Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
15 мая 2007 | ЭКОНОМИКА |
О хлебе насущномАлександр Шефнер, директор независимой хлебной инспекции Бишкека, президент Ассоциации производителей обогащенной муки и хлебопродуктов, серьезно озабочен ситуацией на рынке муки и хлеба. - Республика, производя муки меньше потребностей, зависит от ее импорта. В чем роль вашей инспекции? - Наша инспекция - государственный орган, который занимается сертификацией зерна и хлебной продукции. В ее составе лаборатория для проведения физико-химических, бактериологических, токсикологических и по показаниям безопасности исследований зерна, муки, крупы, в том числе импортных. В республику поступает много муки из Казахстана, круп из России, мы обязательно участвуем в процедуре их признания при растаможивании, подтверждая или опровергая выданные отправителем документы и вручая на основании исследований кыргызский сертификат качества и соответствия. - Каким образом это происходит? Вы проверяете муку и крупу на таможне или задерживаете до окончания проверки у себя? - В постановлении правительства о процедуре растаможивания есть пункт: признание документа о качестве, который импортеры обязаны предъявить. В республике несколько органов сертификации товаров, и поставщики (или фирмы-импортеры) могут прийти к нам, в Кыргызстандарт или его областные филиалы. Они обязаны предоставить сертификат качества и образец документов. - А где в это время находится груз - на границе или в таможенном терминале? Сколько времени вы проверяете продукты? - Два дня. Поставщики оставляют обязательство, что до получения от нас разрешения они не могут реализовать груз. На железной дороге их не задерживают. - Много ли было отказов? - По показателям безопасности ни одного, а по качеству - есть нормативные документы, определяющие, к примеру, какого сорта мука прибыла к нам, ведь от этого зависит и стоимость. Было много случаев расхождения по качеству муки и зерна. Поставщик заявляет, что зерно третьего класса, а фактически четвертого. К тому же мы являемся и арбитражным органом, разбирая споры между отправителем и получателем. Если мы не согласны с сертификацией Казахстана, то извещаем их об этом, а они вольны признать или не признать нашу правоту. Иногда приезжает их представитель, мы совместно отбираем образцы товара, делаем экспертизу и до сих пор всегда выигрывали. Мы на страже наших производителей и потребителей. - А сколько у нас муки собственной и завозной? - Таких цифр у нас нет. По статистике, в республике в последние годы производится 220 тысяч тонн при потребности 550 тысяч. Часть ввозится контрабандой, кое-что производят малые мельницы, которые не отчитываются перед статистиками. - А как вы определяете в поступающей муке содержание железа? - Есть два способа. Простой и быстрый - это СПОТ-тест (точечный контроль). Его за десять минут делают эксперты при производстве муки на предприятии. Капнув раствор в щепотку муки, специалисты визуально определяют, сколько в ней железа, сравнивая с эталоном. По норме железа должно быть 120 мг/кг. Этот способ - не арбитражный, то есть не для споров с нерадивыми поставщиками. Он показывает, есть железо или нет. А можно определить количество железа химическим способом на спектрофотометре. - Сколько мукомольных предприятий реально обогащают муку? - Фидеры - дозирующие устройства - установлены на 21 мельнице всех регионов. - Как вы определяете, кого включать, а кого нет, в процесс обогащения муки? Или они сами должны сделать заявку? - Самым главным требованием для включения предприятия в процесс железообогащения является стабильность работы, экономическая устойчивость. Есть у нас мельницы, где оборудование не используется, их положение неустойчиво, зерно закупить не могут, простаивают. - А почему они не хотят включиться в процесс? Им невыгодно, или закона нет? - Рынок диктует свои требования, бизнес должен быть прибыльным. С 2002 года, когда Азиатский банк развития вошел в эту программу, стало понятно, что нужно заинтересовать частников производить обогащенную муку. Опыт показал, что это произойдет в трех случаях. Первый - при наличии повышенного спроса, когда население будет предпочитать укрепляющую здоровье муку с железом и витаминами простому товару. Второй - если будет закон, проект которого уже несколько лет рассматривают депутаты. Третий - если заинтересовать производителя. Почему наши предприятия мало производят обогащенной муки? Потому что им сложно конкурировать с казахскими импортерами, которые находятся в более выгодных условиях. У них НДС 14% у нас - 20. Там импортерам возвращается оплаченный НДС за всю поставляемую муку в течение трех месяцев. Им выгодно работать, и их мука дешевле нашей. Себестоимость нашей муки выше, и мы не можем продавать ниже себестоимости. Мы просим правительство снизить НДС на обогащенную муку до казахского уровня и отсрочить его уплату на ввозимое зерно. Если вопрос решится, у нас обогащенная мука будет. - Скажите, а вся импортная мука обогащена железом и микроэлементами? Есть требование завозить только такую? - Нет, такой муки поступает мало. В конце марта совместно с АБР мы провели семинар с импортерами, чтобы заинтересовать их в завозе требуемой муки. Связываясь с Союзом переработчиков Казахстана, мы приглашаем их эксперта, чтобы решать вопросы экспорта муки на месте. И опять все упирается в закон, которого пока нет. - В Казахстане действует такой закон? Почему они продают нам необогащенную муку? - Он вступил в силу в середине прошлого года, вначале для крупных мельниц, остальные подключаются поэтапно. Из Уральска и Астаны мы уже получаем муку нужного качества. - А вы сами какой мукой пользуетесь? - Разной. У произведенной из местного зерна пониженное содержание клейковины, она идет на лепешки и некоторые макаронные изделия, а на хлеб, манты, пельмени не годится. У казахской муки более высокое хлебопекарное качество. У нас ныне есть много предприятий, завозящих казахское зерно и делающих такую же муку. Потребитель может узнать в торговых точках, что за муку он покупает, из ГОСТа. - Почему же у нас почти повсеместно плохое качество хлеба? - Сегодня пекарен очень много. Контролировать все невозможно. Да и таких функций у нас нет. Еще два-три года назад существовал госнадзор за качеством продукции и технологией как подразделение Кыргызстандарта. Его реорганизовали. В 2006 году правительство постановило его восстановить. Но на сегодня пока ничего не изменилось. Качество хлеба, уверен, должно контролироваться государством. Но и мы, потребители, должны голосовать за качество хлеба, не покупая плохой продукт. Беседовала Елена МЕШКОВА.
Адрес материала: //mail.msn.kg/ru/news/18471/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007