Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
20 мая 2008 | КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ |
Царь философов Запада и Востока960 лет назад, 18 мая 1048 года в плену в городе Газне тяжело заболел великий ученый Абу Рейхан аль-Бируни. "Мои дни сочтены, - говорил он, - но кто подхватит факел учености, выпавший из моих рук?" Он не знал, что в тот же день в персидском городе Нишапуре у палаточника Ибрахима родился сын, которого назвали Омар Гисаддун Абуль-Фатх. Впрочем, больше он известен под прозвищем Хайям, или "палаточник". Ему предсказали все: много детей, богатство, удачливость в делах. Но ничего из этого с ним не случилось. И не потому, что судьба так распорядилась, нет. Он сам решил, что будет именно так, а не иначе. Исследователи его творчества давно заметили любопытный парадокс: при жизни Хайяма и в средние века его считали кем угодно - астрономом, математиком, астрологом, богословом, философом, но никак не поэтом. В наше время - наоборот: мы знаем его как поэта, но не как ученого. Между тем кроме мудрых стихов уже в 25 лет Хайям написал свой первый математический труд "Трактат о доказательствах проблем алгебры и аль-мукаббалы". К сожалению, не все из научных сочинений Хайяма дошли до наших дней. Например, трактат Хайяма по математике содержал формулу, о которой мы по сей день думаем, что это бином Ньютона. Вообще, современные ученые признают: труды Хайяма по математике обогнали современную ему европейскую науку как минимум на 500 лет. Безусловно, о нем можно сказать много. Но лучше, чем в своих бессмертных "Рубаи" он сказал о себе сам, никто не скажет: Дураки мудрецом почитают меня. Видит Бог - я не тот, кем считают меня. О себе и о мире я знаю не больше Тех глупцов, что усердно читают меня. Современник Хайяма Джамаладдин аль-Кифти писал: "Сокровенный смысл его стихов - жалящие змеи для мусульманского законоположения и сборные пункты, соединяющие для открытого нападения... Не было ему равных в астрономии и философии, в этих областях его приводили даже в пословицу; о если бы дарована ему была способность избегать неповиновения Богу!" Впрочем, "безбожие" Хайяма в наши дни называют сомнением. Потому что еще в детстве усвоил завет древних: "Все подвергай сомнению. В сомнении - корень познания". Если землю, и воду, и пышный дворец Получает в награду дурак и подлец, А достойный идет в кабалу из-за хлеба, - Мне плевать на твою справедливость, Творец. В родном Нишапуре его так и называли: господин Зачем. К тому же Хайям знал священный Коран на-изусть, поэтому многие святые имамы боялись с ним спорить. Может быть, они считали Хайяма безбожником именно потому, что он знал все лучше них? Вообще, по сведениям современников, медресе в родном Хайяму Нишапуре славилось тем, что там прививали самые глубокие знания канонов ислама. Достаточно сказать, что вместе с Омаром Хайямом в Нишапурском медресе учился и Хасан Абд ас-Саббах. Впрочем, мир больше знает его под прозвищами Черный Имам и Старец Горы. Именно он создал орден хашишинов или ассасинов, который 200 с лишним лет наводил ужас как на крестоносцев, так и на правителей Востока. К самому Хайяму бывший "однокашник" несколько раз посылал сначала "вербовщиков", а потом и убийц, когда понял, что поэту и ученому претят деяния хашишинов. Но все попытки погубить Хайяма каким-то непостижимым образом проваливались. Да, вокруг него погибали люди, а он сам не был даже ранен. Вот и думай, кто больше всех был угоден Богу - Хайям, слывший безбожником, или те, кто преследовали его за это. А что касается пьянства, то сам поэт говорил об этом: Запрет вина, считающийся с тем, Где пьется, и когда, и много ли, и с кем. Когда соблюдены все эти оговорки, Пить признак мудрости, а не порок совсем. До сих пор в качестве тоста произносят его рубаи: Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало. Два важных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем что попало есть, И лучше будь один, чем вместе с кем попало. Людям, которые жаждут быть обласканными правителями, поэт советовал: Лучше впасть в нищету, голодать или красть, Чем в число блюдолизов презренных попасть. Лучше кости глодать, чем прельститься сластями За столом у мерзавцев, имеющих власть. Диссидент? Вряд ли, скорее - человек с обостренным донельзя чувством справедливости: В этом мире на каждом шагу - западня. Я по собственной воле не прожил и дня! Без меня наверху принимают решенья, А потом бунтарем называют меня. Без курьезов в его жизни тоже не обходилось. Иранский исследователь жизни и творчества Омара Хайяма Садек Хедаят пишет: "Рассказывают, что в Нишапуре была старая семинария. Для ее починки ослы возили кирпичи. Однажды мудрец с учениками шел по двору и увидел, что один из ослов никак не может войти внутрь. Заметив это, мудрец улыбнулся, а потом подошел к ослу и прочел экспромт: Ты ушел и вернулся в сей мир бессловесным скотом, Твое имя, известное прежде, исчезло потом, Твои ногти срослись воедино - копытами стали, Борода твоя выросла сзади и стала хвостом. Что характерно, осел вошел во двор, и тогда ученого спросили, что послужило тому причиной. Омар ответил: "Дух, вошедший в тело этого осла, обитал в теле наставника этой семинарии, вот почему он не мог войти внутрь. Теперь он понял, что сотоварищи его узнали, и сам по необходимости вошел во двор". О конце жизни Омара Хайяма поведал историк Абуль-Хасан Али Бейхаки: "Однажды во время чтения "Книги об исцелении" Абу Али ибн Сины Хайям почувствовал приближение смерти (а было ему тогда уже за семьдесят). Остановился он в чтении, заложил между листов золотую зубочистку, которую держал в руке, и закрыл фолиант. Затем он позвал своих близких и учеников, сделал завещание и после этого уже не принимал ни пищи, ни питья. Исполнив молитву на сон грядущий, он положил земной поклон и, стоя на коленях, произнес: "Боже! По мере своих сил я старался познать Тебя. Прости меня! Поскольку я познал Тебя, постольку я к Тебе приблизился". С этими словами на устах Хайям и умер. Это произошло в 1123 году". Не стало человека, еще при жизни названного "царем философов Запада и Востока". Ныне над могилой Хайяма в Нишапуре стоит величественный мавзолей, который считается одним из красивейших сооружений в современном Иране. Не означает ли это, что обвинения Хайяма в безбожии - клевета завистников, которые во все времена преследовали великих людей на их нелегком пути? Приход наш и уход загадочны - их цели Все мудрецы земли осмыслить не сумели, Где круга этого начало, где конец, Откуда мы пришли, куда уйдем отселе? Дмитрий ОРЛОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/22987/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007