Распечатать: Цветочный запах банкнот РаспечататьОставить комментарий: Цветочный запах банкнот Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Цветочный запах банкнот Посмотреть комментарии

27 января 2009

ОБЩЕСТВО

Цветочный запах банкнот

    Совместный проект общественно-политической газеты "МСН" и ТРК "НТС" "История заблуждений" начал свою работу. Телевизионную версию смотрите на канале НТС каждый четверг в 19.30.

Тюльпановый кризис, поразивший Голландию в XVII веке, когда на луковицы обменивали целые состояния, положил начало тамошней цветочной индустрии. Этот кризис подробно описан во всех учебниках по экономической теории. В течение нескольких месяцев тюльпаны из предмета коллекционирования превратились в объект финансовых спекуляций. Тысячи людей из самых разных слоев общества заболели тюльпаноманией. Спрос на яркие цветы с остроконечными листьями был настолько высок, что пункты их продажи были открыты на самых крупных фондовых биржах. Луковицы продавали на вес, который измерялся в перитах. Состоятельные купцы конвертировали свою собственность в наличные, а деньги вкладывали в цветы. Тюльпановая лихорадка продолжалась пятнадцать лет и закончилась в одночасье в 1637 году, когда цветочный рынок рухнул, как карточный домик. Людям, заболевшим тюльпаноманией, ничего другого не оставалось, как проклинать разоривший их цветок. Предпосылки возникновения и последствия тюльпанового кризиса в Голландии изучают в высших школах мира наравне с проявлениями Великой депрессии в США.

    История же банковского кризиса в Кыргызстане похожа на тюльпановую только тем, что пострадали в ней в основном простые вкладчики.

    В конце девяностых кыргызстанцы вытащили сбережения из-под матрасов и понесли в первые коммерческие банки. Самыми активными вкладчиками, как ни странно, оказались пенсионеры. Пожилые люди доверили финансистам свои "похоронные".

    Елена Васильевна Семенова на днях справила семьдесят шесть лет, десять из которых она потратила на попытки вернуть некогда вложенные в прогоревший банк "Меркюри" кровные сбережения. Банкиры усыпили бдительность женщины заманчивым предложением - обещали выдать ей под вклад 20 % годовых.

    - Я считала всегда, что деньги должны работать, - заявила Елена Семенова, ныне председатель союза вкладчиков банка "Меркюри". - Тем более условия, выдвигаемые банком, благоприятствовали. Тогда были высокие проценты, не то что сейчас - двенадцать процентов годовых.

    Как утверждают специалисты, наша банковская система устояла бы перед нашествием кризиса конца девяностых, кабы не крах государственного предприятия "Кыргызгазмунайзат". Сия организация являлась не только крупным заемщиком у коммерческих банков, а фактически была ключевой.

    - Есть и внутренние причины, которые непосредственно связаны с кризисом управления этой самой крупной нефтяной государственной компанией, - подчеркнул Улан Сарбанов, экс-глава Нацбанка. - А отразилось все на взаимоотношениях, разумеется, в плоскости коммерческих интересов с российскими партнерами. Таковы основные причины того, что в девяностых годах случился этот пресловутый банковский кризис.

    Однако у бывшей вкладчицы "Меркюри" Елены Васильевны своя правда и собственное суждение о событиях десятилетней давности.

    - Дело в том, что Национальный банк причастен к финансовой пирамиде государственной компании "Кыргызгазмунайзат", - сказала Семенова. - Акаев назначил тогда Марата Султанова, который в то время возглавлял Национальный банк, председателем ее совета директоров, а Дунларова, бывшего председателя правления банка "Меркюри", членом совета директоров. Поэтому, когда пирамида рухнула, обанкротилось пять банков, в том числе и наш "Меркюри".

    Выдавая кредиты, банки полагались не на деньги "Кыргызгазмунайзата", а доверились ценным бумагам. Акции выбросило на рынок правительство. Собственно, они и выпускались специально для этого предприятия. В качестве тяжелой артиллерии - бензин и еще пара-тройка солидных активов. Но как только замаячил призрак надвигающегося коллапса, акционеры банков поспешили выручить свои капиталы.

    - Формировали уставный капитал, но при помощи кредитования средства были изъяты. При этом дополнительно как бы вернули еще и три миллиона сомов. Хотя эти деньги принадлежали вкладчикам, а вовсе не крупным заемщикам, - пояснила Галина Ершова, профессор АУЦА.

    По некоторым данным, ущерб восьми тысяч вкладчиков (а именно столько людей доверили свои деньги коммерческим финансовым институтам) плюс так называемых "проблемных" банков "Меркюри", "Инсан", "Бишкек" и "Курулуш" составил в общей сложности три с половиной миллиона долларов. Правда, сегодня часть сбережений мелким акционерам удалось-таки вернуть.

    Причем заполучить свои средства обманутые вкладчики пытались любой ценой. Пикеты и митинги стали привычной формой общения как с властями, так и с банкирами и продолжались все десять лет изнурительных судебных тяжб и разбирательств.

    - Вопрос не в том, что там собрались триста, семьсот или тысяча пожилых людей. Вряд ли они представляли реальную угрозу руководителям центрального банка, - вспоминает мятежи вкладчиков Сарбанов. - Это наши старики. Глядя на них, становилось больно. Ведь люди теряли похоронные деньги. Другое дело, что при банкротстве банков счет идет не на часы, а на минуты, и вернуть средства всем обманутым вкладчикам сразу не было возможности.

    В марте 2003 года по инициативе Нацбанка в Закон "О банках и банковской деятельности" были внесены изменения и дополнения. Согласно одобренному парламентом документу, повышалась юридическая ответственность совета директоров и правления коммерческих банков за нарушение законодательства республики и нормативных актов, регулирующих деятельность НБ. Национальный банк, кстати, также ужесточил внутриведомственный контроль.

    - При изучении документов по реструктуризации коммерческих банков мы пришли к выводу, что процедуру банкротства некоторых финансовых институтов надо было начинать за два, а то и за три месяца до представления документов. А получилось, что нам буквально в течение месяца пришлось закрыть сразу ряд крупных коммерческих финансовых учреждений, - отметил Сарбанов.

    Банковский кризис не прошел бесследно. По оценкам специалистов, доверие к коммерческим банкам удалось восстановить лишь частично.

    - Интерес граждан к банкам возник стихийно, так же молниеносно он и завершился, - заявил Акылбек Жапаров, министр экономического развития и торговли. - Люди поняли, что лучше держать свои сбережения в сомах, а не конвертировать их в ценные бумаги. В крайнем случае можно обменять на доллары. Незачем, мол, рисковать. То есть желание кыргызстанцев вступать в сделку с банком было загублено в зародыше.

    Одним из шагов в пресловутой борьбе за доверие стало страхование депозитов. Правда, сейчас сумма гарантированно защищенных вкладов ничтожно мала - 10 тысяч сомов. По привычному для нас перерасчету на доллары выходит около 250 "зеленых". А такое страхование, как показывает практика, вряд ли всерьез может заинтересовать вкладчика.

    - Государству нужно гарантировать людям размер страхового депозита примерно в сто тысяч сомов, - утверждает глава МЭРТ. - Этого достаточно, чтобы потенциальные вкладчики не паниковали. У нас есть золотовалютные резервы Национального банка, где-то один миллиард двести миллионов долларов, плюс сумма выпущенных в оборот денег - сорок шесть миллионов сомов. То есть сама денежная база имеет ликвидность, говоря языком экономистов.

    - Гарантировать - это одно, другое - отрегулировать сам бюджет, - говорит экс-председатель НБ, - чтобы люди знали: доходная часть казны стабильна и формируется не только за счет заемных средств, каких-то разовых вливаний. Тогда это будет серьезная мера, но без балансировки бюджета и твердой финансовой дисциплины ничего не выйдет. Последствия в случае краха коммерческого финансового института с застрахованными депозитами на баснословную сумму могут оказаться еще более тяжкими.

    Сейчас делами погоревших на нефти "Кыргызгазмунайзата" банков продолжает заниматься Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов DEBRA. Хотя после того, как задолженность перед мелкими акционерами удалось частично погасить, активность руководителей агентства значительно сократилась и приобрела иную окраску.

    - Когда я пришла в это агентство, то начальник DEBRA принялся звонить санитарам психиатрической лечебницы, дабы меня забрали и проверили мое психическое здоровье. Кстати, руководитель этого агентства в свое время был спецадминистратором банка "Меркюри", некто Эрнис Станбеков. Он же, кстати, занимается делами лопнувшей организации по сей день, - поведала Елена Семенова.

    Елена Васильевна как раз относится к тем акционерам, кому удалось вернуть основную часть вклада. Сейчас она борется за то, чтобы выжать все кровные до последней копейки, и не только свои, но и товарищей по несчастью. Это ее право - быть услышанной и уважаемой своим государством, на которое она проработала не один десяток лет. Так что дело обанкротившихся вкладчиков еще не закрыто.

    Что касается директоров прогоревших банков, то они отделались, как говорится, легким испугом. Так, руководителю банка "Меркюри" А. Дунларову за нецелевое использование кредитов и превышение полномочий суд присудил 4 года условно. Глава "Курулуша" К. Урузбаев, которому вменялось превышение служебных полномочий и нарушение законодательства по выдаче займов, в 2002 году был амнистирован.

    Впрочем, и мы не искали виноватых, а рассказали лишь об одной истории заблуждений, которая на мгновение ослепила толпу.

    Кстати, по прогнозам аналитиков, новый банковский кризис может накрыть Кыргызстан в марте этого года.

    По материалам передачи "История заблуждений"  ТРК "НТС".

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/26289/


Распечатать: Цветочный запах банкнот РаспечататьОставить комментарий: Цветочный запах банкнот Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Цветочный запах банкнот Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007