Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
17 июля 2007 | ЭКОНОМИКА |
Бизнес большой и малый: конкурентыГоворя о трудном становлении и медленном развитии в Кыргызстане малого и среднего бизнеса, думается, нелишне оценить роль и место в этом процессе более крупных предпринимательских структур, посмотреть, как они относятся к "собратьям меньшим" - как к конкурентам, которых следует проглотить, подобно тому, как большая рыба глотает малую, или же как к партнерам и союзникам, берущим на себя определенную часть рисков и хлопот первопроходцев в непредсказуемом море бизнеса. Если трезво и объективно взглянуть на ход нашего развития, несложно заметить, что мы практически повторяем путь, пройденный задолго до нас другими, зачастую повторяя их ошибки, наступая на те же грабли. И коль скоро мы выбрали дорогу, ведущую к рыночной экономике, следует исходить из мирового опыта. А он показывает, что сильные и развитые малые формы предпринимательства являются залогом и фундаментом экономического и социального благополучия страны, важнейшим фактором, влияющим на материальный рост и повышение благосостояния населения. В развитых странах на этот сектор приходится до 70-80% ВВП и основная доля налоговых отчислений. Он выполняет также роль основного работодателя. К сожалению, в Кыргызстане ситуация сегодня иная. Более половины ВВП создается крупными промышленными объединениями и компаниями, а малые и средние предприятия вынуждены в одиночку бороться за свое существование, а зачастую и элементарное выживание. В предпринимательской среде как-то не принято говорить о взаимоотношениях игроков различных команд на бизнес-поле. Но ведь не секрет, что малые и средние предприятия в гораздо большей степени, чем крупные, нуждаются в поддержке и опеке. И одним из действенных инструментов такого содействия может стать, по примеру "азиатских тигров", интеграция "собратьев меньших" в деятельность крупного бизнеса за счет передачи им ряда работ по трудоемким, по малопроизводительным, не требующим автоматизации производства направлениям на условиях контракта. При таком подходе крупные предприятия сокращают непроизводственные расходы, мелкие получают доступ к новым ресурсам, экономическую стабильность. В своих выступлениях, интервью, беседах президент Курманбек Бакиев при всяком удобном случае отмечает важное значение в экономическом развитии страны малого и среднего бизнеса, необходимость всемерной его поддержки, создания благоприятной среды, продвижения отечественных товаров и услуг на внешний рынок. Подчеркивается, что центральное место в экономике должен занимать малый и средний частный сектор и он же должен давать основной прирост ВВП и налоговых поступлений. Однако пока национальная статистика не подтверждает наличие высоких темпов роста в данном секторе. Почему так происходит, говорилось и писалось не раз. Но дело, видимо, не только в несовершенстве налоговой системы, законодательной базы, плохом администрировании, коррумпированности чиновников, недоступности кредитов. Отчасти развитие частного предпринимательства сильно сдерживается крайне ограниченным спросом внутри страны. Примерно у 40% кыргызстанцев денег хватает только на питание, оплату жилищно-коммунальных услуг и самую необходимую одежду. Причем эти покупки ориентированы даже не на отечественные, а более дешевые китайские товары. Исходя из этого, усилия власти и бизнеса должны быть направлены в первую очередь на защиту внутреннего рынка и на увеличение экспортных возможностей малых и средних предприятий, что успешно демонстрируют отечественные мастера швейной промышленности. И здесь помощь нужна, пожалуй, не столько в повышении качества продукции, сколько в проведении маркетинга и умении грамотно выйти на внешний рынок. Совершенно очевидно, что те 43,6%, которые приходятся сегодня на продукцию малых и средних предприятий в общем объеме ВВП - доля явно недостаточная. По накопленному в стране человеческому потенциалу, по арсеналу идей и инициатив в бизнес-среде, по востребованности некоторых видов товаров и услуг на рынках сопредельных с Кыргызстаном государств частное предпринимательство республики в состоянии заметно ускорить ход рыночных реформ, значительно уменьшить число живущих в бедности. Объективность такова, что крупные АО и компании в Кыргызстане в большинстве своем не в состоянии поддерживать и развивать должным образом малое и среднее предпринимательство в регионах присутствия. Но рано или поздно мы придем к пониманию того, что подобную поддержку следует рассматривать как стратегические инвестиции в социально-экономическую устойчивость региона. К примеру, в Японии крупные промышленники давно уяснили, что новые идеи и инновации проще и выгоднее проверять на небольших предприятиях. Ведь одно дело, когда ошибочность и бесперспективность идеи выясняется сразу, на опыте мелкого предпринимательства, и совсем другое - когда отрицательный результат обнаруживается после крупных и долговременных вложений, реализации дорогостоящих проектов. И все же деловые контакты между сферами бизнеса - одно, но в создании благоприятных условий жизнедеятельности малых и средних предприятий в регионах и в стране в целом главную роль, разумеется, играют органы государственной власти, особенно на местах. Опыт развитых стран свидетельствует, что государственная поддержка имеет решающее значение в формировании удобной и комфортной среды для частной инициативы. Предприниматели, независимо от форм собственности и размеров бизнеса, ждут не только уменьшения налоговой нагрузки, разумных и приемлемых финансово-кредитных отношений, принятия, а главное, соблюдения простых, понятных и стабильных правил игры в бизнес-среде, но и понимания их проблем со стороны государства, его готовности всемерно содействовать развитию отечественного предпринимательства. Чрезвычайно важным представляется мне еще и то, что оказание государственной поддержки частному бизнесу имеет у нас и политическую составляющую. К сожалению, эпоха президентства Аскара Акаева показала, что в тот период, на начальной стадии вхождения в рыночную экономику, в Кыргызстане чрезвычайно опасно было быть успешным в бизнесе. История первых лет независимости Кыргызстана показала, что борьба за раздел общенародной собственности менее всего стимулировалась стремлением к политическому влиянию. Главным мотивом и движителем этой борьбы была банальная жадность, не знающая удержу и рамок приличия алчность семьи президента и его ближайшего окружения. За сравнительно короткий срок они прибрали к рукам, подмяли под себя все высокодоходные, созданные и раскрученные другими бизнес-структуры. В новейшей истории республики сохранилось немало ярких страниц, рассказывающих о том, как просвещенная семья захватывала чужую собственность. Достаточно вспомнить эпизоды со спирто-водочным производством "Бакай", финансово-промышленной корпорацией "Эридан", Издательским домом "Вечерний Бишкек", горнолыжной базой "Норус", ЦУМом "Айчурек". При этом в ход пускалось все - беззаконие, шантаж, подкуп, интриги. Если бизнесмен упорно сопротивлялся, его в нарушение всех законов и прав человека держали в камере изолятора временного содержания, пока он не сдастся, как это было с главой "Бакая" Мухамедом Ибрагимовым, или же под угрозой ареста и заточения в места не столь отдаленные вынуждали жить за пределами республики, как это случилось с братьями Данияром и Элдияром Усеновыми. Если не удавалось настырного и упрямого предпринимателя упрятать за решетку или выдавить из страны, делалось все возможное и невозможное, чтобы опорочить его в глазах общественности, завладеть всеми правдами и неправдами контрольным пакетом акций возглавляемого им АО, расколоть, посеять вражду и недоверие в его коллективе, как это произошло с Издательским домом "Вечерний Бишкек" и не удалось с акционерно-коммерческим "Кыргызпромстройбанком". Не удалось только потому, что председатель банка был, по счастью, депутатом Жогорку Кенеша, и президент не отважился из-за банка, пусть даже и очень успешного, обострять отношения с парламентом. В общем, за годы независимости Кыргызстана в сознании предпринимателей всех уровней глубоко укоренилось понимание того, что в этой стране защитить их, по большому счету, некому. Ну а если значительный по величине и чрезвычайно важный во всех аспектах класс общества чувствует, что власть, которой он платит налоги и, по сути, ее содержит, не защищает его и, более того, сама участвует в беззакониях по отношению к нему, то и он, в свою очередь, никогда не выступит на защиту этой власти, если не сказать больше. Пренебрегать таким положением вещей и таким ресурсом ни руководящим кругам, ни политическим силам, стремящимся во власть, не следует. Положа руку на сердце, и сегодня у предпринимателей Кыргызстана нет уверенности в том, что права собственности в стране раз и навсегда определены, что со сменой персоналий в пирамиде власти не появится новая первая леди, зять, сын, брат или племянник и не обратит взор на прибыльное и хорошо налаженное дело. Вряд ли кто может с уверенностью сказать, что раздел собственности в стране закончился и передел ее невозможен ни при каких обстоятельствах. Ну а раз так, то об устойчивом инвестиционном климате пока не приходится даже мечтать. Вот почему, несмотря на разные масштабы, различные сферы действия и неодинаковое самочувствие, представители делового мира должны вместе, сообща взять на себя реальную ответственность за положение дел в экономике. Думаю, развитие Кыргызстана будет более быстрым и успешным в условиях консолидации отечественного бизнеса, а не в его противостоянии. Вячеслав ТИМИРБАЕВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/19242/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007