Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
21 августа 2007 | ЭКОНОМИКА |
У экономики свои законыРост цен, особенно на муку и хлебобулочные изделия, по-прежнему будоражит и возмущает население республики. Разумеется, в таких условиях правительство и местные власти не могут оставаться безучастными, делать вид, что ничего особенного не происходит. С успокаивающими речами выступали по этому поводу премьер-министр Алмазбек Атамбаев, первый вице-мэр Бишкека Илья Клименко. Правительство разбронировало из госрезерва 15 тысяч тонн продовольственной пшеницы, чтобы по сниженным ценам продать ее мукомолам и за счет этого удержать в узде цены на основной продукт питания. Не берусь судить, насколько эта мера окажется долговременной и радикальной. Однако покоя не дает вот что. Ну хорошо. Предположим, цены на хлеб и муку удастся обуздать. Но как быть с ценами на мясо, на овощи и фрукты на рынках по всей республике, их-то кто посадит на цепь? Признаться, когда я слушал малоубедительные объяснения Ильи Клименко перед телекамерами о том, что городские власти уговаривают хлебопеков не повышать цены на свою продукцию, меня разбирали недоумение и досада: есть ли в республике управленцы, мыслящие не административными, а экономическими категориями? Неужели надо объяснять азбучные истины, что правительство и городские власти должны подходить к вопросам ценообразования не под давлением просьб и пожеланий трудящихся, не из собственного разумения, а исходя из детальных расчетов всех параметров производства продукции, из расчетов ожидаемых выгод и неизбежных потерь. Казалось бы, что может быть проще. Взять стоимость центнера муки, рассчитать выход из нее готовой продукции с учетом всех трудовых, энергетических, транспортных, налоговых и прочих сопутствующих затрат и определить себестоимость одной лепешки, булочки, батона или буханки хлеба и установить продажную цену с учетом разумного процента прибыльности. На товаропроизводителя надо действовать не уговорами, а строгими доказательствами математических расчетов. При этом следует исходить из соображений здравого смысла. Если себестоимость продукции выше отпускаемой цены, то правительство должно либо изыскивать возможности, чтобы дотировать эти потери, либо соглашаться на разумное повышение цен. Работать себе в убыток никто не будет. Вспоминается статья крупного американского бизнесмена в экономическом журнале. "Когда я получаю прибыль 5-7%, - писал он, - я спокоен: все идет как нужно. Когда я получаю прибыль 8-11%, я радуюсь: дела идут очень успешно. Но когда прибыль переходит границу 12%, я начинаю тревожиться: либо я слишком завышаю цены, либо мои партнеры допускают ошибки в расчетах". В нашем же случае государство должно строго контролировать, чтобы производители основного продукта питания ни в коем случае не наживались, имея сверхдоходы. Не секрет, что формируются эти сверхдоходы за счет явного завышения потребительских цен. Замечу, речь зашла о ценах на хлеб только потому, что в данный момент это наиболее горячая тема. Но ведь на очереди не менее проблемная сфера - цена на проезд в городском транспорте. Тем более что все мы являемся живыми свидетелями того, как водители бишкекских маршрутных "бусиков" неоднократно пытались повысить ее. Удерживать транспортников от этого шага до сих пор удавалось чисто административными мерами. Тогда как рынок диктует применять и принимать во внимание доводы экономические. И здесь также нужны строгие расчеты по всем параметрам. Причем по каждому маршруту с учетом его протяженности и пассажирооборота, морального и физического износа автомашины. К сожалению, у нас автотранспорт эксплуатируется до такого состояния, что нередко, глядя на шныряющие по столице "бусики", я вспоминаю непричесанную мысль Станислава Леца: "Не следует допускать, чтобы весь транспортный парк города годился только на баррикады". Здесь необходимо держать в уме и такую особенность. Когда взлетели цены на 500-800, а то и больше сомов на авиабилеты или на 400-500 сомов на железнодорожный транспорт, люди чертыхались, ахали, но особого возмущения и явного недовольства не проявляли. Это повышение затрагивало многих, но не всех. И по большей части зажиточных граждан. Иное дело удорожание на два сома стоимости проезда на городском транспорте. Оно бьет по кошельку практически всех, не разбирая, толстый это кошелек или тощий. Сегодня сплошь и рядом приходится слышать, что цены, словно взбесившись, скачут так, что хуже некуда. В такие моменты на ум приходит анекдот про пессимиста и оптимиста. Пессимист убежден: положение таково, что хуже некуда. Я же отношу себя к оптимистам и верю, что с ценами будет еще хуже. Эта вера основывается на том, что на данном этапе большую часть населения Кыргызстана составляет так называемое "общество недопотребления". Не следует не замечать, что сегодня нужда в потреблении у значительной категории граждан гораздо выше их спроса. Тут следует заметить, что спрос и потребности - это далеко не одно и то же. Скажем, в настоящее время семья, имеющая средний доход, не может позволить себе приобретать более 30 кг мяса и мясопродуктов в расчете на одного человека. Но значит ли это, что потребности в мясе на среднестатистического едока со средним доходом составляют 30 кг? Например, 40 лет назад в СССР потребление мяса и мясопродуктов в расчете на душу населения составляло порядка 48 кг. Но и тогда мы заметно отставали по этому показателю от развитых стран Запада. Что же касается кыргызстанцев сегодняшних, то нам даже до показателя Союза 40-летней давности еще далеко. Необходимо учитывать, что с развитием суверенного Кыргызстана будут расти доходы населения, а с ними будет шириться потребление. Следовательно, будет расти спрос, а значит, и цены. И изменить здесь что-либо бессилен даже самый мудрый и заботливый президент или премьер-министр. У экономики свои законы и своя логика. Указам и окрикам власти они неподвластны. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/19665/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007