Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
23 мая 2008 | ОБЩЕСТВО |
Кыргыз — значит политик?!Борьба политиков за свои интересы в ущерб общенациональным в современном кыргызском обществе наталкивает на мысль, что она у наших соотечественников была и преобладала испокон веков. Возьмите эпоху Манаса. Разве не тогда родилось крылатое выражение "Манастан Чубак кем бекен" ("Чем хуже Чубак Манаса"). На мой взгляд, это выражение имеет много значений и характеризует общественные взаимоотношения той эпохи, национальный и психологический колорит. По философии кочевников, люди были все равны друг перед другом, каждый из них волен был выражать свое мнение, то есть любой из них мог противопоставить себя другим независимо от социального статуса своего оппонента. Однако это в условиях постоянного военного соперничества с соседними народами и борьбы за выживание заставляло кыргызов быть вместе и не приводило их к такому расколу, который наблюдается в последующие эпохи. К примеру, братоубийственная война между сарыбагышами и бугинцами XIX века является ярчайшим свидетельством не только межплеменного противоборства кыргызов, но и характеризует их ментальность - стремление к соперничеству, амбиции, проявляемые внутри единого народа, во взаимоотношениях между собой, кыргызами. Это невозможно было у других народов, где, например, существовала ханская или другой формы власть. Там человек не осмеливался высказать свое мнение или отличное от мнения и мыслей хана. В условиях советской власти наши национальные привычки "бороться и бороться" нашли отражение в известных противостояниях "двадцаток" и "тридцаток" первых лет нового строя. Как известно, они завершились взаимным "перестрелом" лучших сынов народа в молохе репрессий. 50-е годы прошлого века известны нашумевшими скандалами среди писателей и критиков Кыргызстана. И если бы не наступившая политическая оттепель, то неизвестно, сколько еще кыргызской интеллигенции стало бы жертвой наших национальных привычек к противоборству, исключающих всякие компромиссы и жаждущих кровавой мести - уничтожать до конца и упиваться сладостью победы над себе же подобными кыргызами. Коммунистическая бюрократия умело использовала наши противоречия. Жертвами интриг пали выдающиеся сыны кыргызского народа - Исхак Раззаков, Болот Мамбетов. В 80-е годы была попытка столкнуть двух выдающихся деятелей культуры Аалы Токомбаева и Чингиза Айтматова. Независимо от величин их таланта и личностных качеств они тоже были кыргызами, как мы с вами. Акаевская эпоха объективно способствовала разделению общества. Народ в лице наиболее ярких своих представителей выражал протест коррупционной, двуличной, лицемерной власти. "Хитрый лис" Акаев в борьбе против своих оппонентов шел на всевозможные маневры, умело пускал пыль в глаза народу. Это при нем появилось понятие "дежурных аксакалов", цель которых заключалась во всяческом обелении власти Аскара Акаева. При нем же систематически проводились круглые столы с видимым участием оппозиции, в результате которых его политика все так же возвращалась на круги своя. Казалось, все пережитое кыргызами должно научить нас уму-разуму, приучить нас бережно относиться друг к другу - ведь нас и так мало. В конце концов научиться быть законопослушными, с уважением относиться к волеизъявлению народа, проявлять гражданственность по отношению к стране, народу. Однако отечественная история начала ХХI века еще раз подтверждает, что политизированность была во все времена главной достопримечательностью кыргызского общества и остается таковой сейчас. Возникновение более 100 партий в стране с 5-миллионным населением на ниве политиканства говорит о многом. Такого обилия партий нет нигде в мире. Причем многие партии можно назвать просто региональными объединениями, желающими создать видимость партийного строительства отдельных более или менее заметных людей этого региона, района и даже одного села. В некоторых партиях, если судить по их составу, родственники, друзья или сельчане того или иного деятеля - и те согласились на членство в партии из-за родственных чувств, а то и из-за морального долга за кое-какие содействия в прошлом этого "лидера партии". Каждый, кому не лень, мало-мальски заметный бывший экс-чиновник стал создавать свои партии, налево и направо раздавать интервью и т. д. Многие из этих партий не имеют даже самостоятельных программ. Что греха таить, отдельные партии представляют собой клуб родственников или земляков, а есть и такие, которые хотели бы обратить свои партии в военизированные ополчения или братства. Отличительная черта кыргызских мужиков - это страсть к политике, к созданию видимости своей значимости. Одна из видных женщин-руководителей в интервью корреспонденту одной из газет на вопрос: "Как вы оцениваете современных наших мужчин?" - прямо ответила, что "они сильно обмельчали, большие позеры, страдают самовлюбленностью, лишены деловитости". А ведь она совершенно права! Посмотрите, на ком держится экономика Кыргызстана: 90 % работающих на рынках - это кыргызские женщины. Более 70 % всех мигрантов в России и Казахстане также составляют они. В это же время тысячи и тысячи мужчин сидят дома с детьми, бездельничают, а то и занимаются политиканством. Вот какие мы, кыргызские мужчины. Есть песня "Кыргызымдын джигиттери" ("Кыргызские джигиты"), которая на фоне вышеперечисленного воспринимается с большой иронией и усмешкой. В связи с изложенным считаю правильными призывы отдельных общественных деятелей к некоторым политическим силам страны отбросить амбиции, найти пути к диалогу, пойти навстречу друг другу. Думаю, между нами, кыргызами, всегда можно найти точки соприкосновения интересов и взглядов. Мы должны и обязаны уметь договариваться. Я не привожу здесь примеров из истории о том, к каким плачевным результатам приводят слепые призывы к противостоянию в обществе, как это пытаются делать некоторые политики от оппозиции, не знающие, что такое компромисс, взаимодействие и сотрудничество во имя таких высоких и в то же время вполне земных понятий, как процветание страны, расцвет Отечества, рост благосостояния народа. Один мой друг каждое свое высказывание, мысль сопровождает приставками "как сказал Аристотель, Цицерон, Конфуций" или, на худой конец, ссылался на Льва Толстого и Антона Чехова. Он говорил так, как будто все их произведения читал и даже знает наизусть. Люди восхищались его познаниями, а он был удовлетворен произведенным впечатлением и своей "ораторской изюминкой". Я же отмечу, что сказанное мною переживаемо не только мною, но и всеми людьми, кому близки тревоги и заботы нашего народа. Нам не нужны советчики издалека, только мы сами, кыргызы, можем и должны обустроить свою страну. Страна наша прекрасна, чудесна и неописуемо богата. Грех нам жаловаться на своих предков за то, что они облюбовали эту землю. Оправдывая отсталость экономики, президент Акаев любил говорить: "Что делать-то? Нет у нас нефти и газа. Потому-то мы бедны и нищи. Нечего и поделать-то". Плохим танцором на государственном поприще оказался Акаев. Тяжелую для своей персоны ношу взвалил он на себя. Прекрасна кыргызская земля, чрезвычайно талантлив мой народ, не описать красоту наших девушек. Хочется предложить господам политикам от оппозиции: отвлекитесь немного, посидите у горной речки, послушайте ее журчание, восхититесь ее изумрудной чистотой и выпейте из ладошки глоток этой чистоты. Отдохните наконец, подышите горным воздухом, взгляните на снежные вершины, полюбуйтесь красотой тяньшанской ели, погладьте веточку арчи. Послушайте кыргызскую музыку. Наши песни - лучшие в мире. И вас потянет к добру и созидательности. Кемелбек КОЖОМКУЛОВ, историк. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/23041/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007