Распечатать: Позднее признание РаспечататьОставить комментарий: Позднее признание Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Позднее признание Посмотреть комментарии

27 июня 2008

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Позднее признание

    Невероятно, но первая книга лирических стихотворений Арсения Тарковского, одного из крупнейших русских поэтов XX века, взыскательного художника и подлинного мастера стиха вышла в 1962 году, когда автору было 55 лет. Наверное, потому она и носила говорящее название "Перед снегом". Горечью веет от слов включенного в сборник стихотворения "Поздняя зрелость":

    Не для того ли мне поздняя зрелость,

    Чтобы, за сердце схватившись, оплакать

    Каждого слова сентябрьскую спелость,

    Яблока тяжесть, шиповника мякоть.

    Было бы прегрешением против истины сказать, что до выхода первой книги имя поэта не было известно в литературном мире. Но ценили его как одного из лучших советских переводчиков. Тонкий и требовательный ценитель поэтического слова, он дал новую жизнь творениям крупнейших поэтов Средней Азии и Закавказья, каракалпакскому эпосу "Сорок девушек".

    Переводами с восточных языков Тарковский начал заниматься с 1932 года. "Почему восточных?" - спрашивал позже он самого себя. И отвечал: "Мне нравилось работать над чем-то, у чего не было ничего общего со мною. Но потом оказывалось, что общее все-таки было".

    Этим общим было тяготение к нравственно-философской проблематике, рассматривающей узловые моменты человеческого бытия. Общей была любовь и преданность художественному слову, сближающая и роднящая поэтов разных эпох и народов.

    Бесспорно, десятилетия напряженного творческого общения с иноязычными культурами и литературными традициями арабских стран, Средней Азии, Закавказья оказали решающее влияние на самостоятельное поэтическое созидание Тарковского, на его оригинальные стихи.

    Хотя истинные масштабы дарования этого самобытного поэта стали ясны широкой читательской

    аудитории довольно поздно, судьба была, с одной стороны, благосклонна к нему, а с другой - точно постоянно испытывала его на излом.

    Его жизнь охватила чуть ли не весь XX век. Родился он в начале столетия, в 1907 году. Умер в его конце, в 1989-м. Родился в годы первой русской революции, умер в разгар перестройки, послужившей началом опять же революционного поворота страны.

    Лишь по чистой случайности доля поэта не стала трагической. Безвестным стихотворцем он мог погибнуть на войне, после ранения разрывной пулей в 1943 году лишился ноги, проведя до этого два самых тяжелых военных года на передовой. Из госпиталя он выписался лишь весной 1945-го. Мог погибнуть после войны при очередной волне репрессий. Но в 1946 году была уничтожена лишь первая книжка его стихотворений. Тарковский уже держал в руках верстку, книгу успели отпечатать. И тут как гром средь ясного неба постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", публичное придание анафеме Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Сборник Тарковского как безыдейный отправляют под нож.

    Травма для поэта, к сорока годам решившего предстать перед читателями с собственными произведениями, была настолько тяжелой, что он долгие годы и слышать не хотел о возможности публиковать свои произведения.

    Поздний его книжный дебют состоялся почти одновременно с режиссерским дебютом его сына Андрея, снявшего фильм "Иваново детство".

    Отношения между сыном и отцом Тарковскими, двумя крупными и своеобразными художниками, всегда были теплыми, близкими. Сын тянулся к отцу, который своей богатой жизненной и творческой биографией всегда был для него авторитетом. Андрей очень любил поэзию отца и не раз включал его стихи в свои фильмы. Но, как свидетельствуют очевидцы, верный своим творческим принципам режиссер Тарковский даже отцу не давал никаких поблажек, требовал максимальной отдачи. К примеру, одно из стихотворений, используемых в фильме "Зеркало", Арсений Александрович читал перед кинокамерой одиннадцать раз. Эти стихи органично вписались в художественную ткань фильма, сделали хроникальные кадры, на фоне которых они звучат, поэтичнее и доступнее.

    Можно лишь догадываться, каково было отцу пережить гонения на сына, его смерть на чужбине. И уже задним числом были восприняты как пророчество заключительные строки стихотворения Арсения Тарковского, прозвучавшие в фильме "Зеркало":

    Когда судьба по следу шла за нами,

    Как сумасшедший с бритвою в руке.

    В 1976 году поэт написал цикл из четырех стихотворений, навеянных строчками из произведений А. С. Пушкина "Пушкинские эпиграфы". Привожу одно из них.

    * * *

    III

    Что тревожишь ты меня?

    Что ты значишь...

    "Стихи, сочиненные

    ночью во время бессонницы"

    Разобрал головоломку -

    Не могу ее сложить.

    Подскажи хоть ты потомку,

    Как на свете надо жить, -

    Ради неба или ради

    Хлеба и тщеты земной,

    Ради сказанных в тетради

    Слов идущему за мной?

    Под окном река забвенья,

    Испарения болот.

    Хмель чужого поколенья

    И тревожит, и влечет.

    Я кричу, а он не слышит,

    Жжет свечу до бела дня,

    Будто мне в ответ он пишет:

    "Что тревожишь ты меня?".

    Я не стою ни полслова

    Из его черновика,

    Что ни слово - для другого,

    Через годы и века.

    Боже правый, неужели

    Вслед за ним пройду и я

    В жизнь из жизни мимо цели,

    Мимо смысла бытия?

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/23525/


Распечатать: Позднее признание РаспечататьОставить комментарий: Позднее признание Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Позднее признание Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007