Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
14 октября 2008 | ЭКОНОМИКА |
А в ответ — тишинаЗначительная часть рабочего времени уходит порой на бесполезные телефонные звонки. Вот недавний пример. Выступая перед парламентариями, премьер-министр КР Игорь Чудинов отметил, что "были заключены только некоторые договоры с хозяйствующими субъектами Республики Казахстан, вследствие чего был осуществлен экспорт электрической энергии, который за 9 месяцев 2008 года составил всего лишь 535 млн кВт.ч, что на 1,75 млрд меньше, чем за аналогичный период прошлого года (2,3 млрд кВт.ч.). Цена экспортной электроэнергии составила 4,5 цента за 1 кВт.ч., что позволит обеспечить ТЭЦ города Бишкек казахстанским углем для увеличения нагрузки в зимний период до 250 МВт". В этом же выступлении Чудинов отметил, что "по вопросу импорта электрической энергии правительство ведет постоянные переговоры с Казахстаном, Туркменией и Россией. Пока достигнута договоренность только с казахской стороной по импорту электроэнергии в объеме 250 млн кВт.ч". Возникает вопрос: зачем мы сначала продаем Казахстану 535 миллионов кВт.ч, а теперь пытаемся купить? Нельзя ли те деньги, которые мы сейчас хотим потратить на покупку электроэнергии, сразу направить на покупку угля для Бишкекской ТЭЦ? Охотно допускаю, что на эти вопросы существуют внятные и логичные ответы. В поисках таковых я позвонила пресс-секретарю премьер-министра. Он ответил, что такие данные предоставило Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызской Республики, и оно более детально ответит на поставленные вопросы. В министерстве выяснилось, что пресс-секретарь на больничном, а девушка, которая ее замещает, сейчас вышла. В приемной разгневанная секретарша пояснила мне, что она не обязана общаться с прессой, на это существует специальный отдел. Моя просьба дать номер телефона начальника отдела, который занимается вопросами импорта-экспорта, вообще вывела госслужащую из себя. После длительных переговоров, во время которых меня назвали шантажисткой, номер телефона я наконец получила. Но начальник, увы, оказался на совещании. А его подчиненные ответить на вопрос не смогли (или не захотели). Ближе к вечеру все-таки удалось дозвониться до пресс-службы. Ответ девушки не показался мне четким и ясным. Поэтому я попросила прислать ответ письменно (подчеркиваю, я говорила с пресс-службой, в чьи обязанности входит составление письменных документов). Сотрудница министерства парировала просьбой прислать официальный запрос. Что я и сделала, попросив заодно ответить на вопрос: сколько реально удалось сэкономить в результате веерных отключений? Исходя из каких цифр сделаны расчеты? Запрос, оформленный по всем правилам (на официальном бланке с подписью директора и печатью), был отправлен 3 октября. Ответа до сих пор нет. Другой пример. В средней школе № 25 возник конфликт: часть сотрудников утверждают, что государственные деньги, выделенные на ремонт школы, администрация использовала не по назначению. Директор же говорит, что школа получила всего 100 тысяч сомов, которых с трудом хватило на стройматериалы. В управлении образования ответили, что "из госбюджета на ремонт школы выделялось из расчета 4,65 сома на один кубический метр площади". При этом, как утверждают директора школ, не учитывается объем кабинетов и подсобных помещений типа санузлов. Более точную цифру узнать не удалось. Запомнился мне и ответ представителя ОАО "Электрические станции", у которой я пыталась узнать, к какой группе по графику веерных отключений относится мой дом. Очень вежливая женщина порекомендовала мне понаблюдать в течение недели за отключениями и на основании этого сделать соответствующий вывод. А скажите, пожалуйста, может ли кыргызстанец узнать о доходах министра, депутата или какого-нибудь крупного чиновника? Да что говорить о доходах, много ли мы знаем о том, какие услуги обязаны оказывать жилищные ОсОО, пришедшие на смену домоуправлениям и существующие на наши деньги? Сколько нам надо совершить звонков и обить порогов только для того, чтобы узнать, почему не вывозится мусор? Имеем ли мы полную информацию о том, куда идут деньги, выделенные международными организациями? Такие вопросы можно задавать до бесконечности. А ведь давно известно: для того чтобы страна развивалась по законам демократии, необходимы прежде всего независимые суды и доступ всех граждан к информации. В мировой практике, в частности в Швеции, это выглядит так. Каждый гражданин имеет право прочитать всю корреспонденцию (в том числе электронную), пришедшую на имя того или иного госслужащего или политика. Более того, каждый гражданин имеет право ознакомиться с любым письмом до того, как его прочитает сам адресат. Представим ситуацию: мэру города пришло письмо от, скажем, депутата парламента. Секретарша зарегистрировала корреспонденцию и положила запечатанный конверт на стол чиновника. С этого момента каждый (подчеркну - каждый) швед может зайти прямо с улицы, вскрыть письмо и прочитать его содержимое. И секретарша не имеет права преградить ему дорогу гневным: "Гражданин, вы куда?" Во всем цивилизованном мире свободный доступ к любой информации считается естественным правом каждого гражданина. Именно поэтому вся документация государственных или муниципальных органов доступна общественности, включая базы данных и другую информацию, хранящуюся на электронных носителях. Естественно, нет проблем с получением информации и у шведских журналистов. Ответ чиновника на запрос должен прийти в течение 24 часов (если такой ответ не пришел, то лицо, виновное в задержке предоставления информации, будет нести наказание вплоть до увольнения). У нас же даже самая безобидная, казалось бы, информация полностью засекречена. Причем складывается ощущение, что иногда и от самих чиновников. В частности, при каждом удобном случае на всех соответствующих встречах и пресс-конференциях я задаю вопрос: как, на основании чего складываются коммунальные тарифы? Ответом мне чаще всего бывает тишина. Правда, однажды пообещали выложить подробный расклад на официальном сайте Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов. С тех пор прошло больше года... Кстати, у нас тоже есть соответствующий закон, заботящийся об осведомленности граждан. Более того, 21 апреля этого года парламент страны практически единогласно одобрил поправки в Закон "О доступе к информации". Министр юстиции разработал положения, согласно которым чиновник, не предоставивший гражданину по запросу информацию, не являющуюся государственным секретом или коммерческой тайной, подлежит административному наказанию. Но, увы, с тех пор мало что изменилось. И наши чиновники по-прежнему ведут себя как разведчики, которые скорее умрут, но тайну врагу не выдадут. Наталья ТИМИРБАЕВА. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/24902/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007