Распечатать: Тратим больше, чем зарабатываем РаспечататьОставить комментарий: Тратим больше, чем зарабатываем Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Тратим больше, чем зарабатываем Посмотреть комментарии

5 июня 2007

ЭКОНОМИКА

Тратим больше, чем зарабатываем

    Французская революция 1789 года знаменательна еще и тем, что впервые на ее знаменах были начертаны лозунги "Свобода, Равенство, Справедливость". Тем самым был задан вектор направления едва ли не всем последующим революциям. И, по большому счету, все они обернулись обманом, поскольку социально-экономическое, имущественное и прочее неравенство было, есть и будет во всех странах независимо от исповедуемых "измов". Так что справедливости в этом смысле нет и быть не может. Что же касается свободы, то, как справедливо подметил Виктор Гюго в романе о французской революции: "Свобода одного гражданина кончается там, где начинается свобода другого гражданина".

    Речь же об этом зашла потому, что с развалом Союза и появлением на политической карте мира 15 новых суверенных государств социально-экономическое и имущественное неравенство, несправедливость в распределении общенародного достояния и общественных благ достигли в них беспрецедентных размеров.

    По недавней информации в российских СМИ со ссылкой на российскую экономическую статистику, разрыв между 10 % самых бедных и 10 % наиболее обеспеченных в этой стране - 15-кратный.

    Не знаю, ведется ли подобная статистика у нас, и если да, то почему она не становится достоянием широкой общественности. Пока же, не располагая конкретными данными на этот счет, могу предположить, что в нашей стране этот разрыв еще более чудовищный. Думаю так потому, что Кыргызстан значительно беднее России. А как показывает мировая практика, чем беднее страна, тем глубже пропасть между самыми обездоленными и самыми обеспеченными.

    Замечу, что та же международная практика убеждает: наилучшее состояние социального здоровья общества и его самочувствия наблюдается, когда разница в доходах между 10 % самых богатых и 10 % самых бедных достигает 5-8 раз.

    В странах, где это различие выше, люди, оказавшиеся за чертой бедности, живут с ощущением несправедливости в распределении благ и доходов, что ведет к росту социальной напряженности, к демотивации труда, к дестабилизации общества.

    Так что, по чести говоря, мы должны быть благодарны тому, что рядом с нами находится более зажиточный Казахстан и не очень далеко от нас Россия, которые, в общем-то, благосклонно относятся к нашим трудовым мигрантам. Не будь этого, не работай в этих государствах несколько сотен тысяч наших граждан в расцвете лет и сил, трудно представить, каким мог быть у нас накал социальной напряженности.

    Между прочим, если верить данным нашего Нацстаткомитета об уровне зарплаты среднестатистического работника - этого, как мы привыкли считать, основного источника семейного дохода, - то социальная напряженность должна быть значительно выше той, что наблюдается сегодня в нашем обществе. И жить население республики в целом с учетом уровня цен на основные товары и продукты должно было бы гораздо хуже, чем живет на самом деле.

    Подозреваю, что работники Нацстаткомитета с некоторых пор относятся ко мне с определенной долей антипатии. Но что поделаешь, если публикуемые ими данные неизменно вызывают у меня некоторые сомнения и недоумение, если цифры, которыми они оперируют, остаются для меня неразрешимой загадкой.

    Например, как и чем объяснить то, что кыргызстанцы из года в год тратят значительно больше, чем официально зарабатывают. Важное уточнение. В данном случае я имею в виду вовсе не республиканский бюджет с запланированными на текущий год доходами 26,2 млрд. сомов и расходами в 32,2 млрд. Речь идет о доходах и расходах самого населения.

    Скажем, согласно статистике, средняя заработная плата в 2006 году составила 3059 сомов. В то же время среднемесячная численность работников списочного состава (за исключением коммерческих предприятий с числом до пяти работников) была в пределах 500-510 тысяч. Зарплату же получали и того меньше, поскольку работников числится всегда больше, чем фактически трудится. Однако будем считать, что все 500 тысяч регулярно получали заработанное. Несложно подсчитать, что всем им за год в совокупности выплачено менее 18,4 млрд. сомов. Учтем еще 550 тысяч пенсионеров со среднемесячной пенсией в 1000 сомов. Это еще 6,6 млрд. сомов в год. Итого все учитываемые Нацстаткомитетом работники и пенсионеры получили за год 25 млрд. сомов.

    А теперь посмотрим вот на какую удивительную вещь. Общий оборот торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостиниц и ресторанов немного не дотянул в прошлом году до 107 млрд. сомов. Только на приобретение продовольственных и непродовольственных товаров кыргызстанцы израсходовали за год без малого 71 млрд. сомов.

    О чем это говорит? В первую очередь о том, что в Кыргызстане чрезвычайно велика сумма скрытых доходов.

    Иными словами, многие граждане зарабатывают тайно, не показывая полученные суммы в полном объеме в бухгалтерских документах, а вот тратят явно, поскольку тратить скрытно получается далеко не всегда.

    Во вторую очередь общий оборот торговли подсказывает, что мы в целом живем не так уж плохо и бедно, как это внушаем сами себе и привыкли традиционно считать.

    Вряд ли для кого-то является тайной то, что значительная часть кыргызстанцев получает "дополнительные" деньги, подрабатывая в теневом бизнесе. По-прежнему широко распространена так называемая "конвертируемая" валюта, то есть весомая доля заработной платы выдается в конверте, о которой, естественно, не сообщается в налоговые, социальные и статистические службы. Почему так происходит - тема, требующая отдельного разговора. Ну и немалые суммы финансовых средств поступают в республику от трудовых мигрантов, поддерживающих оставшихся здесь родителей и членов семей. Все это приводит в конечном итоге к тому, что уровень жизни, выражением которого служит величина реальных доходов населения, отражающих динамику фактического потребления, заметно повышается.

    Самый простой, лежащий, что называется, на поверхности пример. По инерции мы постоянно ссылаемся на недопустимо маленькую зарплату в здравоохранении. По данным Нацстаткомитета, она действительно крайне, просто неприлично низкая. В прошлом году она в среднем не дотягивала даже до 1750 сомов. Но ведь ни для кого не секрет, что с нашей некогда бесплатной медициной давно покончено. В лечебных учреждениях Кыргызстана уже давно бесплатно ничего не делается. Смею предположить, что в сфере здравоохранения крутятся в обороте наличные деньги, пожалуй превосходящие по объему те, что прокручиваются в ресторанном бизнесе. Так что доходы медиков все же не так малы, как официально афишируется.

    Хотя совершенно очевидно, что в Кыргызстане уровень заработной платы существенно ниже мировых стандартов. Но и тут не все так просто и однозначно. Если говорить об абсолютной величине оплаты труда, то тут мы, бесспорно, аутсайдеры. Что же касается относительного объема ВВП, то здесь возникают серьезные сомнения. Скажем, у нас официальная оплата труда в распределении валового внутреннего продукта не превышает 20 % (замечу, что в странах с развитой экономикой и с устоявшимися институтами обеспечения социальной стабильности этот показатель достигает 70-80 %). Но если судить по общему обороту торговли и услуг населению, то он зашкаливает за 94 % к ВВП. И это без учета расходов на налоги, покупку валюты, вкладов на депозиты и др. Кто сможет популярно и внятно объяснить, что же происходит на деле в кыргызской экономике?

 

    Такая разная жизнь

    Несомненно, рост в 2006 году доходов Кыргызстана, измеряемых конечным душевым потреблением, не может не радовать. Если в 2005 г. годовой оборот торговли и услуг на душу населения составил 17111 сомов, то в 2006 - 20258. Рост - 18,4 %. К сожалению, разрыв в качестве жизни между столицей и глубинкой чрезвычайно велик. Скажем, в Бишкеке общее потребление на среднего жителя в прошлом году сложилось в размере 73653 сомов, тогда как в Нарынской области - 4104. Разница почти 18-кратная. Иными словами, средний бишкекчанин потребляет за месяц чуть ли не в полтора раза больше, чем нарынец за весь год.

    Наиболее заметный рост потребления на душу населения произошел в Джалал-Абадской области - 37 %. Жаль только, что в абсолютных цифрах этот рост оказался ниже среднереспубликанского. По республике он вырос за год на 3147 сомов, а в южной области - на 1939. Несмотря на высокие темпы роста, абсолютный разрыв все же увеличился не в пользу джалалабадцев.

    А самый низкий рост потребления наблюдался в Ошской области - 14,4 %, или с 4557 до 5210 сомов. Все это вызывает определенные сомнения и удивление. Ведь в этой области находится Кара-Суйский базар, считающийся едва ли не самым большим в Средней Азии. Так что данные Нацстаткомитета наводят на мысль о том, что в этом королевстве далеко не все ладно с учетом и контролем в сфере товарооборота и денежного обращения. Особенно если учесть, что областной центр занимает второе место в списке со среднедушевым потреблением в 37275 сомов.

    Статистика об уровне потребления в северной и южной столицах республики и ее глубинке убедительнее всяких слов объясняет, почему молодежь из села дружно устремляется в эти города.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/18756/


Распечатать: Тратим больше, чем зарабатываем РаспечататьОставить комментарий: Тратим больше, чем зарабатываем Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Тратим больше, чем зарабатываем Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007