4 миллиардов сомов. А ведь есть еще Кировское, Орто-Токойское и Папанское водохранилища, под которые тоже отдавались плодоносящие земли. Заметим, что Кыргызстан их обслуживает сам, хотя есть договоренности с соседями о совместной эксплуатации. В международном праве такому порядку вещей определения нет.
Бедствия с последствиями Зато информационная война против нас, похоже, начинает разгораться снова. На казахстанском интернет-сайте "КУБ-инфо" вышла статья журналиста Асана Тарбаева "Темная вода, или Политическая слепота казахских политиков". Он пишет: "Киргизию и Таджикистан волнует только собственная энергетическая безопасность, и они намерены построить целый каскад гидроэлектростанций по течению рек Нарын и Зарафшан, тогда как Узбекистан и Казахстан, находящиеся в низовьях бассейна этих рек, обеспокоены обеспечением своих полей поливной водой в вегетационный период". По его мнению, от реализации проекта Камбаратинских ГЭС могут пострадать миллионы жителей южного региона Казахстана. "После завершения строительства этих ГЭС, - считает он, - Киргизия будет подавать еще меньше воды своим соседям в вегетационный период, так как ей она будет необходима зимой, когда энергопотребление резко возрастет". А что, собственно, должно нас волновать, кроме собственной энергетической безопасности? Сколько можно приветливо протягивать руку, а в ответ пожимать кулак? Стоит ли в этих условиях идти на уступки относительно своих энергопроектов? Когда одна страна решает проблемы всего региона, это проигрышный вариант. Эксперты неоднократно отмечали: без собственной энергетики никакое развитие невозможно... А вообще первопричина всех вышеназванных тревог одна - неумение или нежелание региональных лидеров договариваться между собой. Политолог из Таджикистана Радик Набиулин говорит о них: - Им обязательно необходимо демонстративно показывать свою обиду, недоверие, а еще страшнее - нетерпимость и злость на соседей из-за нерешенных своих же внутренних проблем, будь то вода, электричество, газ или еще что-нибудь... Эти "межгосударственные отношения" большинство экспертов сравнивают с мексиканским сериалом, где клевета, зависть и интриги с "подставами" - обычное дело. "Борьба за лидерство не дает странам возможности договариваться", - полагает старший научный сотрудник Института экономики Российской академии наук Елена Кузьмина.
Ругань на палубе "Титаника" О пограничных территориальных проблемах между государствами региона тоже не писал только ленивый. Но журналисту что - написал и забыл. А люди, живущие в приграничье, ощущают их каждый день на собственной шкуре. Больше всего споров по территориям существует между Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном. Кроме общих границ все три страны объединяет принадлежность к Ферганской долине. Она же "Чаша Пророка" и "пороховая бочка Центральной Азии", а если обойтись без подобных определений - самая бедная и оттого проблемная точка региона. И эта ситуация порождает новые тревоги - за безопасность всего региона. До сих пор из пяти республик Центральной Азии полностью разобрался с границами только Туркменистан: с Узбекистаном еще в сентябре 2000 года, а в июле следующего года - с Казахстаном. Последний "разрулил" основные пограничные проблемы с Узбекистаном и Кыргызстаном. В то же время проблемы делимитации границ между Узбекистаном, Таджикистаном и нами до сих пор не решены. Только на кыргызско-узбекской границе насчитывается 58 спорных участков, а из 1375 километров границы делимитировано лишь 993. Эксперты не исключают, что эта "напряженка" может стать причиной серьезных этнотерриториальных "разборок". Таким образом, вода и граница - два камня преткновения во взаимоотношениях с соседями. Как бы мы ни взывали к международному сообществу, оно нам не поможет - это факт очевидный. Постороннее вмешательство вносит в наши отношения еще большую неразбериху. До тех пор пока она не прекратится, взаимоотношения между государствами региона так и будут напоминать ругань на палубе "Титаника". Вместо того чтобы выяснять, по чьей вине регион наскочил на "мель", лучше заняться ликвидацией последствий "пробоины" - экономического эгоизма по отношению друг к другу. Политологи давно вынесли свой вердикт: в Центральной Азии пора переходить от дипломатии эмоций к дипломатии разума. "В наиболее пессимистичном варианте нестыковка национальных интересов будет по нарастающей вести к систематическому обострению отношений между бывшими советскими республиками Центральной Азии", - говорит российский политолог Алексей Малашенко. Так что не стоит из ближайших соседей лепить внешних врагов. Начавши войну один раз, потом весьма трудно остановиться. Достаточно посмотреть на локальные конфликты в других странах, длящиеся десятилетиями. А спроси жителей этих стран, с чего их война началась, никто ведь и не вспомнит. Осталась только "программа": "Это мой враг, и я должен его убить". Время, когда можно было спускать на тормозах региональные проблемы, прошло. И вновь слово политологу Набиулину: - Нынешние лидеры должны учиться договариваться между собой, забыв все личные обиды, когда дело касается проблем простых людей. В особенности это касается Узбекистана и других приграничных государств ЦА. Без компромиссов и учета интересов других не получится жить нормально, не говоря уже о хорошей и стабильной жизни в регионе. В противном случае многие режимы Центральной Азии ждет крах с далеко идущими последствиями для всего региона.
Между тем Недавно Кыргызстан посетил спецпредставитель Евросоюза по странам Центральной Азии Пьер Морель. Он заявил в Бишкеке: "Финансовые институты ЕС готовы финансировать хорошие проекты в сфере гидроэнергетики в Кыргызстане и Таджикистане". Говоря о Центральной Азии, заметил он, в Европе прежде всего вспоминают о газе и нефти. Но вопрос развития гидроэнергетики также имеет большую важность. Особенно с учетом проблем Кыргызстана и Таджикистана. В то же время вопрос развития гидроэнергетики в ЦА следует рассматривать в комплексе с вопросами водопользования, развития рынков нефти и газа и ценовой политики. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26953/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007