Распечатать: Завтра будет поздно РаспечататьОставить комментарий: Завтра будет поздно Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Завтра будет поздно Посмотреть комментарии

8 июня 2007

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Завтра будет поздно

    Выступление президента К. Бакиева в Жогорку Кенеше

    Уважаемые депутаты!

    Необходимость моего визита к вам обусловлена тем, что через три недели вы уйдете в отпуск с последующим переходом к работе в округах.

    Между тем существует ряд вопросов, решение которых не терпит отлагательства. Мы с вами многое сделали в этом сессионном году. Сейчас надо поставить убедительную точку, сделать хороший заключительный аккорд.

    Речь идет о самых насущных для страны вопросах. Мы много занимались политическими проблемами. Но самой серьезной проблемой остается наша экономическая слабость. На первый взгляд изменения в экономике страны выглядят неплохо. Растут валовой внутренний продукт, инвестиции, сбор налогов, что отразилось на росте бюджета страны. До марта 2005 года парламент прошлого созыва утверждал бюджет в размере 18 млрд. сомов. В этом году - уже 34 млрд. Рост практически в два раза!

    Однако сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних. Но они весьма скромны в сравнении с другими странами, которые развиваются гораздо быстрее, гораздо устойчивее, чем мы. Мы не успеваем за современными темпами развития. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и нашей страной двигает нас в число государств со слабо развитой экономикой. Прошу вас обратить на это особое внимание.

    На минувшей неделе состоялся Форум развития: масштабная встреча с донорами, международными организациями, на которой рассмотрены вопросы реализации Национальной стратегии развития. Таким образом сделан важный шаг в выполнении задач, изложенных в президентском Послании.

    На форуме мы изложили свое видение решения проблем. И оно получило поддержку. Можно сказать, страна вышла на старт большой работы, реальной стратегии развития.

    Сейчас у нас достаточно благоприятная политическая ситуация. Мы на пороге завершения очередного этапа конституционной реформы. Проект конституционных изменений направлен в Конституционный суд. Есть все возможности учесть в Конституции мнение всех политических сил, оппозиции. Уверен, мы придем к согласию. Словом, сложилась нормальная обстановка, чтобы сделать важные шаги в экономическом развитии. Все будет зависеть от того, как пойдут дела в экономике. Нужен комплекс мер, которые должны обеспечить прорыв в экономике. В первую очередь - законодательных мер.

    С сожалением вынужден признать, что данные вопросы не первый раз поднимаются мною в стенах парламента. С еще большим сожалением хочу отметить, что многие из этих вопросов так и остались без ответа. Поэтому я еще раз решил обратиться к вам.

    Правительство готово к работе. Ему крайне необходимы правовые механизмы для развития экономики. Сейчас вся задержка за вами.

    Речь идет  прежде всего  о законодательной базе для привлечения крупных частных инвестиций в ключевые отрасли и завершении разгосударствления энергетического сектора. Скорейшее начало строительства электростанций на Нарыне и других реках сегодня определяет наше будущее. Вы хорошо знаете, вода, водные энергетические ресурсы - главное богатство и основа будущего благосостояния страны. Но чтобы мы могли воспользоваться этими ресурсами, нужно начать их активное освоение, вложить большие деньги, построить станции, водохранилища, каналы.

    Без инвесторов нам не обойтись. Таджикистан очень активно работает в этом направлении. Там нет законодательных препятствий. И они уже активно привлекают американский, китайский, иранский, казахский и российский капитал, полным ходом строят электростанции, сети, готовятся к выходу на афганский и пакистанский энергетический рынок. А мы только ведем разговоры о больших гидроэнергетических богатствах, боимся на словах за свою энергетическую безопасность, но семнадцать лет ничего не делаем, чтобы эти богатства освоить и действительно обеспечить энергетическую независимость.

    Ситуация простая: промедлим на месяц, потеряем годы, и Камбарата-1 и 2 будут пущены не при Бакиеве и не при нынешнем созыве депутатов. Если мы сегодня не примем решение, то они не будут построены никогда. Нас опережают соседи, и завтра все инвестиции в кыргызскую энергетику потеряют смысл.

    Вопрос о строительстве новых станций надо решать в комплексе с передачей в частные руки Бишкекской ТЭЦ, распределительных энергетических сетей. По Бишкекской ТЭЦ надо принимать экстренные меры. У города нет ресурсов, чтобы содержать эту станцию, не говоря уже о ее реконструкции, которая крайне необходима и потребует свыше 4 млрд. сомов. Сегодня за содержание ТЭЦ фактически платят все регионы, даже те, кто не получает ее тепла и электроэнергии. Нам нужен инвестор, который был бы в состоянии вложить ресурсы в модернизацию станции, обеспечить ее дешевым углем, сохранив при этом приемлемый уровень тарифов.

    Это же касается и распределительных сетей, которые входят в четвертый этап программы приватизации. Я знаю, что вы признали неудовлетворительными итоги первых трех этапов. И это правильно. Потому что пока мы не сделаем главный шаг, который и предусмотрен четвертым этапом,  пока не отдадим распределительные сети в частные руки, ни о какой приватизации, тем более успешной, говорить невозможно. Мы же с вами остановились на полпути: создали акционерные общества и успокоились. По сути они так и остались государственными предприятиями. Сегодня именно в распределительных сетях главная проблема. Здесь происходят основные технические и коммерческие потери. Сегодня они один из главных очагов коррупции. Поэтому позиция комитета Жогорку Кенеша вызывает много вопросов. Надо эту коррупционную среду ломать, отдавать предприятия в руки хозяев.

    Но при решении этих вопросов надо четко иметь в виду и контролировать два вопроса.

    Прежде всего  все надо делать строго по закону, через тендеры, конкурсы, как это и предусмотрено законодательством. Никаких махинаций, никаких тайных сделок не должно быть и не будет.

    Но при этом не надо поддаваться тем, кто пытается любую приватизацию использовать для политических игр или добиться решения в свою пользу в обход закона. Надо все делать по закону.

    Другой важный вопрос в приватизации энергетики - жесткий государственный контроль за тарифами, защита интересов граждан, потребителей. Это должно быть предусмотрено в условиях тендеров и в повседневной тарифной политике правительства при жестком контроле Жогорку Кенеша.

    Второй блок законопроектов связан с оздоровлением отношений собственности. Сегодня никто в стране не уверен в том, что его собственность, его капиталы, инвестиции надежно защищены. Почти во всех странах, где прошла приватизация, приняты меры для окончательного закрепления ее итогов, легализации имущества и капиталов. Даже Таджикистан, где, как вы знаете, несколько лет назад была сложная ситуация, принял законы о легализации собственности капиталов и налоговой амнистии в связи с выводом их из тени. Это уже давно сделано в Казахстане и России. Только мы все еще выясняем отношения, вновь и вновь пересматриваем результаты приватизации.

    Привычка отнимать и делить вместо того, чтобы прибавлять и умножать национальные богатства, становится, к сожалению, нашей плохой чертой. Если мы хотим хоть чего-то добиться, чтобы заработали рыночные отношения, надо понять, что демократия и политика должны кончаться там, где начинается собственность и экономика. Вопрос о власти можно и нужно решать голосованием и митингами. Но вопрос о собственности должен решаться только законом.

    На ваше рассмотрение внесены законопроекты, которые должны вывести на свет теневые капиталы. По оценкам специалистов, теневой рынок в несколько раз превышает легальный оборот. Без закона об амнистии капиталов перевести его в сферу легальной деятельности будет очень трудно.

    Сюда же относится и вопрос о страховании депозитов, решение которого также задерживается парламентом. На руках у населения порядка 20 млрд. сомов в виде наличной денежной массы. И никто не торопится нести их в банки. Некоторые ваши коллеги, связанные с банковским бизнесом, с легкостью объяснят, почему это происходит. У всех в памяти еще свежи события 1998-2000 годов, когда в результате краха нескольких коммерческих банков огромное количество людей потеряли свои вклады. И они опасаются повторения этой ситуации. А сейчас, когда предлагается реальный механизм решения этого вопроса, вы по каким-то причинам не желаете его рассматривать.

    Еще один блок законов связан с формированием благоприятной среды для бизнеса. Речь идет о поправках в Налоговый и Таможенный кодексы, ограничении числа проверок. Часть этих законопроектов у вас есть, часть будет внесена правительством.

    К сожалению, время, когда мы имели в этом плане преимущества перед соседними странами, ушло в прошлое. Мы серьезно отстаем. И дело не в политике, не в политической нестабильности, хотя и она негативно влияет. Главная проблема - плохие правила игры и их постоянные изменения в худшую для предпринимателей сторону. Стремясь пополнить государственные доходы, мы переходим  грань, за которой бизнесу становится невыгодно работать в нашей стране, и он уходит.

    Вы знаете, что мы сменили руководство таможенной и налоговой систем. Сегодня уже недостаточно просто давать прирост поступлений. Это было нетрудно сделать на первых порах за счет ограничения коррупции. Теперь нужна более тонкая, более умная работа. Все-таки богатство страны создается предпринимателями, а не фискальными органами. Отсюда должно быть и соответствующее отношение. Поэтому от вас, уважаемые депутаты, требуется в максимально сжатые сроки принять новый Налоговый кодекс.

    Сейчас благоприятный момент и очень важный этап, чтобы сделать серьезные шаги. У нас с вами осталось не так много времени. Только один месяц сессионной работы. Некоторые депутаты хотят перенести рассмотрение важных вопросов на осень под предлогом их неготовности. Скажу твердо: правительство готово представлять законопроекты и защищать по всем вопросам. Перенос на осень - это не просто нежелание рассматривать вопросы сейчас.

    Поэтому я прошу вас поработать в эти дни и без излишней политизации просто принять необходимые, очень нужные стране решения.

    (Публикуется в изложении.)

    


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/18825/


Распечатать: Завтра будет поздно РаспечататьОставить комментарий: Завтра будет поздно Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Завтра будет поздно Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007