Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
6 июля 2007 | ЭКОНОМИКА |
Инвестиции: работа на созидание или на разрушение?Сами по себе зарубежные инвестиции мало чем могут помочь нам и нашей стране. Мы можем на эти средства построить предприятия, на которых будут работать тысячи наших граждан и зарабатывать себе на жизнь, а можем все разворовать и потратить, как это бывало не раз в нашей новейшей истории, на дальнейший рост коррупции и развал хозяйственного комплекса, на вползание в долговую кабалу государства и невиданное обогащение единиц. Все зависит от того, насколько эффективно мы распорядимся этими ресурсами.
Как проводить реформы? Несмотря на наличие большого потенциала гидроэнергоресурсов, в общем рынке энергоресурсов стран Центральной Азии на долю Кыргызстана приходится лишь 9 процентов. Вот почему единственный шанс стать привлекательной для инвесторов страной - опережать другие страны в скорости реформ, быстрее других создавать выгодные условия для зарубежных и внутренних инвесторов. Собственно говоря, альтернативы реформированию энергосектора нет. Вертикально интегрированная и закрытая модель управления энергосектором терпит крах по всему свету. Все страны постепенно приходят к мнению, что только реструктуризация отрасли способствует повышению ее эффективности. Но вот в чем проблема. Многие под понятием реформирования подразумевают приватизацию, тогда как это разные вещи. Почему-то у нас все уверены, что энергокомпания, переданная в частные руки, автоматически справится с коррупцией, воровством и хищениями электроэнергии. Глубоко ошибочное мнение. Частные компании еще как могут воровать, и даже в гораздо больших масштабах, чем госпредприятия. Реформирование - сложный процесс, который должен осуществляться поэтапно. Хитрость заключается в том, что нельзя опережать события и форсировать реформы, но, с другой стороны, если не проводить реформы или медлить с ними, когда жизнь их настоятельно диктует и созрели все условия для этого, значит обречь себя на отставание и стагнацию. Кыргызстан сильно отстал не только от развитых стран Европы, но и от Казахстана и России. Именно этим объясняется катастрофическое состояние в энергетике, когда из года в год растет число аварийных отключений, а уровень потерь электроэнергии недопустимо высок. Если в развитых странах эти потери составляют 12-15 %, в странах третьего мира - 20-25 %, то у нас в Кыргызстане - почти 50%. Половина вырабатываемой электроэнергии теряется впустую. Есть ли смысл в таком случае строить еще один или даже два энергетических гиганта вроде Камбараты-1 и Камбараты-2? Логичнее было бы навести порядок в работе существующих электростанций, создать больше открытости и прозрачности во всех этих звеньях, чтобы общественность видела, где происходят основные потери и хищения. И смысл реформ заключается именно в этом. Мы должны двигаться вперед, но без излишней спешки. Многое нами уже достигнуто, несмотря на серьезные проблемы и ошибки в прошлом. В частности, разделение единой энергосистемы на три независимые составляющие - производственные, передающие и четыре распределительные компании. Это огромный шаг на пути реформ. Теперь общественность по крайней мере видит, как работает энергосистема, кто отвечает за какой участок, где и как происходят наиболее крупные потери и хищения электроэнергии. Вообще к реформам следует приступать только в том случае, когда ты ясно представляешь цели. Если нет этих целей и не понимаешь, для чего все это, то лучше не приступать к ним. Боюсь, что руководство страны и наши эксперты не совсем ясно представляют себе цели реформы. Было бы правильнее уделить больше внимания прозрачности в работе энергосистемы и всех ее звеньев, совершенствованию тарифной политики и сокращению непроизводственных потерь, а уж затем идти на приватизацию энергогигантов. Никто за нас не сделает эту работу, а частник, предоставленный самому себе, как в этом уже неоднократно убеждала нас реализация крупных стратегических проектов, еще как может воровать и незаконно обогащаться. Реформы - это прежде всего изменение нашего отношения к энергоресурсам. Именно для этого надо идти на реструктуризацию энергосектора, последовательно и непрерывно вести реформы, раскрывать все схемы потерь, в том числе и коррупционные, создавать механизмы, исключающие подобные уловки, внедрять новейшие технологии. Это дело не одного года. Уларбек МАТЕЕВ, независимый эксперт
Укреплять общественный сектор Принципиально важным является расширение неправительственного сектора, занимающегося проблемами энергетики, на что и нацелен проект "Прозрачность и подотчетность естественных монополий", реализуемый при поддержке Фонда "Сорос - Кыргызстан". На сегодня из семи тысяч НПО практически нет ни одной, которая бы занималась проблемами энергосектора. Это серьезнейшее упущение объясняет само по себе, почему реформы в энергосекторе пробуксовывают. Наш проект предусматривает три этапа. Первый - это анализ и изучение ситуации в энергосистеме. Второй - обучение и поддержка НПО, способных работать в сфере общественного мониторинга реформирования энергетики. И третий этап - выдача грантов на реализацию конкретных задач этих самых НПО по общественному контролю деятельности наших монополистов. Важной составляющей проекта Фонда "Сорос - Кыргызстан" является определенный вклад в развитие отечественной экономической журналистики, что, на наш взгляд, не менее актуально в данное время. У общества появится важный инструмент серьезного воздействия на монополистов и другие институты, связанные с этой проблемой. Мы надеемся способствовать тому, чтобы общество было полнее информировано о происходящем в энергосекторе. Только такая информированность может служить гарантией от ошибок при реформировании отрасли и в борьбе с коррупцией и хищениями. Екатерина ЛУЗАНОВА, эксперт
Энергетические мифы В нашей энергетике бытует три мифа, которые наносят набольший вред отрасли. 1. Низкие цены на электроэнергию это хорошо, а всякое повышение тарифов пагубно и недопустимо. 2. Можно достичь высокой эффективности работы энергосистемы, опираясь исключительно на административные методы управления. При этом ссылаются на опыт предшествующих лет, когда все думали, что у нас все было хорошо, что система работала исправно. 3. Энергетика может обойтись без прозрачности, открытости, и это не влияет на повышение эффективности ее работы. В действительности энергосектор в условиях рыночной экономики не сможет долго работать при внеэкономическом формировании тарифов. При принятии программы реструктуризации вроде бы закладывали ключевой принцип реформирования - разделение вертикально-интегрированных компаний на естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности с созданием эффективной инфраструктуры для функционирования рынка. Однако при реализации программы про конкуренцию и инфраструктуру забыли. Я убежден, что для повышения эффективности нашей энергосистемы у нее должен быть "движок" - это внедрение конкурентных механизмов, где это возможно, и повышение прозрачности работы энергосектора. Еще один "движок" - это стремление закрепиться на потенциально очень емких внешних рынках южной Азии. Без "движков" мы имеем то, что имеем. Нашему обществу прозрачность работы энергосистемы нужно закрепить законом. Это позволило бы потребителям электроэнергии видеть все мельчайшие подробности деятельности энергокомпаний, например, как складываются тарифы на электроэнергию, как осуществляется экспорт, как и на каком уровне эффективности работает та или иная энергокомпания, осуществляющая выработку или же доставку электроэнергии потребителю. Пусть мы захотим про все это узнать, условно говоря, один раз в десять лет, но мы должны иметь возможность получить такую информацию немедленно. Если захотеть, то сделать это с помощью технических средств совсем не трудно. Полная прозрачность необходима и среди потребителей, пусть вся страна видит должников, расхитителей. Прозрачность - это нормальная практика для развитых стран Запада. Без прозрачности даже самые разумные предложения по развитию энергетики вызывают недоверие. И это мы уже видим. Прозрачность и общественный контроль за работой энергосистем у нас, в особенности, важны, учитывая то, что страна наша небольшая. Основные ГЭС находятся на реке Нарын - и так будет и в будущем - следовательно, трудно будет создать конкурентную среду в работе между генерирующими станциями. Со временем, конечно же, после постройки и ввода в действие каскада ГЭС на Сарыджазе, эта конкурентная среда появится и между гидроэлектростанциями, но до этого еще далеко. Вот почему для нас так важно реформировать энергетику и создать четкий механизм контроля за деятельностью естественных монополистов, каковым являются производители электроэнергии. А вот среди компаний, которые занимаются распределением и доставкой электроэнергии, можно и нужно создавать условия для конкуренции, хотя это тоже далеко непростой процесс, учитывая ограниченность нашего рынка. Тут многое зависит от того, как поведут себя наши соседи и их энергосистемы, но в любом случае, надо работать в направлении достижения большей прозрачности и конкурентности. Кемаль ИЗМАЙЛОВ, директор института исследований и анализа общественной политики, руководитель проекта "Прозрачность и подотчетность естественных монополий" фонда "Сорос - Кыргызстан"
Только мы сами можем навести порядок в доме То, что говорят специалисты, резко контрастирует с тем, как идет обсуждение реформирования энергетики в Жогорку Кенеше. Там копья ломались вокруг вопроса, на каких условиях строить Камбарату-1 и 2. Те, кто поддерживает точку зрения руководства страны, уверены, что надо начинать этот проект, переходить наконец от слов к делу. Оппонирующая сторона в лице депутатов Текебаева, Сариева, Карабекова уверена: то, как был принят закон о строительстве этих ГЭС, не принесет стране ничего, кроме очередного витка коррупции, когда от всей этой затеи выиграет лишь узкий круг людей в правительстве и зарубежные инвесторы, а народ не получит ровным счетом ничего, да к тому же страна в итоге потеряет контроль над своими водными ресурсами. Эксперты, которые выступают на этой странице, представляют точку зрения третьей стороны. Они предлагают заострить внимание на процессе реформирования, отделяя этот вопрос от проблем приватизации и строительства Камбараты. По их мнению, зарубежные инвесторы, приезжающие в Кыргызстан, не заинтересованы в реформировании и наведении порядка в энергетике, они могут всегда найти общий язык с коррумпированной верхушкой в управлении, чтобы решить проблемы на взаимовыгодной основе. Инвестиции нужны, в том числе и на строительство Камбараты, но при этом, как сказал Уларбек Матеев, мы не должны сбавлять темп проведения реформ, чтобы инвестиции осваивались эффективно и не разворовывались. Я тоже считаю, что с Камбаратой мы поторопились: процесс приватизации следовало начинать со средних и даже мелких ГЭС. Но теперь у нас нет выбора и надо реформироваться в ходе реализации стратегических проектов. Гражданское общество должно быть начеку, не забывая, как много рисков и искушений таится в нашей энергетике и каким сложным является процесс перехода от закрытой системы управления к открытой, прозрачной и честной. Подготовил Замир ОСОРОВ. Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/19135/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007