Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
24 октября 2008 | ЭКОНОМИКА |
Интеграция: когда растает лед?В нынешних условиях государствам Центральной Азии надо думать о том, как в дальнейшем развивать внешнеэкономическое сотрудничество, а главное - на каких условиях. В пользу этого обстоятельства говорят итоги прошедших в Бишкеке встреч в рамках СНГ, ЕврАзЭС и неформального саммита лидеров пяти государств ЦАР. Закон джунглей Казахстанский политолог Досым Сатпаев пишет: "По сути, речь идет о выживании стран региона в качестве самостоятельных экономических и политических участников. Не стоит забывать и о влиянии мирового финансового кризиса, который может ускорить процесс появления новых центров экономического роста. И регион должен быть экономически конкурентоспособным и политически стабильным, находясь между двумя центрами влияния в лице России и Китая". По его версии, реальной защитой от недружественных действий извне может стать региональная экономическая интеграция. Если, скажем, судить с точки зрения серьезных инвесторов, наша республика с населением чуть больше пяти миллионов человек - не самый выгодный объект капиталовложений. Объем нашего рынка в их глазах несколько маловат. А вот в союзе с остальными соседями по региону - дело другое. Тот же Д. Сатпаев пишет: "Можно согласиться с теми экспертами, которые считают, что на начальном этапе регионального взаимодействия в ЦА можно использовать опыт НАФТА (Североамериканского соглашения о свободной торговле). Ведь в НАФТА и в ЦА возможна реализация трехуровневой модели интеграции, в которой первый уровень - это "ядро" в виде экономически самого крупного государства". Как считает эксперт, в НАФТА это США, а в ЦА - Казахстан. "Второй уровень - страны, имеющие наиболее тесные связи с "ядром", то есть Кыргызстан и Таджикистан, - далее пишет Д. Сатпаев. - Третий - остальные страны с менее интенсивными торговыми связями с "ядром" Узбеки-стан и Туркменистан". Амбиции и эгоизм региональных лидеров - серьезная помеха на пути интеграции. Они уже привели к тому, что в условиях кризиса каждое постсоветское государство оказалось на грани экономического краха. На Бишкекском саммите СНГ не была принята стратегия развития Содружества до 2020 года. По мнению заместителя директора российского Института стран СНГ Владимира Жарихина, в данный момент планировать до 2020 года не имеет смысла - никто не знает, что будет завтра. Сама же стратегия создавалась до кризиса. "В условиях мирового экономического кризиса планировать далее чем на несколько недель бессмысленно, - считает В. Жарихин, - поэтому стратегия требует существенных доработок. В частности, это касается ориентированности на инновационное развитие. Тем более что одни из ведущих стран постсоветского пространства - Россия и Казахстан - слишком зависимы от сырья и цен на него. Как только последние колеблются на мировых рынках, экономики этих стран "подвисают". В связи с этим необходимо в целом пересмотреть стратегию и механизмы развития экономик государств". Однако осознание того, что в одиночку каждый может лишь умереть, к официальным властям СНГ уже приходит. Достаточно вспомнить, что создать рабочую группу на уровне министров финансов, дабы спасти от обвала банковскую систему СНГ, предложил на последнем саммите президент Кыргызстана Курманбек Бакиев. А глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина заявила: "Сотрудничество стран Содружества приобретает все большую актуальность в свете проблем на мировых рынках". В общем, главы государств считают: необходимо принять единый план борьбы с кризисом и его последствиями в рамках СНГ. Правда, пока не известно ни то, насколько он будет успешным, ни то, как он будет выглядеть. Однако время для объединения усилий и ресурсов еще есть. Последний поезд Кстати, о ресурсах нашего региона. Отдельные экономисты считают, что в мире появилось слишком много желающих приобщиться к ним задарма. Но есть и другие, кто уверен: при грамотном подходе большие запасы - огромное конкурентное преимущество стран Центральной Азии. Их наличие и соответствующее к ним отношение - это не только возможность привлечь зарубежные инвестиции, но и шанс сыграть на противоречиях между теми, кто хочет заполучить доступ к ним. К тому же, несмотря на серьезный отток толковых специалистов в начале 90-х годов, у нас пока еще достаточно высокий уровень образованного населения. Проще говоря, не все потеряно. "Наиболее успешными окажутся именно экономические, а не политические проекты, приносящие взаимную выгоду всем участникам", - пишет в своей статье "Центральноазиатская интеграция - миф или реальность?" доктор политических наук Нур Омаров, говоря о региональной интеграции. Также политолог считает: "С учетом собственного негативного опыта основой региональной интеграции должно стать консолидированное устремление элит региона к созданию единого политического, экономического и культурного пространства". По его словам, в настоящее время внутренний конфронтационный потенциал в Центральной Азии существенно превышает интеграционный. "И все же ситуация не выглядит безвыходной, - уверен Н. Омаров. - В качестве наиболее очевидного средства преодоления конфронтации выступает необходимость соединения усилий для минимизации коммуникативной, информационной и технологической изолированности региона. Особое значение приобретает разумное использование опыта европейской интеграции как модели для интеграции евразийской". Для достижения этого, по мнению политолога, необходимо проведение согласованной и компетентной политики сразу по нескольким направлениям. И наиболее перспективными среди них с точки зрения интересов безопасности Кыргызстана на региональном уровне видится пять: 1. Создание единого энергетического рынка и сети транспортных коридоров в Центральной Азии. 2. Содействие экономическому росту стран региона путем специальных программ "подтягивания" до среднего уровня менее развитых участников, аналогичных действующим в Европейском союзе. 3. Унификация действующего законодательства в валютно-финансовой сфере как основы для развития механизмов внутренних инвестиций. 4. Широкое внедрение программ научно-технической и культурной кооперации. 5. Создание полномочных органов по противодействию нетрадиционным угрозам безопасности, в частности борьбе с отмыванием криминальных средств, организованной преступностью и терроризмом. Впрочем, каждый эксперт предлагает собственную модель развития региона. Если же вспомнить итоги октябрьских встреч в Бишкеке, можно констатировать: признание проблемы - первый шаг к ее решению. Тем более что экономические концепции во всех республиках ЦАР в общем совпадают. Выходит, как ни крути, а без единого экономического пространства нашему региону не обойтись. Потому что к странам Центральной Азии, как показала практика, слишком много претензий как у ближних соседей, так и дальних. А значит, региональная интеграция - одна из мер противодействия такому положению вещей. Образно говоря, поезд уже тронулся. И главное здесь для нас и наших соседей - успеть запрыгнуть хотя бы в последний вагон. Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/25038/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007